Рюрик
Рю́рик (др.-сканд. Hrœríkr) (годы рождения и смерти неизвестны), согласно раннему древнерусскому летописанию, правитель Северо-Западной Руси и родоначальник династии Рюриковичей; отец Игоря. Существование Рюрика как реального лица ныне признаётся практически всеми отечественными исследователями. В зарубежной историографии 21 в., напротив, господствует мнение о том, что фигура Рюрика – плод вымысла летописцев (Raffensperger. 2007; Ostrowski. 2018; Halperin. 2022).
Источники сведений о Рюрике
Единственным источником информации о Рюрике являются летописные тексты, помещённые под 6367 (859), 6370 (862 годом) и 6387 (879) гг. в «Повести временных лет» [ПВЛ; 1110-е гг.; см.: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. 1997. Стб. 18–22; ПСРЛ. Т. 2. 1998. Стб. 13–16] и под 6362 (854) г. в Новгородской первой летописи младшего извода (НПЛ; ПСРЛ. Т. 3. 2000. С. 106–107), которая, по мнению А. А. Шахматова (Шахматов. 2001. С. 228–243), разделяемому современными исследователями (Гиппиус. 2012. С. 47), в целом отразила Начальный свод 1090-х гг. и, соответственно, представляет более ранний текст, нежели ПВЛ.
Совокупность этих текстов получила в историографии название «Сказание о призвании варягов», которое было включено уже в древнейший летописный текст середины 11 в. – «Древнейшее сказание» («Сказание о первых русских князьях», «Древнейшее ядро»). «Сказание о призвании варягов» сохранилось и в НПЛ, и в ПВЛ как цельный текст, невзирая на наличие там хронологической сетки. «Оторвать» от него и поместить под отдельную дату в ПВЛ удалось лишь своего рода зачин – упоминание о взимании дани варягами. Всё остальное повествование, несмотря на его очевидную длительность в некоторое количество лет, отмеченную и в самом тексте, пересказывается под одним 6370 (862) г.
Набор мотивов, образующих сюжет, свидетельствует о том, что за кратким текстом летописного «Сказания о призвании варягов» стояло развёрнутое эпическое повествование – «Сага о Рюрике», по определению датского слависта А. Стендер-Петерсена (Стендер-Петерсен. 2021. С. 49–72). Не исключено, что изначально «Сага...» имела поэтическую форму или, что вероятнее, была прозаической, но включала поэтический текст – хвалебную песнь о Рюрике. На это указывает присутствие в тексте НПЛ большого числа парных формул (большего, чем в других редакциях): «рать велика и усобица», «владѣлъ… и рядилъ», «княжить и владѣть», «дружину многу и предивну», «земля… велика и обилна», «муж мудръ и храборъ» (ПСРЛ. Т. 3. С. 106–107; в ПВЛ некоторые из них отсутствуют), а также «по рѧду по праву» в Ипатьевской летописи (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 14) (Мельникова. 2008. С. 227–232; Мельникова. 2019).
Сведения о биографии Рюрика
Все летописные даты, касающиеся биографии Рюрика, в высшей степени условны. Общепризнано (вслед за А. А. Шахматовым), что текст о событиях от Кия до Владимира Святославича первоначально был связным повествованием, не разделённым на временные отрезки и, соответственно, не имевшим датировок. Его разбивка по годовым статьям была осуществлена не ранее 1070-х или 1090-х гг. Все датировки для 9 и большей части 10 вв., за исключением 3 или 4 (Назаренко. 2016. С. 626–627) – результат собственных расчётов летописца, основанных на нескольких датах, заимствованных из византийских источников и касавшихся собственно византийской истории. При этом уже первая, начальная дата – год вступления на престол византийского императора Михаила III [6360 (852) в ПВЛ (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 17; Т. 2. Стб. 12) и 6362 (854) в НПЛ (ПСРЛ. Т. 3. С. 105)] – была вычислена неверно, поскольку правление Михаила III началось в 842 г.
