География транспорта
Геогра́фия тра́нспорта, раздел социально-экономической географии, изучает пространственную структуру транспорта, закономерности и специфические особенности его размещения в разных частях мира, странах, регионах и городах.
Объект географии транспорта – территориальные транспортные системы – комплекс видов (или один вид) транспорта в ограниченном социально-экономическом пространстве, образующий целостную систему, связанную транспортно-географическими отношениями.
Территориальные транспортные системы разделяются по их пространственному размеру, уровню иерархии, типу макрогеографического положения, уровню функциональной сложности (степени модальности), конфигурации (форме), степени расчленённости (целостности), уровню морфологической сложности, характеру и уровню транспортной освоенности. Такие системы по пространственному размеру бывают большими (с диаметром в несколько тысяч километров), средними (от 1,5 тыс. до 500 км), малыми (менее 500 км); по уровню иерархии – локальными (в том числе городскими), региональными, макрорегиональными, страновыми (национальными), глобальными (охватывают весь мир в целом). В зависимости от географического положения страны (региона) по отношению к морям и континентам различают морские территориальные транспортные системы (островные и полуостровные), приморско-континентальные (имеют большой внешний периметр вдоль морей), континентально-приморские (преобладает внутренняя континентальность, но есть выходы к внешним морям), внутренне-континентальные (не имеют выхода к внешним морям). По уровню функциональной сложности (степени модальности) транспортные системы делятся на мономодальные (одновидовые), бимодальные (двухвидовые), полимодальные (многовидовые); по конфигурации на карте – на вытянутые, округлые, ректангулярные, триангулярные, овальные и неправильной формы; по степени расчленённости (целостности) – на монолитные (нерасчленённые), территориально раздробленные, трёхчленные, двухчленные; по уровню морфологической сложности – на слабо, средне и сильно развитые; по характеру и уровню транспортной освоенности территории – на полицентрические, моноцентрические, периферийно освоенные (окраинные), освоенные изнутри, освоенные вдоль одной или нескольких экономических осей, наполовину освоенные, с сильным эксцентриситетом.
Территориальные транспортные системы морфологически состоят из транспортных узлов, транспортной сети, транспортных потоков.
Предметом изучения географии транспорта является пространственное взаимодействие различных элементов территориальной транспортной системы (транспортных узлов, сетей и потоков), которое проявляется в виде транспортно-географических отношений: транспортное тяготение, пространственная удалённость, транспортно-географическое положение (позиционность), транспортные доступность, связность и проницаемость территории, пространственная концентрация и дисперсия.
Различают теоретическую, отраслевую, региональную, социальную и институциональную географию транспорта. Теоретическая география транспорта занимается вопросами методологии (используются идиографический, номотетический и нормативный методологические подходы), теоретическим анализом формирования и функционирования отдельных транспортно-географических объектов (транспортных сетей, сетей транспортных узлов и потоков), исследованиями транспортно-географических отношений. Отраслевая география транспорта изучает закономерности размещения отдельных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, трубопроводного и др.). Региональная география транспорта изучает территориальные транспортные системы разного масштаба. В 1990–2010 гг. оформились новые разделы географии транспорта: социальная география транспорта анализирует поведенческие и социальные аспекты перемещения людей в географическом пространстве (в том числе особенности индивидуального выбора видов транспорта и маршрутов поездок, индивидуальные оценки расстояний; процессы принятия решений о размещении транспортных объектов; пространственные особенности подвижности населения); институциональная география транспорта – особенности размещения транспортных компаний и институций, т. е. институциональная организация пространства транспортных фирм и компаний [например, размещение штаб-квартир и главных хабов (узлов) авиакомпаний, железнодорожных компаний, грузовых автотранспортных компаний и фирм].
