География промышленности
Геогра́фия промы́шленности, раздел социально-экономической географии, изучающий факторы, условия, закономерности размещения и развития предприятий отраслей промышленности в зависимости от сочетания и взаимодействия природно-географических, социально-экономических и институциональных факторов.
Направления исследований
Ключевое значение в географии промышленности занимают вопросы выявления, оценки значимости факторов размещения для локализации и функционирования отдельных предприятий. Проблема факторов размещения производства является одной из центральных в зарубежных региональных исследованиях, поскольку она неразрывно связана с задачей оптимизации размещения. Факторы размещения выступают в качестве коэффициентов целевой функции при решении локационной задачи, т. е. при нахождении оптимального местоположения предприятия. Однако сами «факторы» размещения зачастую понимаются весьма широко: это и «принципы», и «критерии», и «предпосылки», и «условия» и ряд других, которые рассматриваются при анализе деятельности промышленного предприятия.
На современном этапе развития промышленности, в эпоху развития информационных технологий, происходит существенная трансформация классических факторов размещения. Современные технологии размывают влияние сырьевого фактора на размещение отдельных предприятий, повышается значимость трудового, инфраструктурного и институционального факторов. Революция в области информационных технологий, цифровизация и автоматизация труда приводят к изменению способов коммуникации между экономическими агентами и потребителями, к трансформации самих процессов создания и предоставления продуктов и услуг. Более того, меняется природа самой работы: всё большую роль играет относительно новый фактор производства – информация. При этом человек фактически не производит осязаемый продукт, однако человеческие знания продуцируют нечто большее – новые технологии, генерируют знания, умения и навыки, которые в конечном итоге модернизируют и процессы производства, и технологии обмена и распределения продуктов производства, и даже потребление (Disruptive technologies ... 2013). Глобализация и развитие информационно-коммуникационных технологий в последние десятилетия 20 в. сделали важнейшими факторами территориального размещения производства не близость к ресурсам и/или потребителю, но институциональные характеристики региона.
Автоматизация и совершенствование производственных технологий сопровождается развитием принципиально новых прорывных бизнес-моделей, в том числе цифровых платформ, экосистем, использованием и обработкой больших данных, развитием технологий «Индустрия 4.0», охватывающих 3D-печать, роботизацию производственных процессов, интернет вещей, распространение искусственного интеллекта. Разрабатываются технологии 4D-печати, которые подразумевают создание нового поколения самоизменяющихся продуктов, способных реагировать на изменения окружающей среды, включая температуру и влажность. Распространение информационных технологий, системы взаимосвязанных вычислительных устройств, собирающих и передающих массивы данных без участия человека, привели к началу четвёртой промышленной революции, технологической основой которой выступает внедрение интернета вещей (IoT). Широкое употребление термина «четвёртая промышленная революция» связывают с изданием книги К. Шваба «The Fourth Industrial Revolution» («Четвёртая промышленная революция») в 2016 г.
Концепция «Индустрия 4.0» начинает развиваться в Германии в начале 2010-х гг. со стратегического плана развития предприятий обрабатывающей промышленности по созданию «умных заводов» с внедрением автономных работ в сфере логистики, производства, цифровых двойников в бизнесе и др. Всё это существенно трансформирует структуру отраслей промышленности и факторы их размещения. Трансформация отраслей промышленности приводит к исчезновению одних профессий (например, водитель, диспетчер, логист и др.) и появлению других: Product owner (специалист, который отвечает за развитие и управление продуктом в digital-проектах, контролирует все метрики и управляет командой разработки), UX/UI-дизайнер (специалист, занимающийся разработкой и внедрением интуитивных интерфейсов в новые или действующие цифровые продукты), Data scientist (специалист по работе с данными для решения задач бизнеса), биоинформатик, биофармаколог, инженер 3D-печати и др.