Хронологию ранней русской истории (до последних десятилетий 10 в.) делают ненадёжной не только отсутствие сведений у летописца и его ошибки в подсчётах. Отправной точкой древнерусского летосчисления, заимствованного в Византии, было Сотворение мира, дата которого имела много вариантов, в том числе и в самой Византии. На Руси была распространена «константинопольская эра», по которой дата Сотворения мира соответствовала 1 марта 5509 г. до Рождества Христова, позднее в Византии её перенесли на 1 сентября, но на Руси обычно до Рождества Христова насчитывалось 5508 лет, а началом года мог считаться март или сентябрь. Поскольку невозможно установить, какими эрой и календарным стилем (мартовским или сентябрьским) пользовался летописец, помещая рассказ о событии под тем или иным годом от Сотворения мира, то перевод всех дат из годов от Сотворения мира в годы нашей эры условны и лишь создают иллюзию точности.
Согласно «Сказанию о призвании варягов», Рюрик был приглашён на княжение знатью чуди, словен и кривичей (по ПВЛ), а также мери (по НПЛ) для того, чтобы он «володѣлъ нами и судилъ по праву» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 19), «володѣлъ нами и рѧдилъ по рѧду по праву» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 14), «владѣлъ нами и рядилъ ны по праву» (ПСРЛ. Т. 3. С. 106). В обращении послов приводится сходная формула: «земля наша велика и обилна, а наряда в ней [у нас – НПЛ] нет. Да поидѣте кнѧжитъ и володѣти нами» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 20; Т. 3. С. 106). Во всех редакциях «Сказания...» приглашение на княжение Рюрика включает условие – судить/рядить по праву/по ряду, что указывает на существование договора-ряда, определявшего условия правления Рюрика (Пашуто. 1970. С. 53). К ним прежде всего относилось ограничение власти будущего правителя нормами местного (обычного) права – «судить/рядить по праву» (Мельникова. 1991). Другая его обязанность заключалась, вероятно, в защите пригласивших его «племён» от внешней опасности – нападений других отрядов скандинавов, стремившихся установить контроль над Волховско-Ильменским регионом: такой пункт включался во все известные договоры с викингами в Англии и Франкском государстве (Мельникова. 2008).
Прибыл Рюрик вместе со своими «братьями» Синеусом (Signjótr) и Трувором (Þórvarðr), по одной версии, в Ладогу (Альдейгьюборг, др.-сканд. Aldeigjuborg, ныне Старая Ладога) (Ипатьевская летопись, Радзивилловская летопись), по другой версии – в Новгород (НПЛ). В Лаврентьевской летописи место прибытия Рюрика не указано, а попытки исследователей восполнить его в соответствии с отмеченной Н. М. Карамзиным в примечаниях к «Истории российской» поздней приписке «Новг.» на полях Троицкой летописи, утраченной в Московском пожаре 1812 г., ныне в историографии оставлены (Щавелёв А. С. Славянские легенды о первых князьях. Москва, 2007. С. 94–95. Прим. 169; Вилкул. 2008. С. 279–280). В то же время следует отдельно отметить гипотезу А. А. Гиппиуса (Гиппиус А. А. Новгород и Ладога в Повести временных лет // У истоков русской государственности. Санкт-Петербург, 2007. С. 213–220), который на иных основаниях приводит аргументы в пользу того, что исходно в ПВЛ содержалась именно «новгородская версия» прибытия Рюрика на Русь.
Ладога – важнейший торговый и ремесленный центр (эмпорий) в Волховско-Ильменском регионе, был основан в середине 8 в. (или несколько ранее) скандинавами, к которым вскоре присоединились славяне.
Отождествление упомянутого в «Сказании о призвании варягов» Новгорода с одним из археологических памятников Поволховья – предмет дискуссии. Древнейшие выявленные археологами слои собственно Новгорода (ныне Великий Новгород) относятся к 930-м гг., что исключает пребывание в нём Рюрика. Приоритетной версией в отечественной историографии является отождествление упомянутого в «Сказании...» Новгорода с Городищем (с 19 в. Рюриково городище), расположенным на правом берегу Волхова, выше по течению от Новгородского кремля (ныне в черте Великого Новгорода). Эту версию во многом подкрепляют многолетние систематические археологические исследования этого памятника. Изначально холм занимал посёлок носителей культуры сопок, отождествляемых со словенами (Носов. 2017. С. 25). Около середины 9 в. на Городище отмечается появление сильного скандинавского компонента (Носов. 2017. С. 25), а, вероятно, на рубеже 850–860-х гг. были возведены мощные укрепления (дендродаты их цокольного яруса укладываются между 858 и 861; см.: Хвощинская. 2021. С. 119). Строительство укреплений должно было продемонстрировать значение поселения в первую очередь как административного центра (Хвощинская. 2021. С. 118), которое, очевидно, контролировало выход из Волхова в озеро Ильмень.
