Пространственный анализ в социально-экономической географии
Простра́нственный ана́лиз в социа́льно-экономи́ческой геогра́фии, направление в географии, изучающее закономерности пространственной организации географических явлений различной природы, в первую очередь территориальную организацию расселения, производства и транспорта. Направление оформлено в начале 1960-х гг. П. Хаггетом, оно близко к теоретической географии В. Бунге (1928–2013) и, в меньшей степени, к региональной науке У. Изарда (1919–2010). Исходит из представлений о географии как о фундаментальной науке, изучающей эволюцию пространственных форм, обладающих способностью к саморазвитию и не являющихся производными от функций географических объектов.
Как и теоретическая география, пространственный анализ берёт истоки в 1-й половине 19 в. в работах К. Риттера (1779–1859; идея упорядоченного каталога форм географических объектов), И. Г. фон Тюнена (1783–1850; размещение хозяйства в идеальном пространстве), И. Г. Коля (1808–1878; транспортная иерархическая модель). Пространственные закономерности сопряжённого саморазвития транспортных сетей и систем расселения впервые сформулировал в 1863 г. Л. Лаланн (1811–1892). Видным предшественником современного пространственного анализа был В. П. Семёнов-Тян-Шанский (1870–1942), фактически разработавший в 1915 г. каталог форм устойчивой пространственной организации государств. В предвоенный период (1940) выдающимся вкладом в последующее становление и развитие пространственного анализа стала теория экономического ландшафта А. Лёша (1906–1945).
Уже в русле собственно пространственного анализа К. Канским (1928–2019) выдвинуты представления о пространственном строении транспортных сетей на разных этапах их эволюции (1963), позднее получившие развитие в эволюционной морфологии транспортных сетей С. А. Тархова. Им были сформулированы и обобщены закономерности эволюции транспортных сетей и показан их универсальный характер, не зависящий ни от размеров охватываемой территории (город, регион, страна), ни от природы самих сетей (железнодорожная сеть страны, сеть троллейбусных маршрутов города и т. п.). Внешние условия могут ускорять или замедлять развитие транспортных сетей, но не могут влиять на последовательность смены событий, в том числе и при их деградации, когда наблюдается та же последовательность событий, но в обратном порядке. П. Хаггетом в начале 1960-х гг. сформулировано положение об эквифинальности (сходимости траекторий различных систем к общему состоянию) в развитии городов-гигантов. Города этого класса обнаруживают несравненно большее сходство между собой, нежели малые города, из которых они выросли.
Развитие пространственного анализа первоначально опиралось в концептуальном плане на системный подход с его представлением о структурном изоморфизме (тождестве структуры без тождества элементов содержания). При этом интуитивно осознавалось, что главная характеристика любой системы – её структура, а последняя с конца 1960-х гг. понимается, по Н. Ф. Овчинникову (1915–2010), как инвариантный аспект системы. Г. А. Гольцем (1933–2009) был эмпирически установлен инвариант пространственной самоорганизации (1969), определяющий характер зависимости между средней продолжительностью рабочего дня и средним временем трудовых поездок. Задав среднюю скорость передвижения горожан, можно рассчитать предельно возможные размеры города. Город, обслуживаемый общественным транспортом и имеющий компактную форму (близкую к кругу), не может занимать территорию более 500 км2, либо, как указывал Гольц, он должен иметь звездообразную форму, вытягиваясь вдоль линий магистрального транспорта. Инварианты, по Овчинникову, определяют симметрию пространства.
С конца 1970-х гг. благодаря проникновению в географию идей синергетики (нелинейной динамики) представления о способности к самостоятельному развитию пространственных форм на основе структурного изоморфизма стали трансформироваться в представления о пространственной самоорганизации. Представление об аттракторе (области притяжения процесса) позволило, в частности, описывать эволюцию систем центральных мест как стремление к равновесному состоянию. Использование концептуального и математического аппарата синергетики, прежде всего – странных аттракторов, сложных непериодических решений, значительно расширяет возможности пространственного анализа.
Новым направлением пространственного анализа стали представления о пространстве как об источнике развития, в наиболее явном виде сформулированные Ю. Г. Липецем (1931–2006) и В. А. Пуляркиным (1930–2003). Данный подход, предполагающий не анализ факторов развития, а анализ свойств социально-географического пространства с точки зрения их большей или меньшей благоприятности для развития, имеет явные преимущества в тех случаях, когда число факторов исключительно велико, если не бесконечно, а точная их оценка крайне затруднительна.