Экономико-географическое положение
Эконо́мико-географи́ческое положе́ние (ЭГП), характеристика места объекта (предприятия, населённого пункта, ареала, района/региона, страны в целом) в географическом пространстве, мера возможности его взаимодействия с другими объектами, мера включённости в социально-экономическое пространство региона, страны или всего мира; одно из основных понятий советской и современной российской социально-экономической (ранее экономической) географии, прежде всего её районного направления.
Н. Н. Баранским была разработана концепция ЭГП, занимающая одно из центральных мест в теоретическом арсенале отечественной географии. Баранский определил ЭГП как «...отношение какого-либо места, района или города к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, – все равно, будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории» (Баранский. 1960. С. 117). В современной географии в ЭГП включают и социальные, и культурные аспекты. Определение «экономико-географическое» сохраняется по традиции и ради краткости. Отдельно от ЭГП рассматривают политико- и военно-географическое положение.
Понятие ЭГП не имеет прямых аналогов в зарубежной географической науке. Наиболее близкий смысл вкладывал в термин «географическое положение» германский географ И. Г. Коль (1808–1878), изучавший положение крупнейших городов Европы. ЭГП обладают географические объекты любого типа и ранга, но особенно чётко проявляется ЭГП тех объектов, которые могут рассматриваться как точки в географическом пространстве. Наиболее известны работы об ЭГП крупных городов: И. М. Маергойза об ЭГП Сталинграда (ныне Волгоград; Майергойз. 1946), В. В. Покшишевского – Ленинграда (ныне Санкт-Петербург; Покшишевский. 1956), В. С. Варламова – Оренбурга (Варламов. 1960).
История
Впервые мысль о необходимости рассмотрения экономической стороны географического положения высказана Баранским в 1927 г. в докладе на заседании секции экономической географии Института экономики Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. Расширенное изложение этого доклада под названием «План экономико-географической характеристики госплановской области» в 1928 г. напечатано в журнале «Социалистическое хозяйство» (Баранский. 1960. С. 116–142). В следующем году И. С. Алкин ввёл получивший широкое распространение термин «экономико-географическое положение» (Алкин. 1929. С.58). Большая концептуальная статья Баранского на эту тему появилась в журнале «География в школе» в 1939 г. (№ 4). Первое исследование, специально посвященное ЭГП, провел О. А. Константинов (Константинов. 1941), рассмотревший положение городов СССР. В конце 1944 г. Маергойзом была защищена кандидатская диссертация «Географическое положение г. Сталинграда (Влияние географического положения на экономическое развитие г. Сталинграда)», написанная под неофициальным руководством Баранского. В этой работе впервые на конкретном материале реализованы основные идеи Баранского об изучении ЭГП. Сокращённое изложение диссертации напечатано в виде статьи в 1946 г. во 2-м сборнике «Вопросов географии». В 1950–1960-х гг. было защищено несколько кандидатских диссертаций, посвящённых ЭГП отдельных городов, в различных научных изданиях печаталось большое количество статей, характеризующих ЭГП городов РСФСР и других республик СССР. Среди них выделяется исследование Ф. М. Листенгурта, содержащее сравнительный анализ ЭГП трёх верхневолжских городов: Ярославля, Калинина (ныне Тверь) и Рыбинска (Листенгурт. 1960). С. А. Ковалёв положил начало рассмотрению ЭГП сельских населённых пунктов (Ковалёв. 1957). С конца 1960-х гг. интерес к изучению ЭГП начал ослабевать. В 1990–2000-х гг. стали появляться работы, в которых рассматривается положение не отдельных городов, а больших их совокупностей. Исследования ЭГП государств и крупных районов/регионов никогда не были многочисленны. Большинство работ содержат результаты конкретных исследований – от комплексного анализа ЭГП отдельных городов до расчёта значений оценок частных видов положения всех городов Российской Федерации. В теоретическом плане выделяются работы Е. Е. Лейзеровича, С. Е. Ханина и Г. М. Лаппо. В 1971 г. Лейзерович предпринял попытку обобщения результатов изучения ЭГП многими исследователями. Ханин (1994), опираясь на экономическую теорию (работы И. фон Тюнена, Н. Д. Кондратьева, А. Лёша и др.) предложил серию экономико-математических моделей, описывающих различные стороны ЭГП. В учебных пособиях Лаппо (Лаппо. 1969. 1997) дано развёрнутое изложение основных свойств и особенностей ЭГП городов.