Современные технологии, информатизация привели к существенному уменьшению доли промышленности в целом в экономике и, как следствие, к уменьшению количества экономико-географических работ, посвящённых непосредственно географии размещения. Одновременно с этим увеличиваются интерес и количество исследований, в которых рассматриваются вопросы влияния информационных технологий на предприятия, внедрения природоохранных технологий и реализации соответствующих мероприятий на предприятиях, оценки влияния промышленного предприятия на городскую и региональную экономику, в том числе вопросы взаимосвязи между деятельностью промышленного предприятия и уровнем дохода населения, и в целом налогооблагаемой базой.
Особое место занимают вопросы оптимизации хозяйственных систем, повышения эффективности их функционирования, улучшения показателей рентабельности производства, формирования сверхприбыли. По мере развития мирового хозяйства при непрерывном усложнении территориального разделения труда становится всё более актуальной задачей необходимость улучшения организации производственных процессов. В этом направлении развиваются теории анализа и моделирования форм территориальной организации производств, процессов – локальных и региональных территориально-производственных комплексов (ТПК), кластеров и др.
Причину возрастающей отдачи от концентрации промышленного производства связывают с двумя типами эффектов: 1) эффектами кластеризации (также называемыми эффектами Маршалла – Эрроу – Ромера) (Romer. 1986) и 2) эффектами урбанизации (Джейкобс-эффектами) (Jacobs. 1969).
Первая группа эффектов связана с взаимодействием фирм, их изучение легло в основу кластерного подхода, вторая – с возникновением при агломерации разнообразия, которое оказывает положительное влияние в целом на социально-экономическое развитие. Е. С. Куценко подробно рассматривает реальную роль каждого из эффектов в формировании экономической картины городов и регионов. Он отмечает, что «эффект урбанизации более предпочтителен для новых высокотехнологичных видов деятельности», которым требуется «диверсифицированная городская среда», т. е. разнообразие видов экономической деятельности, образовательный потенциал. Постепенно технологии в каждой отрасли «стандартизируются», уменьшается «зависимость от новых идей» и стоимость расположения в городе становится чрезмерно высокой, большее значение приобретает эффект кластеризации. Вследствие этого предприятия в зрелых отраслях перемещаются в города, меньшие по размеру и более специализированные экономически (Куценко. 2012. С. 13)
Развитие географии промышленности
Исследования территориальной организации промышленного производства начались во 2-й половине 19 в. В 1882 г. немецкий экономист В. Лаунхардт выдвинул теорию «регионального штандорта», в 1890 г. английский экономист А. Маршалл – идею о формировании индустриальных/промышленных районов. Понятие «индустриальный район» (англ. industrial district), введённое им в научное обращение, оказалось очень близким к понятию «кластер» с точки зрения функциональной организации. Ещё в ранних работах учёный отмечал наличие прямой зависимости между показателями конкурентоспособности предприятия и его размерами: «…малые фабрики, как бы они ни были многочисленны, будут находиться в весьма невыгодном положении по отношению к крупным, если только многие из них не сконцентрированы в одном и том же районе. В последнем случае мы можем принять в расчёт преимущества от локализации отрасли. Локализация отрасли способствует обучению мастерству и вкусу, а также диффузии технических знаний. При этом как большие, так и малые предприятия выигрывают от локализации отрасли и развития поддерживающих деятельностей. Но эти выгоды наиболее важны для малых предприятий и освобождают их от многих проблем, при наличии которых конкуренция с большими фабриками была бы для них крайне тяжела» (Becattini).
Во 2-й половине 19 – начале 20 вв. большую роль в развитии географии промышленности сыграло Русское географическое общество (схема экономических районов Европейской России П. П. Семёнова-Тян-Шанского; работы, посвящённые районированию промышленности и торговли, Д. И. Менделеева, В. П. Семёнова-Тян-Шанского, П. И. Лященко).