Появление в Ильменском Поозерье ряда поселений, связанных с Городищем и участвовавших в торговле и обеспечении торгового пути, свидетельствует о том, что на протяжении 1-й половины 9 в. в Поволховье формировалось предгосударственное политическое образование (полития), центром которого было Городище. Именно здесь, вероятнее всего, и обосновался Рюрик. Можно предполагать, что Рюрик сумел стать «конунгом» Волховско-Ильменской политии и закрепиться здесь на достаточно долгое время, чтобы память о нём запечатлелась в устном предании и дошла до летописцев (вероятно, именно благодаря «ряду», заключённому им с местной знатью на основе общих интересов в эксплуатации трансконтинентального Балтийско-Волжского торгового пути).
Вероятно, скандинавы, называли Городище Хольмгард (др.-сканд. Holmgarðr – огороженное поселение на островке; существует предположение, что Holmgarðr – калька др.-рус. Холм-город: Джаксон. 1990); к 11 в. это название было перенесено ими на возникший Новгород.
Во всех редакциях «Сказания о призвании варягов» сообщается, что после смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единоличным правителем: «и приѩ власть Рюрикъ… тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 20; Т. 2. Стб. 14–15), «и прия власть единъ Рюрикъ… и нача владѣти единъ» (ПСРЛ. Т. 3. С. 107).
Спустя некоторое время [сообщение помещено в ПВЛ под 6387 (879)] Рюрик умер, оставив своего сына Игоря (согласно версии ПВЛ, весьма юного; см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 22; Т. 2. Стб. 16) на попечение Олега – своего родича («от рода єму суща»: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 16) и/или воеводы (ПСРЛ. Т. 3. С. 107).
Таким образом, на основании «Сказания о призвании варягов» и его исторического контекста можно полагать, что Рюрик был предводителем одного из скандинавских отрядов, который сумел захватить и удержать власть в формировавшейся политии в Волховско-Ильменском регионе в последние десятилетия 9 в.
Этимология имени Рюрика и его «братьев»
Имя Рюрика имеет очевидную скандинавскую этимологию (Schramm. 1980) и восходит к древнескандинавскому двухосновному имени Хрёрик (Hrœ-ríkr, герм. *Hrōþ-rīkaz – славой могущественный или прославленный правитель). Выведение имени Рюрик из поморско-славянского rerig (сокол) невероятно по лингвистическим соображениям.
Имя Хрёрик широко представлено в древнескандинавском антропонимиконе. В древнешведской форме Rørik оно засвидетельствовано в 5 или 6 среднешведских рунических надписях 11 в.
Неоднократно это имя встречается в именослове датских и южнонорвежских правителей:
Хредрик (Hreðrīc) – вероятно, историческое лицо (предположительно 6 в.) – сын полулегендарного «короля данов» Хродгара из рода Скьёльдунгов, вождей Лайре (о. Зеландия, Дания). Известен по англосаксонской поэме «Беовульф» и исландским сагам (Beowulf, ll. 1189, 1836);
Рорик (лат. Roricus) (ум. до 882) – потомок правителей Хедебю, обладатель лена во Фризии с центром в одном из крупнейших эмпориев Северо-Западной Европы – г. Дорестад (ныне не существует, остатки близ современного г. Вейк-бей-Дюрстеде, Нидерланды). Известен по ряду франкских анналов;
Хрёрик (Hrœríkr) (10 в.) – сын Харальда Прекрасноволосого, конунг в Хёрдаланде (Hörðaland) и Согне (Юго-Западная Норвегия). Известен по «Саге о Харальде Прекрасноволосом» (главы 20, 33) и другим скандинавским источникам (Heimskringla. Vol. 1. Reykjavík, 1941);
Хрёрик (Hrœríkr) (10 – начало 11 вв.) – внук Харальда Прекрасноволосого, сын Дага Харальдссона, конунг в Хёрдаланде (Юго-Западная Норвегия). Известен по «Саге об Олаве Святом» (главы 36, 74–75, 81–84) и другим скандинавским источникам (Heimskringla. Vol 2. Reykjavík, 1945).
