Отраслево-статистическая школа
Отраслево́-статисти́ческая шко́ла, ведущая отечественная научная школа в экономической географии 1-й четверти 20 в., получившая название «традиционной». В самом названии школы подчёркнута её ориентация на отраслевой подход к исследованию хозяйства и применение статистического метода в качестве основного. Создана профессором В. Э. Деном, который относил экономическую географию к экономическим наукам, определял её как науку о народном хозяйстве, направленную на «изучение современного состояния отдельных отраслей хозяйственной жизни... в их географическом распространении» (Ден. 1908. С. 3).
Ден и его ученики – Г. А. Мебус, М. Б. Вольф и др. – известны своими тщательно выполненными оригинальными описаниями ведущих отраслей хозяйства, разработкой нестандартных методических приёмов использования и анализа статистических материалов, широким применением при анализе хозяйства сравнительно-исторического метода, большим вниманием к формам хозяйства. В то же время учениками Дена во 2-й половине 1920-х гг. опубликован целый ряд книг, посвящённых «госплановским» экономическим районам СССР.
Подготовка квалифицированных кадров на принципах отраслево-статистической школы осуществлялась на 1-й в России кафедре экономической географии – Санкт-Петербургского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), которую в 1903–1931 гг. возглавлял Ден. Он также был автором 1-го в стране вузовского учебника «Курс экономической географии» (3 издания – 1924, 1925 и 1928), подготовленного с использованием преимущественно отраслевого подхода. Постановка курса экономической географии как описательно-отраслевого определялась потребностью подготовки квалифицированных экономистов, обладавших кругозором, необходимым для работы в административных органах, в городском и земском управлении, в торгово-промышленной сфере, для преподавания экономических наук в коммерческих училищах и т. п. Но уже в 1-м издании своего учебника Ден отмечал целесообразность и необходимость – для более полного экономико-географического описания хозяйства страны – изучения не только отраслей, но и экономических районов.
Использование в рамках школы в качестве основного именно статистического метода было во многом обусловлено наличием в дореволюционной России разнообразной, относительно полной и достоверной экономической статистики (прежде всего великолепной земской статистики), позволявшей проводить широкий круг исследований хозяйства. В дальнейшем её качество и доступность резко ухудшились, что послужило одной из причин кризиса школы.
Во 2-й половине 1920-х гг. между сторонниками отраслевого (представители «традиционной школы» Дена) и районного (представители «антитрадиционного блока» в составе С. В. Бернштейн-Когана, Н. Н. Баранского, Л. Д. Синицкого и др.) направлений в экономической географии разгорелась острая научная дискуссия, прежде всего по вопросу о месте экономической географии в системе экономических или географических наук. В результате лидерство в отечественной экономической географии перешло от отраслево-статистической к районной школе.
В конце 1920 – начале 1930-х гг. отраслево-статистическая школа, как и многие другие (хорологическая, антропогеографическая), была причислена к «буржуазным» и подверглась фактическому разгрому со стороны властных структур, а её отдельные представители подверглись необоснованным репрессиям.
Труды представителей отраслево-статистической школы способствовали распространению в СССР экономико-географических знаний. Но вопрос о значении и месте отраслево-статистической школы в отечественной экономической географии до сих пор остаётся дискуссионным.