В 1909 г. опубликована работа немецкого экономиста А. Вебера «Теория размещения промышленности», в которой впервые предложено понятие «факторы размещения». Развитию отраслево-статистического направления исследований в географии промышленности посвящены работы В. Э. Дена (впервые опубликованы в 1907–1912). Значительный вклад в развитие географии промышленности внесли труды российских учёных И. Г. Александрова и Н. Н. Колосовского (учение об экономических районах, ТПК, энергопроизводственных циклах и др.). В 1940 г. вышла работа немецкого экономиста А. Лёша, посвящённая теории размещения производства, где были подняты проблемы формирования максимальной прибыли в рамках рыночных зон сбыта продукции. В 1953 г. шведский исследователь Т. Хегерстранд выдвинул теорию диффузии нововведений и формирования информационного поля новаций как фактора перемещения производства между странами и регионами. В 1950–1960-х гг. опубликованы труды американского учёного У. Изарда, посвящённые эконометрическому анализу формирования локальных форм промышленного производства. Модели размещения промышленности были предложены английскими географами Д. Смитом (1971) и И. Хамилтоном (1967).
2-я половина 20 в. связана с оживлением интереса к исследованиям кластерной тематики, что объясняется процессами послевоенного восстановления хозяйственных систем европейских государств, а также поиском подходов к ускорению социально-экономического развития. Большой вклад в развитие теории индустриальных районов внесли итальянские экономисты Дж. Бекаттини и Ф. Альберти. Последний, исследуя феномен стремительного экономического роста провинций северо-восточной Италии («Третья Италия»), объяснял данный феномен успешной деятельностью малых фирм, представлявших собой промышленные «кусты», «сгустки» экономической активности.
Бекаттини, опираясь на работы Маршалла и продолжая исследования Альберти, дополнил и развил теорию промышленных районов. Помимо изучения процессов кооперации малых предприятий, Бекаттини уделил особое внимание социальным и культурным особенностям исследуемых территорий: «Личные отношения, такие как, например, родственные связи предпринимателей, руководителей фирм… непременно присутствуют в индустриальном районе. Существование таких связей, с одной стороны, является препятствием для гибкости социально-экономических отношений, которую требует районная форма, но с другой – отлично согласуется с существованием глубоких взаимодействий общества и производственного процесса» (Becattini. 1992. P. 41).
Бекаттини сделал попытку рассмотреть процессы формирования индустриальных районов с различных точек зрения: экономической и социально-культурной. Последняя составляющая его исследований соотносится с направлениями экономической и институциональной теории, получающими в настоящее время всё большее теоретико-практическое значение: моделью техноструктуры Дж. Гэлбрейта; концепцией «креативного класса» Р. Флориды; теорией социального капитала П. Бурдье, Дж. Коулмена, Р. Патнэма, а также исследованиями социальных связей М. Грановеттера.
Дальнейшее изучение феномена индустриального района перетекает в сферу построения многофакторных моделей, в которых помимо производственных объектов исследуются объекты финансовой, транспортной и инженерной инфраструктуры. Системный подход к рассмотрению концентрации и кооперации фирм становится методологической основой, в рамках которой возникнет современное определение понятия «кластер».
Впервые о кластерах упоминают американские исследователи из Корнеллского университета С. Чамански и Л. де Аблас при изучении промышленных комплексов США: «..."кластер" это подмножество отраслей экономики, связанных потоками товаров и услуг более сильными, чем те, которые связывают их с другими секторами национальной экономики» (Czamanski. 1979. P. 62). Основой прикладных исследований кластеров стали работы М. Портера и М. Энрайта, в которых исследуется влияние кластеров на региональную экономику с точки зрения её производительности, темпов роста и др.