Термин «география транспорта» (Verkehrsgeographie) введён немецким географом В. Гётцем (1888). Но её теоретическими предшественниками и основоположниками считаются И. Г. Коль и Л. Лаланн. Первый в книге «Der Verkehr des Menschen in seiner Abhängigkeit von der Erdoberfläche» (Kohl. 1841) изучил влияние природных, политических и культурных факторов на транспортную проходимость территории и рисунок транспортной сети, а также концентрацию и дисперсию населения; выявил 4 типа транспортной организации пространства: моноцентрические сухопутные транспортные системы (4 диаметра проходят через центр); сухопутные системы, ориентированные вовне (центры находятся на периферии); непроходимые внутри ареалы (центры и пути образуются снаружи ареала); свободно и легко проходимые внутри ареалы (водные транспортные системы). Лаланн (1863) проанализировал взаимосвязи между иерархией сети городов и развитием транспортных сетей на примере зарождающихся национальных сетей железных дорог стран Европы и США, выявив, что в ходе формирования железнодорожные линии образуют треугольные ячейки (циклы), которые группируются по шесть вокруг главных центров (из каждого транспортного узла выходят в среднем 6 транспортных путей, из столиц – 12 путей). Первые работы по географии транспорта написаны А. Гетнером (1894, 1897), который определял географию транспорта как учение о географическом распространении транспортных явлений (объектов), об их различиях на разных участках земного пространства. Спецификой его антропогеографического подхода стало объяснение различий в транспортных явлениях природными условиями. Он ввёл понятия хинтерланда (сухопутная зона тяготения к транспортному узлу) и форланда (зона тяготения центра в акватории); разделял географию транспорта на географию железных дорог, географию гужевого транспорта, географию водного транспорта, географию связи. В своих трудах Гетнер и его ученики – К. Дове (1910, 1924), К. Хассерт (1913, 1931) и др. – вычисляли плотность транспортной сети разных стран, изучали направления и величины грузо- и пассажиропотоков; составляли карты плотности путей сообщения и эпюр транспортных потоков, изохрон транспортной доступности. В 1930–1950-х гг. сформировалась американская школа географии транспорта. На первом этапе ее развития (1930-е гг.) изучались грузопотоки на разных видах транспорта (преимущественно по железным дорогам), особенности размещения морских портов, составлялись карты эпюр потоков, была предложена типология железнодорожных сетей. В 1940–1950-х гг. стали анализироваться географические направления и величина авиаперевозок на внутренних линиях США, выделяться хинтерланды крупных аэропортов (Э. Тааффе). Э. Ульман считал главными задачами географии транспорта анализ транспортных связей различных территорий (их пространственного взаимодействия) путём изучения направления и размеров транспортных потоков, анализ транспортных тарифов, изучение влияния природных условий на формирование и функционирование транспортных систем и влияния транспорта на развитие экономики регионов и стран. В 1960–1970-х гг. при изучении территориальных транспортных систем главным образом использовались методы пространственного анализа. Ведущими направлениями исследований географии транспорта стали анализ конфигураций транспортных сетей (сетевой анализ), моделирование и имитация транспортных потоков и транспортного тяготения, анализ иерархии транспортных узлов (Hay. 1973; Taaffe. 1973; Lowe. 1975). Широко внедрялись разнообразные математические методы исследований (в том числе гравитационная модель транспортных потоков, модель потенциалов взаимодействия, энтропийная модель внутригородских поездок Вилсона, индексы теории графов К. Канского, 1963, модели пространственной диффузии транспортных явлений).
Основатель отечественной географии транспорта С. В. Бернштейн-Коган (1930) находился сначала под сильным влиянием немецкой географии транспорта, а затем марксистской экономической географии. Он считал, что необходимо анализировать и объяснять экономические факторы формирования транспортных сетей и потоков, а главным предметом изучения географии транспорта должны быть грузовые потоки. Н. Н. Колосовский проводил технико-экономические расчёты и обоснования трасс отдельных железнодорожных магистралей и дорог, рассматривая транспортную сеть как часть территориально-производственного комплекса (т. е. как инфраструктуру). Главный представитель советской региональной географии транспорта И. В. Никольский (1960, 1978) считал транспорт элементом экономического района и территориально-производственного комплекса. По его мнению, география транспорта должна изучать закономерности размещения транспорта и его региональные различия. Теоретическую географию транспорта развивал Л. И. Василевский (1963, 1971); он ввёл понятие «транспортная система», новый показатель густоты транспортной сети; главным, с его точки зрения, в географии транспорта являлся пространственный анализ структуры транспортных сетей и транспортных потоков. Г. А. Гольц (1981) исследовал взаимосвязь расселения и транспорта, установив константы пространственной самоорганизации населения (временные пределы поездок людей в разных системах расселения). Количественные методы изучения транспортных объектов развил В. Н. Бугроменко, который разработал методику оценки интегральной транспортной доступности территории (1987).
Преобладающие направления исследований в географии транспорта с начала 1990-х гг.: анализ инфраструктурной обеспеченности транспортных проектов, транспортной подвижности людей. В США и Великобритании возникло новое направление географии транспорта – география городского транспорта. В 1990–2000-х гг. почти прекратилось изучение географии железных дорог, морского и внутреннего водного транспорта, а наиболее привлекательными стали география авиатранспорта, городского транспорта, в меньшей степени – география автомобильного транспорта. В Великобритании с 1993 г. издается журнал Journal of Transport Geography, который в 2000–2010-х гг. из географического превратился в регионалистско-экономический.
Главное практическое значение исследований географии транспорта – выработка проектов, планов и рекомендаций по совершенствованию размещения хозяйства и расселения населения с точки зрения минимизации транспортных издержек, более рационального их размещения, оптимизации транспортных потоков и рисунка транспортных сетей в рамках существующих территориальных транспортных систем, улучшению транспортной доступности отдельных городов, пунктов и местностей, развитию транспортных систем всех территориальных уровней (мир, макрорегионы, страны, регионы, районы, ареалы, города, пункты).