Региональная политика
Региона́льная поли́тика, термин, широко используемый в разных сферах (государственном управлении, науке, публицистике), но не имеющий однозначного толкования. Как правило, имеется в виду политика национальных (в России и других федеративных государствах – федеральных) или наднациональных (в ЕС) органов власти, однако под региональной политикой может подразумеваться и политика органов публичной власти самих регионов или одновременно национальных и региональных (субнациональных) органов власти. Термин «региональная политика» применим и к крупным компаниям (ведущим деятельность в нескольких регионах), в том числе к государственным инфраструктурным корпорациям. Обычно речь идёт о региональной экономической (или социально-экономической) политике, хотя могут быть и региональная экологическая политика, региональная национальная политика и др.
Даже в рамках наиболее распространённого толкования региональной политики – как региональной социально-экономической политики национальных органов власти – есть два принципиально разных подхода к её пониманию. В рамках первого региональная политика рассматривается как одно из направлений национальной социально-экономической политики (наряду с социальной, инновационной, промышленной и многими другими «политиками»), нацеленное на изменение соотношения темпов социально-экономического развития отдельных регионов, как правило, на сокращение различий в их уровне социально-экономического развития (региональная политика в узком понимании). В рамках второго подхода региональной политикой считаются особенности реализации в регионах всех направлений социально-экономической политики национальных органов власти (региональная политика в широком понимании); в этом случае сокращение межрегиональных различий – лишь одна из решаемых национальными органами власти задач. В рамках отдельных направлений социально-экономической политики государства приоритетное внимание может уделяться регионам, обладающим наилучшими условиями, наибольшим потенциалом для развития тех или иных видов деятельности, часто наиболее экономически развитым. Компромиссным между двумя подходами к пониманию региональной политики является выделение в ней селективной (соответствующей узкому пониманию региональной политики) и общесистемной компонент.
Граница между региональной политикой в узком её понимании и региональными аспектами остальных направлений национальной социально-экономической политики (или т. н. региональными последствиями нерегиональных решений) всегда условна, далеко не всегда можно однозначно определить основную цель принимаемых органами власти решений (например, поддержки той или иной отрасли в кризисные периоды – ради самой отрасли или ради регионов, на ней специализирующихся), неизбежна координация разных направлений социально-экономической политики. Поэтому обычно, сопоставляя страны друг с другом или разные периоды развития одной страны, региональной политикой в узком её понимании считают ту деятельность национальных властей, которая декларируется именно как региональная политика.
Близким по смыслу или даже синонимичным «региональной политике» понятием является «государственная политика регионального развития». В России длительное время основополагающим документом региональной политики был Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации», который утратил силу в связи с подписанием Указа Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». В первом документе под региональной политикой понималась «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации»; во втором сказано, что «государственная политика регионального развития – система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Как видно из этих определений, и это общемировая практика, региональная социально-экономическая политика связана с решением не только социальных и экономических задач, но и политических, прежде всего с обеспечением национальной безопасности.
Необходимость реализации социальных целей региональной политики является общепризнанной, поскольку вытекает из сложившихся представлений о социальной (применительно к регионам – территориальной) справедливости и закрепляемых в конституциях (основных законах) стран социальных гарантий – такие социальные гарантии по умолчанию должны предоставляться во всех регионах страны. Иначе говоря, задача национальных властей – обеспечить строительство необходимой социальной инфраструктуры и финансирование необходимых социальных расходов для всех жителей страны (как за счёт прямых расходов национального бюджета, так и путём предоставления финансовой помощи бюджетам регионов с недостаточным объёмом бюджетных доходов). Однако от страны к стране могут отличаться как степень социальной ориентированности национальной политики в целом, так и масштабы региональной политики, связанной с достижением её социальных целей. Если в одних странах речь идёт, по сути, о предоставлении минимальных социальных гарантий населению по всей территории страны, то в других – об обеспечении равноценных условий жизни на всей территории страны.
Экономические цели региональной политики подразумевают создание дополнительных условий для развития экономики регионов с низким уровнем экономического развития (экономически отсталых) и/или испытывающих экономический спад (депрессивных). Решение этой задачи может осуществляться с помощью разных инструментов, но прежде всего это дополнительные бюджетные инвестиции в необходимую для предпринимателей инфраструктуру, создание преференциальных режимов ведения хозяйственной (преимущественно инвестиционной) деятельности (предоставление инвесторам налоговых льгот, субсидий, льготных кредитов и др.), поддержка научно-исследовательской деятельности и профессионального образования. Развитие экономики регионов является основой для повышения качества жизни населения, а также необходимым условием для максимального использования потенциала экономического развития страны, особенно в части трудовых ресурсов.
Дискуссионность экономических целей региональной политики обусловлена тем, что решать проблему территориальной разобщённости рабочих мест и рабочих рук можно как путём создания дополнительных условий для инвесторов в трудоизбыточных регионах, так и за счёт миграции населения в трудодефицитные регионы. Сторонники второго подхода говорят о более высокой его экономической эффективности, поскольку привлечение инвесторов в проблемные регионы часто требует очень высоких бюджетных затрат (особенно на строительство инфраструктуры). Однако чрезмерная концентрация населения и экономической активности, особенно в крупнейших городских агломерациях, имеет свои негативные последствия: ухудшение экологической ситуации, дополнительные затраты на инфраструктурное и жилищное строительство в регионах миграционного притока и одновременно снижающаяся самообеспеченность территорий миграционного оттока населения, требующая возрастающих затрат на обеспечение социальных целей региональной политики. Поэтому требуется поиск оптимального сочетания двух подходов.
Все цели региональной политики взаимосвязаны: сокращение различий в уровне жизни населения невозможно без создания рабочих мест с достойной оплатой труда в проблемных регионах (т. е. достижение социальных целей невозможно без решения экономических задач), привлечение инвесторов и высококвалифицированных кадров в проблемные регионы и закрепление их там невозможно без создания комфортных условий жизни для граждан (т. е. развитие экономики невозможно без решения социальных задач), обеспечение национальной безопасности требует закрепления населения и развития экономики в геостратегических регионах, что обеспечивается реализацией социальных и экономических целей региональной политики.
Лучшие практики региональной политики предполагают не пассивную роль регионов в качестве объектов такой политики, а активное участие органов власти самих регионов (региональных органов власти) в её реализации. Во многих случаях оказываемая национальными властями поддержка социально-экономического развития регионов предполагает, что средства национального бюджета выделяются на реализацию программ, разработанных самими региональными властями, и/или предусматривается софинансирование или иное соучастие региональных властей в реализации мероприятий национальной региональной политики. Такой подход позволяет обеспечить взаимодействие органов власти разных уровней в решении задач социально-экономического развития регионов, сочетать знание региональными властями особенностей управляемых ими регионов и более широкие финансовые возможности национального бюджета и опирается на представления о том, что каждый регион обладает уникальными конкурентными преимуществами и должен иметь индивидуальную траекторию развития.
В качестве регионов – объектов региональной политики могут выступать разные по своим масштабам территориальные единицы. В России под регионами чаще всего имеются в виду субъекты Российской Федерации, именно их органы власти, в силу особенностей политико-территориального устройства страны, являются основными участниками взаимодействия с федеральными органами власти. Вместе с тем объектами федеральной региональной политики являются также муниципальные образования (например, моногорода, наукограды) и, напротив, разные макрорегионы (Дальний Восток, Северный Кавказ, Крым, Арктика). Аналогично и в других странах.