Во 2-й половине 20 в. в CCCР в рамках региональной географии промышленности выполнены капитальные исследования по США (В. М. Гохман), Италии (Г. Д. Кулагин), ФРГ (С. Б. Лавров), Чехословакии (И. М. Маергойз), странам Африки (М. С. Розин), СССР (П. Н. Степанов, А. Т. Хрущёв); опубликованы труды в области отраслевой (Н. В. Алисов, М. В. Козлов и др.) и общей географии промышленности.
Разработка математических методов анализа и моделирования процессов формирования ТПК осуществлялась в 1970–1990-х гг. в Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР (ныне РАН; Новосибирск) под руководством А. Г. Аганбегяна, А. Г. Гранберга и М. К. Бандмана. Исследования закономерностей развития и территориальной организации отдельных отраслей промышленности и их сочетаний в эти годы выполнены в Совете по изучению производительных сил (СОПС) при Госплане СССР, Институте географии АН СССР (ныне РАН), Институте экономики АН СССР (ныне РАН), на географическом факультете Московского государственного университета и в других научных учреждениях.
В конце 20 в., с переходом развитых стран мира к постиндустриальной стадии экономического развития, повышенное внимание ряда зарубежных и российских исследователей стало уделяться вопросам влияния инноваций, скорости и территории распространения новых знаний и навыков, созданию особых территориальных форм организации производства – т. н. инновационных, или технологических, районов, кластеров и т. п. (шведский экономист Б.-О. Лундваль, американские учёные К. Фриман, Портер, М. Сторпер, А. Маркусен и др.). Особое положение занимают исследования процессов транснационализации промышленности, разработки теоретико-методических основ выбора способа проникновения компаний на рынки других стран (теория британского учёного Дж. Даннинга, эклектическая ОЛИ-парадигма), концепция взаимодействия цепочек добавленной стоимости, контролируемых транснациональными корпорациями, с локальными и региональными территориальными кластерами (Р. Каплински, Дж. Хамфри, Х. Шмит и др.).
Важное место в отечественной географии промышленности конца 20 – начала 21 вв. занимают исследования территориальных структур и пространственных систем производства (П. Я. Бакланов, Маергойз, А. И. Трейвиш); создание современных методик исследования и проектирования территориальных форм организации промышленного производства (В. Н. Горлов). Разработаны теория «малых развитых стран» (Б. Н. Зимин), концепции условий и факторов размещения производства, постиндустриального промышленного комплекса (А. П. Горкин) и др.
В начале 21 в. особое внимание отечественных и западных исследований посвящено развитию высокотехнологичных видов деятельности (В. Л. Бабурин, С. П. Земцов, А. А. Панкратов, Куценко и др.; исследователи Гарвардской школы бизнеса М. Дельгадо и К. Миллс), выявлению факторов их формирования и стимулирования, вопросам значимости малого и среднего предпринимательства для повышения их конкурентоспособности. Вопросы развития промышленного производства занимают отдельное место в исследованиях по агломерационной экономике, в частности выделению и оценке «агломерационных эффектов» (П. Комбс, Д. Грэхем, П. Мело, Ли Линьшань, Куценко, Земцов и др.). Так, Комбс (Estimating agglomeration economies ... 2010) концентрирует внимание на иллюстрации экономических эффектов от роста крупных городов на примере Франции в том числе на промышленные предприятия, а Ли Линьшань (Linshan Li. 2015) – на пространственно-временной эволюции паттерна размещения обрабатывающей промышленности в провинциях Китая. Немало работ по транспортным особенностям в городских агломерациях и вкладу транспорта в себестоимость продукции, производимой действующими на территории агломераций бизнес-структурами (Graham. 2007; Chèze. 2017).
Современная теория и практика географии промышленности позволяют оптимизировать размещение и территориальную организацию промышленного производства. Создание рациональных территориальных сочетаний различных отраслей и производств на основе совместного использования объектов транспортной и производственной инфраструктуры, трудовых, сырьевых и прочих ресурсов даёт возможность получить значительный экономический эффект, сократить степень воздействия промышленности на окружающую среду.