Районная школа в социально-экономической географии
Райо́нная шко́ла в социа́льно-экономи́ческой геогра́фии, ведущая научная школа в российской (советской) экономической и социально-экономической географии, основанная на признании и использовании в качестве основополагающих районного подхода и районного анализа территориальной организации общества, на комплексном подходе к изучению территории. Изначально формировалась и развивалась как научная школа в рамках экономической географии, так как первостепенное значение уделялось хозяйству, а население рассматривалось преимущественно в качестве трудового ресурса.
Теоретические основы районной школы базируются на ключевых понятиях и концепциях территориального разделения труда (ТРТ), экономико-географического положения (ЭГП), территориальной структуры хозяйства, территориально-производственного комплекса (ТПК), энергопроизводственного цикла (ЭПЦ), экономического района и экономического районирования и др. Каждое из них выполняет в понятийно-концептуальной системе районной школы свою функцию: ТРТ как политэкономическое понятие – «экономизации», ЭГП как чисто географическое понятие – «географизации», ЭПЦ – «технологизации». Понятие и концепция ТПК развивались на стыке географии, технологии и экономики. Ведущее место занимают понятие экономического района и концепция экономического районирования, базирующиеся на принципах «госплановского» экономического районирования, разработанного и реализованного в СССР на практике в 1920-е гг.
Понятийно-концептуальный аппарат районной школы сформировался в советский период, поэтому отражал реалии централизованной плановой экономики, ресурсопотребляющего типа производства, превалирования экономического фактора над социальным и многие другие черты, характерные для соответствующего (индустриального) этапа развития общества и страны. В то же время районная школа и в теории, и на практике доказала свою значимость и целесообразность. Сложившаяся в ней система понятий и концепций является целостной, логически взаимосвязанной и взаимодополняющей и в этом отношении представляет собой образец научной географической школы. В рамках районной школы экономико-географический анализ стал строиться на новых методологических, концептуальных и методических подходах к исследованию триады «природа – хозяйство – население». Важной особенностью районной школы экономической географии также стали учёт природного фактора и налаживание взаимодействия с физической географией.
Формирование, развитие и лидерство школы на протяжении многих десятилетий связано с деятельностью профессоров Московского университета: Н. Н. Баранского (1881–1963), Н. Н. Колосовского (1891–1954), Ю. Г. Саушкина (1911–1982), И. А. Витвера (1891–1966), И. М. Маергойза (1908–1975), а также многих их последователей и учеников. Они ввели в широкий научный оборот основные понятия и концепции районной школы и тем самым создали основы её теории. Теоретическими вопросами в рамках районной школы занимались также ученые из московского Института географии РАН и других ведущих экономико-географических центров страны, что позволяет говорить о региональных научных школах (ленинградской, казанской, иркутской, новосибирской и др.). Для каждой из них характерны свои специфика и приоритеты исследований, но за редким исключением в советский период их представители де-факто или де-юре работали под «крышей» районной школы.
Особое место в формировании и утверждении районной школы в качестве лидирующей занимает Баранский. Он разработал не только методологические, но и многие концептуальные и методические основы; выпустил первый вузовский учебник по экономической географии СССР (1926) в рамках районного направления, основал ряд периодических изданий (журнал «География в школе», серию научных сборников «Вопросы географии» и др.), через которые распространялись научные и учебно-методические принципы районной школы; организовал и возглавил в Московском университете кафедру экономической географии (1929), ставшую инновационным и организующим центром районной школы на протяжении всех последующих лет.
В формировании и развитии районной школы можно выделить три основных этапа: 1) формирования и утверждения (2-я половина 1920-х – 1-я половина 1930-х гг.); 2) доминирования (2-я половина 1930-х – 1970-е гг.); 3) стагнации и кризиса (с 1980-х гг.). Для первого периода характерна острая борьба между сторонниками «традиционной» (для этого периода) отраслево-статистической школы В. Э. Дена и представителями т. н. антитрадиционного блока, стоявшими на позиции не отраслевого, а районного подхода к анализу хозяйства. В состав последнего входили её первоначальный основатель, хоролог С. В. Бернштейн-Коган (его последователи в этот период получили неформальное название «когановцы»), марксист Баранский (будущий лидер районной школы), а также антропогеограф Л. Д. Синицкий. В результате острой дискуссии, разгоревшейся во 2-й половине 1920-х гг. между представителями отраслевого и районного подходов, лидерство в отечественной экономической географии перешло от отраслево-статистической к районной школе.
Позднее, в конце 1920-х – 1-й половине 1930-х гг., в связи с неправомерным официальным признанием других направлений в отечественной экономической географии (хорологическое, антропогеографическое, отраслево-статистическое) «буржуазными» и их фактическим запретом на втором этапе своего развития районная школа стала не только доминирующей, но и единственной официально признанной в СССР. Значительное влияние на развитие районной школы во 2-й половине 1960-х – 1970-е гг. оказали внедрение системного подхода, математизация на волне «количественной революции», пришедшей в советскую географию из англо-саксонской школы пространственного анализа, и её социологизация, приведшая к значительному усилению значимости населения как самостоятельного объекта исследования. Районная школа на втором этапе в целом носила конструктивный характер, нацеливалась на решение масштабных научно-практических задач развития народного хозяйства, планового формирования территориально-производственных комплексов, систем транспорта и расселения, на решение задач экономического районирования страны, разработки схем районной планировки и др.
Как и любая научная школа, прошла полный цикл своего развития, который завершился кризисным этапом. Общественно-политические и социально-экономические трансформации в стране в постсоветский период привели к кардинальному изменению объекта изучения районной школы, что вызвало необходимость перестройки её понятийно-концептуального аппарата, которую не удалось осуществить. В результате районная школа в отечественной социально-экономической географии фактически стала терять свою лидирующую роль сначала в научной сфере, а затем и в преподавательской деятельности в высшей и средней школе. Её дальнейшая судьба остается дискуссионной.