Это имя носили также несколько легендарных персонажей:
Хрёрик (Hrœríkr) (предположительно 6 в.) – сын некоего Бёки (Βøki), павший от руки Хрольва Жердинки, племянника Хродгара (вероятно, идентичен Хредрику, сыну Хродгара). Упомянут Саксоном Грамматиком в его переводе «Песни о Бьярки» (Bjarkamál) в «Истории данов» (Saxonis Gesta Danorum. T. 1. 1931. II.11);
Хрёрик Метатель Колец (Hrœríkr Slœngvanbaugi) (предположительно 7 или начало 8 вв.) – сын Харальда Боевого Зуба и дед Гамлета, правитель «Дании», совершавший походы на куршей и славян. Известен по «Истории данов» Саксона Грамматика (Saxonis Gesta Danorum. T. 1. 1931. III.IV.15–VI.4, VI.16, IV. II.1; Sǫgubrot af fornkonungum. 1919–1925. Kap. 6), включён в средневековые генеалогии датских правителей, легендарные в их древнейшей части;
Хрёрик (Hrœríkr) (9 в.) – брат Хельги Проницательного (Helgi Hvassi), конунга Рингерики (Южная Норвегия), позднее Дании (Sǫgubrot af fornkonungum. 1919–1925. Kap. 1);
Хрёрик (Hrœríkr) – сын Ингьяльда сына Фроди (Skjöldunga saga. 1982. 10, 12).
Легендарный характер персонажей, носивших имя Hrœríkr, однако, не затуманивает, а, скорее, подчёркивает династический характер имени и его связь с родами датских и южнонорвежских (тесно связанных между собой, особенно в 9–10 вв.) правителей.
Имена «братьев» Рюрика также восходят к древнескандинавским антропонимам: Синеусъ – к др.-сканд. Signjótr (победу использующий), которое известно по 6 руническим надписям, происходящим только из Средней Швеции (в именословах других Скандинавских стран не встречается); Труворъ – к др.-сканд. Þórvar(ð)r (страж, охранитель Тора), широко употребительному имени, особенно в Западной Скандинавии. Социальная нейтральность имён «братьев» Рюрика (в отличие от его собственного династического имени) делает родство с ним Синеуса и Трувора маловероятным.
Большинство исследователей считают Синеуса и Трувора вымыслом летописца для формирования триады правителей (А. А. Шахматов, Д. С. Лихачёв). Различные триады действительно свойственны поэтике фольклора, а мотив трёх (или двух) братьев характерен для преданий о первоправителях. Однако сугубо «фольклорное» дополнение вряд ли могло быть сделано летописцем, скорее оно произошло в процессе устного бытования «Саги о Рюрике» на протяжении 10 – начала 11 вв. Поэтому для объяснения появления «братьев» Рюрика были предложены трактовки, исходящие из эпического характера «Саги...» и её переработки в устной традиции. Это могла быть персонификация хвалебных эпитетов, относившихся в исходной «Саге...» к Рюрику, по их значению: особенно распространённым в скальдических хвалебных песнях было обозначение правителя как «стража, охранителя» чего-либо (Беляев. 1929. С. 244–245). Не исключено и превращение в братьев Рюрика двух каких-то персонажей изначальной «Саги...» – воинов Рюрика.
Б. А. Рыбаков предполагал, что имена «братьев» – это неправильно переведённая на русский язык летописцем фраза на древнешведском языке [«sine hus» и «thru varing» – «свой дом > род» и «верная дружина»; см.: Рыбаков. 1982. С. 298; впервые предложено со ссылкой на неких немецких «господ» (Первольф. 1877. С. 52)]. Однако это предположение совершенно невероятно с точки зрения синтаксиса древнескандинавских языков, где подобные словосочетания невозможны: в первом случае местоимение должно иметь форму среднего рода – sitt и стоять после существительного; во втором случае приведена искажённая форма древнескандинавского прилагательного trúr и несуществующее слово varing (видимо, вместо væringi – мн. ч. væringjar, которое начиная с 11 в. означало не отряд воинов, дружину, а отдельного воина на византийской службе).
