Софийский собор в Великом Новгороде
Софи́йский собо́р в Вели́ком Но́вгороде (собор Святой Софии в Великом Новгороде; София Новгородская), кафедральный собор Новгородской митрополии Русской православной церкви, памятник древнерусской архитектуры . Возведён в 1045–1050 гг., по одной из версий – на месте деревянной 13-главой церкви (конец 10 в.); заложен новгородским князем Владимиром Ярославичем и освящён 14 сентября 1050 г. (или 1052) епископом Новгородским Лукой Жидятой. В 11–12 вв. служил княжеской усыпальницей, с 12 в. – местом захоронения новгородских владык.
Пятинефный крестово-купольный храм окружён галереями, изначально задуманными как открытые одноэтажные, но впоследствии надстроенными вторым ярусом; увенчан пятью куполами (шестой купол над лестничной башней в юго-западном углу храма), опирающимися на 12 мощных крещатых столбов. Стены сложены в технике смешанной кладки из камня и плинфы на цемяночном растворе. Общая длина здания составляет 36 м, ширина – 38 м, высота до яблока под крестом центральной главы – 35 м.
В 1144 г. галереи собора получили перекрытия. Алтарь имеет трёхчастное строение и завершается с востока тремя апсидами, центральная украшена вертикальными валиками-тягами. К востоку от северной и южной галерей расположены приделы Святого евангелиста Иоанна Богослова и Рождества Богородицы. Одновременно с собором построены паперти, использовавшиеся для погребений, – северная, южная (Мартирьевская) и западная (Корсунская). В северной галерее расположен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Его северная стена восстанавливалась после обрушения 1276 г. и при перестройке в 1830-е гг. На середине высоты устроены хоры, обходящие центральное крестообразное пространство храма буквой П. Большая высота храма стала причиной для использования двойных арок, отделяющих хоры от центрального пространства (в отличие от тройных арок Софийского собора в Киеве). После пожаров в 14 в. и последующих реставраций куполá собора приобрели современную шлемовидную форму. В 1411 г. в юго-западном углу храма создана придельная церковь Святых Гурия, Самона и Авива. В 1688–1692 гг. стены собора нижнего яруса прорезали арками, окна были растёсаны.
Древнейшая сохранившаяся роспись в соборе (в технике клеевой живописи) – образы святых императора Константина I Великого и его матери Елены на одной из северных лопаток в Мартирьевской паперти (предположительно, конец 11 в.). Храм расписан в 1109 г. на средства скончавшегося в 1108 г. святителя Никиты, епископа Новгородского [в куполе – образ Пантократора в окружении четырёх архангелов и четырёх серафимов (утрачен в 1941); в барабане – восемь пророков; фигуры четырёх святых в полный рост – в световых арках между центральной и боковыми апсидами]. В 1140-х гг. созданы росписи Мартирьевской паперти («Деисус» и др.). К 12 в. относится часть мозаичных плит в алтаре, украшающих горнее место с сопрестолием. В 1528 г. по заказу архиепископа Макария западный фасад украшен тремя росписями – «Ветхозаветная Троица», «София, Премудрость Божия» и «Спас Нерукотворный» (поновлялись в 1802, конце 1890-х гг. и около 1908). Бóльшая часть росписей внутри собора создана бригадой Н. М. Сафонова по новой штукатурке в 1897–1900 гг.
Во внешнем убранстве примечательны бронзовые Магдебургские (Сигтунские) врата западного портала с горельефами на библейские темы (исполнены в романском стиле, предположительно между 1152 и 1154, немецкими мастерами Риквином и Вайсмутом; вывезены, по преданию, в 1187 из Швеции в качестве военного трофея или приобретены в 14–15 вв.; сборкой руководил мастер Аврам). В арке, разделяющей Рождественский придел и Мартирьевскую паперть, расположены бронзовые Корсунские врата (пластины с процветшими крестами – середина 11 – 1-я половина 12 вв.; резной узор на пластинах рамы – 2-я половина 16 в.; собраны в конце 17 в.). Для собора в 1335–1336 гг. созданы Васильевские врата в технике золотой наводки (огневого золочения; мастер Ипатий; ныне – в южном портале собора Успенского монастыря в Александрове).
