#Монументальная скульптура
Монументальная скульптура
Тег

Монументальная скульптура

Монументальная скульптура
Найденo 26 статей
Памятник «Тысячелетие России», Великий Новгород. 1861–1862
Произведения скульптурыПроизведения скульптуры
Памятник «Тысячелетие России»
Па́мятник «Тысячеле́тие Росси́и», монумент в Великом Новгороде. Выполнен по проекту художника М. О.  Микешина (доработан архитектором Г. А. фон Боссе; архитектор В. А. Гартман, скульпторы И. Н. Шредер, Р. К. Залеман, П. С. Михайлов и др.) и открыт в 1862 г. в Новгородском кремле в дни празднования 1000-летия российской государственности (с момента призвания Рюрика на княжение в 862). Включает 128 фигур, в числе которых изображения Рюрика, равноапостольного князя киевского Владимира Святославича, благоверного великого князя владимирского Дмитрия Ивановича Донского, великого князя московского и владимирского Ивана III Васильевича, царя Михаила Фёдоровича и императора Петра I, а также горельефные и барельефные изображения значимых для российской культуры личностей, помещённые на опоясывающем монумент ленточном фризе. Был разобран гитлеровцами во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., восстановлен после освобождения Новгорода в 1944 г.
Скульпторы
Слютер Клаус
Слю́тер Кла́ус (около 1360 – между 1405 и 1406), бургундский скульптор и архитектор нидерландского происхождения. Новатор, стоял у истоков Северного Возрождения. С 1385 г. в Дижоне на службе у герцога бургундского Филиппа II Смелого. Автор скульптурных композиций портала часовни (до 1397) и «Голгофа» в картезианском монастыре Шанмоль (1396–1405; т. н. Колодец пророков), процессии оплакивающих в гробнице Филиппа II Смелого (с 1404, Музей изящных искусств, Дижон). Творчество Слютера в значительной мере определило пути развития скульптуры и живописи эпохи Возрождения в Бельгии, Нидерландах, Франции, Германии и отчасти в Испании.
Клаус Слютер. Ангел. Фрагмент т. н. Колодца пророков («Колодца Моисея»). Монастырь Шанмоль, Дижон. Ок. 1396–1405
Скульпторы
Эйнар Йоунссон
Э́йнар Йóунссон (Einar Jónsson) (11.5.1874, хутор Гальтаветль, община Хрюнаманна, регион Сюдюрланд – 18.10.1954, Рейкьявик), исландский скульптор. Один из основоположников монументальной скульптуры в стране. Учился в копенгагенской Королевской академии искусств (1896–1899) у датских скульпторов В. Биссена и Т. Стейна. Получив стипендию альтинга (1902), в 1902–1903 гг. жил в Риме. Преимущественно работал с гипсом, некоторые работы впоследствии повторены в бронзе (памятник основателю Рейкьявика Ингольву Арнарсону, гипсовая модель – 1902–1903, 1906, Художественный музей Эйнара Йоунссона, Рейкьявик; бронзовая статуя – 1907, установлена в Рейкьявике в 1924). Его работы часто были вдохновлены исландскими фольклором («Рассвет», 1906) и традициями; сюжет скульптуры «Изгои» (1901, Художественный музей Эйнара Йоунссона; первое произведение мастера, представленное публике), вероятно, опирается на древний исландский обычай изгнания преступников из общины.
Эйнар Йоунссон работает над памятником Торфинну Карлсефни
Скульпторы
Зале Карлис
За́ле Ка́рлис (1888–1942), латвийский скульптор. Участник осуществления плана монументальной пропаганды: бронзовые памятники Н. А. Добролюбову (1918) и Дж. Гарибальди в Петрограде (1919; оба не сохранились), и др. Создал символические монументальные образы (ансамбль Братского кладбища, 1924–1938, «Памятник свободы», 1931–1935, оба – в Риге). Исполнял также станковые произведения (горельеф «Рыбак», гранит, 1939, Музей г. Мальмё, Швеция).
Памятник Свободы, Рига. 1931–1935. Архитектор Эрнест Шталберг. Скульптор Карлис Зале
Скульпторы
Залеман
За́леман, российские скульпторы 19 – начала 20 вв., отец и сын. Роман Карлович Залеман (Роберт Иоганн) (1813–1874), академик (1858) и профессор (1868) Императорской Академии художеств (ИАХ). Работал преимущественно в монументальной скульптуре в русле академизма (барельефы южного портала Исаакиевского собора, начало 1840-х гг.; ангел на шпиле Петропавловского собора, оба – в Санкт-Петербурге). Автор портретных бюстов, анималистических статуэток. Гуго Романович Залеман (Гуго Робертович) (1859–1919), академик ИАХ (1889). Создавал произведения на религиозные и мифологические темы в позднеакадемической манере (барельефы на дверях Владимирского собора в Киеве, 1890-е гг.; фриз «Олимпийские игры» на аттике здания Музея изящных искусств, ныне Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, 1902–1904).
Гуго Залеман. Каменный век. 1899
Скульпторы
Мартос Иван Петрович
Ма́ртос Ива́н Петро́вич [1754(?)–1835], российский скульптор, педагог; академик (1782), член Совета (1788), профессор (1794), ректор по скульптуре (1814–1831), почётный ректор (1831–1835) Императорской Академии художеств (ИАХ); действительный статский советник (1818; удостоен за памятник Минину и Пожарскому, 1804–1815, Красная площадь, Москва). Представитель классицизма. Один из новаторов в области мемориальной пластики в России: надгробия С. С. Волконской, Третьяковская галерея, Москва; М. П. Собакиной, Донской монастырь, Москва, оба – 1782; Е. И. Гагариной, 1803, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург; кенотафы «Памятник родителям», 1807; «Супругу-благодетелю», 1809, оба – Павловск). Принимал участие в скульптурном оформлении фасадов строившегося в Санкт-Петербурге Казанского собора. Преподавал в ИАХ с 1779 г.
Дмитрий Антонелли. Портрет ректора Академии художеств скульптора Ивана Петровича Мартоса. 1820
Термины
Фонтан
Фонта́н, произведение архитектуры малых форм, служащее обрамлением для потока воды. Издревле выступает источником питьевой воды, украшает сады и парки, пространство города. Фонтаны появились в Древнем мире, в том числе как культовые объекты. В 16–18 вв. созданы самые значительные ансамбли фонтанов: на вилле д’Эсте в Тиволи (1550–1572, П. Лигорио), в Версале (1661–1688, А. Ленотр при участии Л. Лево) и Петергофе (c 1710, Ж.-Б. Леблон). Во 2-й половине 20 в. фонтаны порой – примеры экспериментов в сфере современного искусства («Фонтан Стравинского» в Париже, 1983, Ж. Тэнгли, Н. де Сен-Фаль). Для рубежа 20–21 вв. характерен минимализм архитектурной и скульптурной основы фонтанов, использование кинетических и светомузыкальных эффектов.
Фонтан Треви, Рим. 1732–1762. Архитекторы Никола Сальви, Джузеппе Паннини
Скульпторы
Комов Олег Константинович
Ко́мов Оле́г Константи́нович (1932–1994), российский скульптор, народный художник СССР (1987), действительный член Академии художеств СССР (1988). В конце 1950 – 1960-х гг. работал преимущественно в станковой пластике, создавая жанровые композиции и портреты в русле сурового стиля. В начале 1970-х гг. обратился к созданию монументальных по размерам, но камерных по духу памятников деятелям истории и культуры. Автор скульптурной пушкинианы. Лауреат Государственной премии СССР (1981).
Олег Комов. 1980
1
2
3