Попытки установления происхождения Рюрика
Никаких достоверных сведений о происхождении и родственных связях Рюрика в источниках не сохранилось.
В последние десятилетия 20 в. (начиная с: Лебедев. 1985. С. 214) получило распространение предложенное ещё в начале 19 в. (Hollmann. 1816; Крузе. 1836; см. также: Беляев. 1929; историографию вопроса см.: Пчелов. 2010. С. 134–156) отождествление Рюрика с Рориком (ум. до 882), владельцем лена во Фризии (о нём подробно см.: Coupland. 2003. P. 95–101). Предполагается, что Рорик пришёл с франкским войском на северо-запад Восточной Европы, где и установил свою власть (Горский. 2008; критику «франкской теории» происхождения Древнерусского государства, предложенной К. Фритцлером в 1923; см.: Флоровский. 1924). Однако отождествление Рюрика с Рориком Фрисландским не имеет под собой надёжных оснований (подробную критику см.: Ловмяньский. 1963).
По многочисленным сообщениям франкских анналов, Рорик происходил из рода конунгов Южной Ютландии с центром в Хедебю и, вероятно, был племянником Харальда Клака (ум., по всей видимости, в 840-х гг., но не позднее 852), конунга Хедебю (812–814, 819–827). Потерпев поражение в борьбе за власть над Хедебю, Харальд бежал из Дании в Германию и около 841 г., возможно вместе с Рориком, получил лен во Фризии от императора Лотаря I. В 850 г. Рорику был пожалован лен во Фризии с Дорестадом. Позднее Рорик неоднократно менял сюзеренов, боролся за сохранение под своей властью Дорестада и за получение других ленов, совершил несколько набегов на западное побережье Южной Ютландии, два года провёл там, безуспешно участвуя в борьбе за верховную власть, после чего вернулся во Фризию. Последнее сообщение о его деятельности – принесении клятвы верности Людовику Немецкому – датируется 873 г., а в 882 г. сообщается о передаче его лена Годфриду (вероятно, племянник Рорика), что, скорее всего, было вызвано смертью Рорика.
Обширная информация о деятельности Рорика во франкских анналах не содержит ни малейших намёков на его интерес к Балтийскому региону, тем более к Восточной Европе. Отождествление Рорика и Рюрика основывается исключительно на совпадении имени и примерном времени жизни: отсутствие сведений о Рорике между 873 и 882 гг. сопоставляется с условными летописными датами деятельности Рюрика в Восточной Европе – 862–879 гг. Предполагается, что в промежуток времени, когда деятельность Рорика во Фризии не отразилась в анналах, он пришёл в Восточную Европу и закрепился в Ладоге. Однако как общность достаточно распространённого имени, так и близкое (если доверять летописным датам) время «исчезновения» Рорика со страниц анналов и появления Рюрика в Поволховье не могут считаться сколько-нибудь надёжными аргументами в пользу этого отождествления.
Представление о Рюрике как об основателе правящей династии
Представления о Рюрике как прародителе династии Рюриковичей, вероятно, сформировались в конце 10 – начале 11 вв., поскольку «Сказание о призвании варягов» легло в основу летописного Древнейшего сказания в 1-й трети 11 в. При этом он не упоминался в числе предков Владимира Святославича и Ярослава Владимировича Мудрого ни в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона (около 1050), ни в «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха (2-я половина 11 в., возможно, 1040-е гг.), в которых первым из князей назван Игорь. Возможно, это было связано с тем, что Игорь был киевским князем, тогда как Рюрик княжил на Северо-Западе.
Имя Рюрик начало использоваться в княжеском именослове только во 2-й половине 11 в., когда это имя получил правнук Ярослава Мудрого Рюрик Ростиславич (до середины 1060-х гг. – 1092), старший брат Володаря Ростиславича и Василько Ростиславича. Другим носителем этого имени был представитель Мономашичей и смоленских Ростиславичей киевский князь Рюрик Ростиславич (ум., вероятно, 1210); возможно, это имя носил и один из представителей черниговских Ольговичей начала 13 в. (Рюрик Ольгович; в историографии существует дискуссия о реальности его существования). Невзирая на династическую легенду, имя Рюрик не получило распространения ни в одной из ветвей Рюриковичей, возможно, в силу неясности политических коннотаций этого имени.
