Социально-экономическая география
Социа́льно-экономи́ческая геогра́фия, комплекс географических дисциплин, изучающих формы, процессы и закономерности территориальной организации общества в целом и его отдельных компонентов. В качестве конкретных объектов изучаются страны, районы и регионы, населённые пункты и системы расселения, разнообразные территориально-производственные, транспортные, рекреационные и другие территориальные системы и структуры. Поэтому социально-экономическую географию также определяют как науку о формировании, развитии и функционировании территориальных социально-экономических систем для целей прогнозирования и управления ими (Ю. Г. Саушкин).
Термин получил широкое распространение в отечественной географии с 1970-х гг., придя на смену широко понимаемой экономической географии. В качестве синонимов используются также термины «экономическая и социальная география», «общественная география» и др. В западной науке в том же значении, что «социально-экономическая география» в российской географии, чаще других используется термин «география человека» (human geography), иногда – «социальная география» (social geography) и «экономическая география» (economic geography).
Исторически в социально-экономической географии не сложилось единого подхода к определению объекта и предмета исследования. Поэтому понятие и определение социально-экономической географии различно в разных направлениях, научных парадигмах и школах. Основополагающим критерием до последнего времени служило признание её места в рамках или социально-экономических (например, отраслево-статистическая школа), или географических (например, районная школа) наук. В последние десятилетия, в эпоху развития междисциплинарных исследований и господства идей постмодерна, понятие, объект и предмет изучения социально-экономической географии размываются.
Социально-экономическая география изучает территориальную организацию общества на разных уровнях: локальном, региональном, национальном и глобальном. В ней сформировались такие ветви, как собственно экономическая география, социальная география, культурная география, политическая география и др. Социально-экономическую географию традиционно подразделяют по предметному и территориальному принципам на отдельные отраслевые и комплексные дисциплины. Среди первых наибольшее развитие получили география природных ресурсов, география населения, география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география сферы услуг, рекреационная география и география туризма. Ко второй группе относят географию городов, геоурбанистику, географию сельской местности. По территориальному признаку выделяют географию мирового хозяйства, географию стран и районов (социально-экономическое страноведение) и др. В состав социально-экономической географии также включают социально-экономическую картографию, учение об экономико-географическом (социально-экономическом) районировании, иногда – теоретическую географию.
Социально-экономическая география находится на стыке естественных и общественных наук, что определяет её тесные связи не только с природоведческими географическими дисциплинами, но и с прикладными региональными экономическими и социальными науками, имеющими с ней общие объекты и методы исследования: пространственной и региональной экономикой, геодемографией, региональной социологией, политической регионалистикой, территориальным планированием (ранее – районной планировкой), региональной политикой.
Российская социально-экономическая география имеет длительную и часто противоречивую историю формирования и развития, в течение которой она проходила этапы эволюционной и революционной трансформации. В начале 20 в. в России вопросы, рассматриваемые ныне социально-экономической географией, изучались представителями нескольких научных направлений и школ, которые были ликвидированы в конце 1920-х – начале 1930-х гг. как «буржуазные»: возглавляемая В. Э. Деном отраслево-статистическая школа (развивалась в рамках экономических наук в 1-й четверти 20 в.) и носившие общегеографический характер антропогеографическое и хорологическое направления (А. А. Крубер, Л. Д. Синицкий, В. П. Семёнов-Тян-Шанский, С. В. Бернштейн-Коган). Ведущей научной школой в советский период являлась районная школа, основы которой были заложены Н. Н. Баранским при активном участии Бернштейн-Когана, А. А. Рыбникова, И. А. Витвера, Н. Н. Колосовского и др. Значительный вклад в её развитие внесли Саушкин, И. М. Маергойз и др.
В советский период до начала 1980-х гг. доминировало изучение хозяйства. При этом начиная со 2-й половины 1940-х гг. постоянно нарастала доля и увеличивалась роль исследований по географии населения и другим социально-географическим дисциплинам (Р. М. Кабо, В. В. Покшишевский, С. А. Ковалёв и др.). Этот процесс получил название социологизации экономической географии и привел к превращению экономической географии в социально-экономическую (официально – экономическую и социальную) географию.
Социально-экономическая география носила в целом конструктивный характер, нацеливаясь на решение масштабных научно-практических задач развития народного хозяйства, планового формирования территориально-производственных комплексов, систем транспорта и расселения, на задачи экономического районирования страны, территориального проектирования, разработки градостроительных стратегий, схем районных планировок. В круг её основных интересов входили процессы хозяйственного освоения территории, размещения отраслей экономики, формы её территориальной организации, расселения и урбанизации, районо- и градообразования, географическая дифференциация общественных явлений, территориальное планирование и управление.
К переломным для страны 1990-м гг. отечественная социально-экономическая география подошла с собственным теоретическим багажом, разработанным преимущественной в рамках районной школы, с устоявшимися подходами к изучению территориальной организации хозяйства и населения, ставшими её традиционными направлениями. Теоретическую базу сформировали такие понятия и концепции, как территориальное разделение труда, экономико-географическое положение, экономический район, территориально-производственный комплекс, территориальная структура хозяйства, территориальная общность людей, опорный каркас территории и система расселения. Однако многие из них требуют существенной адаптации к современным социально-экономическим условиям.
Хотя в советский период отечественная социально-экономическая география существовала относительно автономно от других национальных школ, её не обошли многие тенденции в развитии мировой географии. С конца 1960-х гг. она прошла этап математизации на волне «количественной революции», а затем – социологизации и (в меньшей степени) экологизации. Значительную роль в становлении современной социально-экономической географии сыграли классические работы западных ученых, многие из которых были переведены на русский язык – по теории размещения (И. Г. фон Тюнен, А. Вебер, А. Лёш) и центральных мест (В. Кристаллер), пространственной диффузии нововведений (Т. Хегерстранд), концепции «центр – периферия» (Дж. Фридман, И. Валлерстайн), работы представителей школы пространственного анализа (В. Бунге, П. Хаггет и др.) и др.
Основная тенденция развития российской социально-экономической географии в постсоветское время – расширение предметного поля исследований. Резко возрос интерес к проблемам рынка, постиндустриальных (непроизводственных) видов деятельности. Значительное число работ рассматривает вопросы, связанные с рынком труда и безработицей, конкуренцией, маркетингом и брендингом территорий. Усилился интерес к проблемам бедности и преступности. Популярность приобрели исследования по политической географии и геополитике, культурной географии. Активизировались исследования по географии религий и этногеографии. Заметное место стали занимать работы, посвящённые различным проблемам туризма. В поле зрения географов попали институциональные проблемы. Появились исследования по когнитивной географии, изучающей различные аспекты сознания населения (территориальную идентичность, географические знания и представления, особенности регионального менталитета, территориальные интересы и др.). Усилилось внимание к процессам самоорганизации населения в пространстве, маятниковой миграции, географическим аспектам общения и образования групп в виртуальном пространстве. Стали рассматриваться процессы функционирования территориальных систем, в первую очередь систем расселения. Получила распространение эволюционная география, рассматривающая пространственные закономерности развития общества на разных территориальных уровнях.
Современная социально-экономическая география находится на этапе качественной трансформации, в результате которой происходит её дальнейшая социологизация и гуманизация, приоритет отдаётся разноплановым прикладным исследовательским темам, направлениям, проблемам.