В храме находятся: новгородская икона Божией Матери «Знамение» (12 в.), Большой (Успенский; конструкция 16 – начало 17 вв., восстановлена в 1967 и 1988; с иконами 14–17 вв.) и Малый (Рождественский; 16 в.) иконостасы; монументальный каменный Алексеевский крест (создан по заказу архиепископа Алексия во 2-й половине 14 в.); Большое паникадило работы нюрнбергских мастеров (конец 16 в.; высота 4,5 м, вес около 1,5 т; вклад царя Бориса Фёдоровича Годунова в 1600), более 800 надписей-граффити и рисунков 11–14 вв.; мощи благоверных князей Владимира Ярославича, Мстислава Ростиславича Храброго, Василия Мстиславича и Фёдора Ярославича, княгини Анны Новгородской (1-й жены князя Ярослава Владимировича Мудрого), святых епископов Новгородских Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и др.
В 1922 г. из собора изъята часть церковных ценностей. В 1929 г. храм был закрыт. Постановлением Ленинградского облисполкома от 25 декабря 1929 г. в нём был устроен антирелигиозный музей. Летом 1941 г. эвакуированы произведения декоративно-прикладного искусства из ризницы, Корсунские и Сигтунские врата, архив, инвентарные книги. Во время Великой Отечественной войны в собор попало более 20 снарядов (разрушены часть свода центрального купола, часть северо-западного барабана и сводов), во время оккупации германскими войсками вывезены в Ригу и Псково-Печерский монастырь иконы, светильники, моленные места, книги.
В 1944–1946 гг. укреплены и раскрыты фрески 11–12 вв. (под руководством Ю. Н. Дмитриева). В мае 1945–1947 гг. отреставрированы стены и крыши, на куполах вновь установлены кресты (три старых и три новых); иконы и другие вывезенные в оккупацию произведения возвращены в Новгородский краеведческий музей. В 1946–1948 гг. под руководством А. Л. Монгайта проведены раскопки в Мартирьевской паперти (продолжены в 1955 под руководством М. К. Каргера). В 1948 г. реставрированы росписи западного фасада (Е. А. Домбровская, Д. Е. Брягин, А. М. Казанская).
В 1959–1964 гг. прошла реставрация росписей конца 19 в. (художники-реставраторы Центральных научно-реставрационных мастерских Госстроя РСФСР под руководством Д. Е. Брягина); в 1961 г. укреплены фрески центрального барабана. В сентябре 1964 г. собор открыт для экскурсий. В 1967–1968 гг. установлены иконостасы, моленные места. В 1969 – 1970-е гг. в соборе проводились концерты духовной музыки Государственной республиканской академической русской хоровой капеллы под руководством А. А. Юрлова. В 1970 г. на южном фасаде открыта мемориальная доска в честь 750-летия со дня рождения князя Александра Ярославича Невского. В 1980–1981 гг. реставрированы Сигтунские и Корсунские врата.
В 1981–1989 гг. проведена комплексная реставрация собора (автор проекта реставрации Г. М. Штендер); устроены новые медные крыши, купола вновь позолочены, укреплены росписи, разобраны и вновь установлены иконостасы. В 1983–1985 гг. собор был закрыт для посетителей. Летом 1991 г. возвращён Русской православной церкви (торжественный акт в присутствии патриарха Алексия II состоялся 16 августа); на 2-м этаже галерей и приделов сохранились помещения Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. В 1992 г. Софийский собор включён в список Всемирного наследия как часть объекта «Исторические памятники Новгорода и окрестностей».
Из Софийского собора происходят иконы «Апостолы Павел и Пётр» (середина 11 в., Новгородский музей-заповедник), «Спас Милостивый» («Спас Златая риза», середина 11 в.; с 16 в. в Успенском соборе Московского кремля) и др.; два серебряных позолоченных литургических сосуда-кратира (Большой и Малый сионы; начало 12 в.; Новгородский музей-заповедник), деревянные резные и расписные Святительское (1560) и Царское (1570–1572) моленные места (разбирались в 1900-е и 1940-е гг., в 1967–1968 вновь смонтированы в Софийском соборе; с 1990-х гг. Святительское место в разобранном виде в Новгородском музее-заповеднике).
В 60 м к юго-востоку от собора расположена Софийская звонница (1439; западная пристройка и ярус звона с пятью пролётами – 1530 – 1540-е гг.; второй этаж западной пристройки, крыльцо, изразцы, дом для звонарей – 2-я половина 17 в.; барабан с куполом – 18 в.). К юго-западному углу собора пристроена церковь Николы на Владычном дворе (1442; перестроена на старом основании в 1532) и Исповеднические ворота Владычного (Митрополичьего) двора (над воротами в 1466 устроена церковь Богоявления, перестроена в 1671).