Образ Рюрика в историографии 15–18 вв.
Образ Рюрика подвергся переосмыслению в летописании и политической литературе позднейшего времени (Стефанович. 2017). Первое дополнение было сделано в Новгородской четвёртой летописи и Софийской первой летописи, восходящих к Новгородско-Софийскому своду 1-й половины 15 в., на основании двух перечней новгородских посадников, включённых в НПЛ младшего извода, древнейший из которых был составлен около 1409 г. Перечни открывались именем некоего Гостомысла (имена на Гост- представлены в берестяных грамотах; известен вождь ободритов Гостомысл), за которым следовали имена реальных новгородских посадников. В новгородских летописях Гостомысл вводится в летописный текст: пришедшие с Дуная словене поселились у озера Ильмень, основали город Новгород и посадили там старейшину Гостомысла (Петрухин. 2001; Лукин. 2014. С. 49–53). Дальнейшее развитие сюжет получил в летописании 16 в.: согласно Воскресенской летописи, Гостомысл стал инициатором приглашения Рюрика, происходившего от «Римъска царя Августа рода», из «Прусской земли» (ПСРЛ. Т. 7. 1856. С. 231).
В 15 в. образ Рюрика приобрёл политическое звучание. В «Послании» митрополита Спиридона-Саввы, написанном в начале 16 в. и лёгшим в основу «Сказания о князьях владимирских», Рюрик представлен потомком в 14-м поколении Пруса, якобы брата римского императора Октавиана Августа, отправленного им наместником в Пруссию. Новгородский «воевода» Гостомысл инициировал приглашение Рюрика на княжение в Новгород. Тем самым обосновывалось престижное происхождение московских князей от римского императора Октавиана Августа (возведение к нему правящих династий было распространено в Европе этого времени и достигло Руси, вероятно, через польскую историографию). Легенда о Рюрике – потомке императора Октавиана Августа широко использовалась на протяжении 16 в. в рамках концепции «Москва – третий Рим» (Пчелов. 2010. С. 29–67; Стефанович. 2017).
Своё завершение легенда о Гостомысле и Рюрике нашла у В. Н. Татищева. Распространённое представление о происхождении Рюрика от императора Октавиана Августа Татищев назвал басней и настаивал на его финско-славянских корнях (якобы Рюрик был рождён средней дочерью Гостомысла от брака с финским «королём»; см.: Татищев. Т. 1. 1994. С. 307–308. Примеч. 4, 6). В соответствии с опубликованной Татищевым (или сочинённой им; см.: Толочко. 2005) т. н. Иоакимовской летописью, Гостомысл узнал из вещего сна, что сыну его дочери Умилы суждено стать его наследником и князем Новгорода; после смерти Гостомысла по его завещанию были отправлены послы к варягам, которые возвратились с Рюриком и его братьями. Вокняжившись в Новгороде, Рюрик имел «неколико жен», но любимой его женой стала дочь «князя урманского» (по интерпретации Татищева – финского короля) Ефанда, которая родила сына Игоря, впоследствии киевского князя. Тем самым Рюрик стал родоначальником русского княжеского рода (Татищев. Т. 1. 1994. С. 110). Далее, во 2-й части (1-й редакции) «Истории российской» Татищев кратко отметил, что «Рюрик избран по завету Гостомысла от варяг руссов, по обстоятельствам королевич финский. <…> Сей государь кого имел жену, неизвестно, токмо что умер 879. Он построил Новый град Великий в 864-м году» (Татищев. Т. 4. 1995. С. 102).
Историческая память
Фигура Рюрика помещена в скульптурной композиции памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862; проект М. О. Микешина). Стела в память о князьях Рюрике, Олеге и Игоре в 1960-х гг. установлена в г. Норрчёпинг в Швеции. Памятник Рюрику и Олегу открыт в Старой Ладоге (2015; скульптор О. Н. Шоров). Бюст Рюрика установлен на Аллее правителей России в Москве (2017; скульптор З. К. Церетели). В 2004 г. в г. Приозерск, рядом со стенами крепости Корела, установлен камень в память о кончине Рюрика и его погребении «въ городѢ КорѢлҌ» (соответствующее сообщение содержится в позднем летописном источнике 17 в.; см.: Зиборов. 1981).