Сущность
ЭГП тесно связано с другими основными экономико-географическими категориями. Удобное ЭГП является условием вовлечения местности или города в территориальное (географическое) разделение труда. Общность ЭГП – важнейшая предпосылка объединения территорий в экономические районы. По мнению Лаппо, «анализ ЭГП, как правило, объясняет функциональную структуру города» (Лаппо. 1969. С. 37). Концепция ЭГП получила отражение и в теоретической географии. Б. Б. Родоман сформулировал «позиционный принцип», постулирующий зависимость свойств объектов от их местоположения (Родоман. 1999. С. 76). С этой концепцией связаны получившие с 1990-х гг. широкое распространение центр-периферийные представления. С одной стороны, сами понятия «центр» и «периферия» на региональном и локальном уровнях есть редукция ЭГП, с другой – они позволяют в некоторой степени упорядочить разнообразие вариантов ЭГП, исходя из предположения, что развитие географических объектов во многом определяется их положением по отношению к основным центрам. Представления об ЭГП неотделимы от изучения инфраструктуры. Близость к её элементам, в первую очередь важным магистралям, определяет выгоды положения. В то же время ЭГП определённого места либо способствует, либо препятствует развитию инфраструктуры. По Ю. Г. Саушкину, ЭГП есть положение некоторого объекта в полях влияния («силовых полях») других объектов (Саушкин. 1973. С. 142).
В 2000-х гг. неоднократно высказывалось предложение о включении в ЭГП внутренних свойств объекта, что было связано с пониманием термина «положение» как синонима «ситуации». Однако ЭГП, как и любое географическое положение, всегда понималось и понимается исключительно в пространственном, или позиционном, смысле. Неоправданное расширение понятия ведёт к размыванию смысла и обесценивает само понятие.
Главным свойством ЭГП следует считать его способность обеспечивать некоторым субъектам конкурентные преимущества (ренту по положению), причём это справедливо не только для хозяйственной, но и для других видов деятельности (научной, культурной и др.). Для субъектов, ведущих хозяйственную деятельность, ЭГП влияет на норму прибыли и на скорость оборота капитала. Плохое ЭГП нередко является причиной неуспеха, провала привлекательных и амбициозных проектов.
ЭГП либо стимулирует, либо ограничивает развитие. Особенно заметную роль оно играет на начальных стадиях функционирования объекта. Со временем его роль может снизиться за счёт действия внутренних факторов. ЭГП носит потенциальный характер, его выгоды нередко не используются, а недостатки могут быть преодолены. Из свойства потенциальности ЭГП вытекает ещё одно его свойство – прогнозность: анализ положения позволяет выявлять нереализованные отношения объекта, которые могут быть задействованы в перспективе. ЭГП есть условие развития. Предложения рассматривать его в качестве ресурса или актива являются не более чем научной метафорой. Крупные города обычно «вырастают на ЭГП». Варламов писал о «формирующей» роли ЭГП. ЭГП нередко относят к числу важнейших типологических признаков городов, однако примеры удачного его использования в этом качестве очень редки.
В отличие от геодезического (иначе – математико-географического) и физико-географического положения ЭГП объекта способно меняться во времени как вследствие внешних изменений, так и в результате развития самого объекта и изменения его влияния на окружающую территорию. Например, известно, что город может сам создавать и изменять своё положение. Чем крупнее город, тем сильнее проявляется эта способность, наиболее ярко – у самых крупных городов (Москва, Париж и др.).
Анализ ЭГП является обязательной частью экономико-географической характеристики различных объектов. Он необходим при разработке прогнозов и стратегий развития городов и регионов, схем территориального планирования (районной планировки), а также при выборе мест для размещения разнообразных производственных и иных объектов. Представления об ЭГП и его изменениях играют значительную роль в историко-географических исследованиях. В некоторых случаях анализ процесса изменения ЭГП становится стержнем историко-географических работ о городах (Р. М. Кабо, Л. Е. Иофа).
