Тег

Скульптура России

Скульптура России
Найденo 7 статей
Захоронение семьи Фульда на Введенском кладбище в Москве. Не ранее 1885. Фирма «Георгий Лист»
Мастера декоративно-прикладного искусства, дизайнерыМастера декоративно-прикладного искусства, дизайнеры
Лист Георгий Адольфович
Лист Гео́ргий Адо́льфович (1858–1909), российский инженер, московский купец 1-й гильдии (1887–1892, с 1896). Основатель фирмы «Георгий Лист», которая занималась художественной обработкой камня в Москве. В сотрудничестве с московскими архитекторами – представителями историзма и модерна выполнил декоративное оформление ряда знаковых построек: фасадов и интерьеров Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; 1898–1912, архитектор Р. И. Клейн), залов особняка А. А. Морозова на улице Воздвиженка (1895–1899, архитектор В. А. Мазырин) и др. Фирмой Листа изготавливались также надгробные памятники: памятник-часовня В. Е. и Е. Н. Морозовых на Преображенском кладбище (1898, архитектор Ф. О. Шехтель), обелиск на могиле архитектора С. С. Эйбушитца на Введенском кладбище (не ранее 1898) и т. д.
Скульпторы
Залеман
За́леман, российские скульпторы 19 – начала 20 вв., отец и сын. Роман Карлович Залеман (Роберт Иоганн) (1813–1874), академик (1858) и профессор (1868) Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал преимущественно в монументальной скульптуре в русле академизма (барельефы южного портала Исаакиевского собора, начало 1840-х гг.; ангел на шпиле Петропавловского собора, оба – в Санкт-Петербурге). Автор портретных бюстов, анималистических статуэток. Гуго Романович Залеман (Гуго Робертович) (1859–1919), академик ИАХ (1889). Создавал произведения на религиозные и мифологические темы в позднеакадемической манере (барельефы на дверях Владимирского собора в Киеве, 1890-е гг.; фриз «Олимпийские игры» на аттике здания Музея изящных искусств, ныне Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, 1902–1904).
Гуго Залеман. Каменный век. 1899
Скульпторы
Мартос Иван Петрович
Ма́ртос Ива́н Петро́вич [1754(?)–1835], российский скульптор, педагог; академик (1782), член Совета (1788), профессор (1794), ректор по скульптуре (1814–1831), почётный ректор (1831–1835) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1818; удостоен за памятник Минину и Пожарскому, 1804–1815, Красная площадь, Москва). Представитель классицизма. Один из новаторов в области мемориальной пластики в России: надгробия С. С. Волконской, Третьяковская галерея, Москва; М. П. Собакиной, Донской монастырь, Москва, оба – 1782; Е. И. Гагариной, 1803, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург; кенотафы «Памятник родителям», 1807; «Супругу-благодетелю», 1809, оба – Павловск). Принимал участие в скульптурном оформлении фасадов строившегося в Санкт-Петербурге Казанского собора. Преподавал в ИАХ с 1779 г.
Дмитрий Антонелли. Портрет ректора Академии художеств скульптора Ивана Петровича Мартоса. 1820
Творческие союзы, ассоциации, объединения
Общество русских скульпторов
О́бщество ру́сских ску́льпторов, российское художественное объединение. Существовало в 1925–1932 гг., его членами были наиболее известные московские скульпторы (В. Н. Домогацкий, Н. А. Андреев, И. М. Чайков – все председатели; Н. И. Альтман, А. С. Голубкина, И. В. Клюн, С. Т. Конёнков, Б. Д. Королёв, В. И. Мухина, И. Д. Шадр, С. Д. Эрьзя и др.). Своей главной задачей ставило создание нового монументального стиля в скульптуре. Деятельность общества способствовала консолидации мастеров различных направлений при сохранении каждым индивидуальной творческой манеры.
Иосиф Чайков. Волейбол. Начало 1930-х гг.
Произведения скульптуры
«Робинзон Крузо в Тобольске»
«Робинзо́н Кру́зо в Тобо́льске», один из туристских брендов Тобольска. В романе Д. Дефо «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо» главный герой вынужден сухопутным путём вместе с караваном московских купцов добираться в Европу через Россию, где он провёл 8 месяцев в 1704–1705 гг. в Тобольске. Тобольск писатель выбрал не случайно, в тот период он был одним из крупнейших городов России, через него проходил торговый путь из Азии в Европу, и он уже тогда был известен европейцам. В 2007 г. создан сквер Робинзона Крузо, в 2009 г. поставлен памятник «Робинзон Крузо и Пятница». Памятник представляет собой три вылитые из бронзы фигуры – Робинзона Крузо, его спутника Пятницы и собаки породы лайка. Сквер Робинзона Крузо служит одним из наиболее популярных мест отдыха жителей и гостей Тобольска.
Страны, регионы, города
Произведения садово-паркового искусства
Летний сад в Санкт-Петербурге
Ле́тний сад в Санкт-Петербу́рге (заложен в 1704), старейший дворцово-парковый ансамбль города. Отразил вкусы Петра I; задуман как обширная регулярная композиция с геометрической сеткой аллей, разделённых боскетами, фигурными прудами, узорными клумбами и другими атрибутами барочных парков (планировка – И. М. Угрюмов, Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов и др.). Включает Летний дворец Петра I – памятник архитектуры и декора петровского барокко (1710–1714, архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер), крупнейшую в стране коллекцию итальянской декоративной скульптуры рубежа 17–18 вв. (Д. Бонацца, А. Тарсия и др.), ажурную ограду-решётку со стороны Невы (1770–1784, архитекторы Ю. М. Фельтен, П. Е. Егоров). С 2002 г. входит в комплекс Русского музея; в составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга включён в список Всемирного наследия.
Летний сад, Санкт-Петербург
События в сфере общественной жизни
Открытие памятника императору Александру III в Иркутске
Открытие памятника императору Александру III в Иркутске. В 1900 г. иркутский генерал-губернатор А. И. Пантелеев обратился к императору Николаю II за «высочайшим соизволением» на открытие сбора средств для изготовления и установки памятника императору Александру III в благодарность за принятое им решение о строительстве Великого Сибирского пути. Инициатива была поддержана: в январе 1901 г. начал свою работу комитет по сбору средств, а в 1902 г. был объявлен конкурс на лучший проект памятника. 17 февраля (2 марта) 1902 г. проекты были представлены комиссии под председательством вице-президента Академии художеств графа И. И. Толстого, осмотрены Николаем II, его супругой и другими членами императорской фамилии; одобрение получил проект скульптора Р. Р. Баха.
Памятник императору Александру III, Иркутск. Открытка. 1916