Структура
ЭГП имеет сложную структуру. По территориальному охвату различают микро-, мезо- и макроположение. Микроположение подразумевает отношение к близлежащим объектам и требует анализа топографических карт, поэтому оно может быть названо топографическим положением. Мезоположение есть положение по отношению к объектам, сопоставимым по размерам с тем объектом, ЭГП которого рассматривается. Макроположение – это положение по отношению к объектам более крупным, чем рассматриваемый объект. Не все объекты обладают всеми перечисленными видами положения. Крупные объекты (регионы/районы, государства) не имеют микроположения. Иногда рассматривают мегаположение («сверхмакроположение») как положение по отношению к океанам, материкам, частям света.
По содержанию отношений выделяют частные (пофакторные) виды положения. Два основных подхода к их выделению принадлежат ученикам Баранского – Маергойзу и Лейзеровичу. Подход Маергойза подразумевает рассмотрение всех компонентов и нюансов положения с выделением большого числа видов и подвидов ЭГП. Он предлагал рассматривать транспортно-географическое, промышленно-географическое, аграрно-географическое, демо-географическое, рыночное (сбытовое), рекреационное и другие виды ЭГП. Лейзерович придерживался «доминантного» подхода и стремился выделить универсальные «базовые составляющие» ЭГП, отражающие ключевые черты положения того или иного объекта. В качестве таковых первоначально им были выделены инновационное, соседское и транспортно-географическое положение. Под инновационным понимается положение по отношению к местам зарождения инноваций. Позднее к числу базовых составляющих было добавлено ресурсное положение. Созвучна этой идее концепция Л. А. Безрукова о континентально-океанической дихотомии, рассматривающая положение территорий относительно морей и океанов в качестве определяющего фактора их развития. Высказывалось предложение заменить инновационное более понятным и шире представленным в реальности метрополитенским положением, под которым понимается положение относительно наиболее значимых центров территории (Смирнов. 2015). Особого внимания заслуживает пристоличное положение, являющееся одним из вариантов метрополитенского положения (Яськова. 2008). Время от времени различными учёными обосновываются новые виды ЭГП. Например, В. Л. Мартынов (Мартынов. 2001) предложил понятие коммуникационно-географического положения. Наиболее важным видом ЭГП является транспортно-географическое положение, характеризующее условия взаимодействия рассматриваемого объекта с другими объектами. Во многих работах анализ ЭГП ограничивается рассмотрением транспортного положения.
Ещё одно направление структуризации ЭГП связано с тем, что для городов и других населённых пунктов, а также для сравнительно небольших ареалов необходимо различать «положение вместе с районом» и «положение в районе». В последнем случае различают центральное, глубинное, срединное, периферийное, приграничное положения. Аналогичное деление актуально и при рассмотрении положения в пределах стран (государств). Особые случаи ЭГП связаны с положением относительно транспортных потоков: положение в узлах связей, транзитное положение, тупиковое положение. Помимо частных видов ЭГП следует рассматривать интегральное ЭГП, объединяющее многочисленные особенности положения и дающее обобщённое представление о положении объекта. При этом интегральное ЭГП есть не сумма, а сложное сочетание многих положений.
Методика
Оценки ЭГП обычно носят качественный характер (выгодное или невыгодное, благоприятное или неблагоприятное). Существуют различные методики его количественной оценки. В качестве основных подходов следует назвать методы, связанные с моделью потенциалов (индуцированный потенциал), теорией графов, расчётом затрат (времени или денег) на преодоление расстояний до рассматриваемого объекта, а также разнообразные приёмы балльных оценок различных составляющих и интегрального ЭГП. Как правило, авторы исследований пользуются собственными методиками, что исключает возможность сопоставления результатов. Балльные оценки часто подвергаются критике из-за высокой степени субъективности. Но только они позволяют давать оценку интегрального ЭГП, тогда как точные количественные оценки применимы лишь для отдельных частных видов ЭГП. Полезность скрупулезных количественных оценок далеко не очевидна ввиду сложности состава ЭГП. В некоторых работах учитываются отношения, которые для изучаемого объекта не имеют никакого значения. Среди специалистов распространено мнение, что ЭГП любого объекта абсолютно индивидуально и поэтому не может оцениваться по универсальным методикам.