Бернштейн-Коган Сергей Владимирович
Бернште́йн-Ко́ган Серге́й Влади́мирович (15(27).5.1886, Кишинёв – 1951, Москва), видный российский и советский экономико-географ и экономист, один из основателей научной районной школы в советской экономической географии, основоположник отечественной географии транспорта, географии промышленности и экономики промышленности, представитель хорологического направления в географии.
Родился в семье инженера-технолога, выпускника Дерптского университета (ныне Тартуский университет) Владимира Матвеевича Бернштейн-Когана. Учился в гимназии, но был исключён за участие в рабочем собрании. Для продолжения образования уехал в Швейцарию, где в 1903–1906 гг. учился в Лозанской инженерной школе (ныне Федеральная политехническая школа Лозанны), получив техническое образование. После её окончания в 1906 г. поступил на экономическое отделение Санкт-Петербургского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), закончил его в 1912 г. Влияние на формирование учёного оказал П. Б. Струве, чьи лекции Бернштейн-Коган опубликовал со своими комментариями в 1910 г. В этом же году будучи студентом опубликовал монографию «Численность, состав и положение петербургских рабочих». Был оставлен на кафедре для преподавания. Одновременно работал статистиком в Бюро экономических изысканий при Управлении внутренних водных и шоссейных дорог. В 1912‒1913 гг. был на воинской службе. С началом Первой мировой войны призван в армию, но уже в 1915 г. демобилизован и откомандирован в распоряжение Особого совещания по топливу (заведующий экономическим отделением, с 1917 заместитель председатель совещания), где проработал до 1918 г.
В советский период участвовал в разработке ряда крупных транспортных и промышленных проектов; трудился на руководящих должностях в транспортных организациях. С 1919 г. в Наркомате путей сообщения (член Совета высшего технического комитета с 1920, председатель Тарифного комитета в 1922–1925, член коллегии с 1922). Почти с этого же времени начинается его работа в Госплане (член-сотрудник по транспортной секции с 1921, председатель, заместитель председателя транспортной секции в 1925–1930, член президиума с 1925).
Продолжая работать в различных ведомствах, Бернштейн-Коган начинает преподавать в различных высших учебных заведениях. В 1919 г. избран доцентом по кафедре экономической географии Иваново-Вознесенского политехнического института, в 1920 г. – профессором по кафедре прикладной экономики Петроградского политехнического института. Последующие 10 лет преподавал в качестве профессора в 1-м и 2-м Московских государственных университетах (ныне соответственно Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Московский педагогический государственный университет), Ленинградском государственном университете (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), в Ленинградском политехническом институте (1923–1929), в Ленинградском (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I) и Московском (ныне Российский университет транспорта) институтах инженеров путей сообщения, где читал курсы по экономической географии, географии путей сообщения, географии промышленности, экономике промышленности и др. С середины 1920-х гг. жил в Москве.
Был репрессирован по «Делу "Промпартии"». Арестован 27 июля 1930 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, приговорён 18 марта 1931 г. к высшей мере наказания, заменённой заключением в исправительно-трудовом лагере сроком на 10 лет. Постановлением ОГПУ от 2 июля 1932 г. условно-досрочно освобождён. Реабилитирован посмертно Генеральной прокуратурой СССР 21 декабря 1989 г.
После освобождения продолжал работу в различных ведомствах водного транспорта: Управлении проектирования и строительства Маныческого канала (1932–1936), бюро «Большая Волга» института «Гидроэнергопроект» (1932–1935), Управления по проектированию Волго-Дона Наркомвода (1936–1939) и др.
В 1925 г. Бернштейн-Коган организовал и возглавил кафедру экономической географии (первоначальное название – «направление экономической географии при кафедре Общей географии») во 2-м МГУ, на которую привлёк ведущих экономико-географов своего времени: Н. Н. Баранского, А. А. Рыбникова, Л. Д. Синицкого. В середине 1920-х гг. возглавил в экономической географии «антитрадиционный блок», или «когановцев» («традиционный блок» возглавлял лидер отраслево-статистической школы В. Э. Ден), который при активном участии своих коллег по кафедре – Баранского, Синицкого, Рыбникова – послужил основой для формирования районной научной школы экономической географии, ставшей в дальнейшем доминирующей в СССР. В то же время в 1920-х гг. был ярким сторонником хорологического подхода в экономической географии, открыто присоединялся к хорологическим взглядам А. Гетнера и Л. С. Берга (Покшишевский. 1965). Поэтому под экономическим районом Бернштейн-Коган понимал хозяйственный ландшафт (в отличие от Баранского, который взял за основу «госплановское» понимание экономического района). Его взгляды на экономическую географию ярче всего выражены в трёх изданиях книги «Очерки экономической географии» (1922, 1923, 1925). Известно самое короткое и ёмкое определение Бернштейном-Коганом экономической географии как «науки об экономических районах и их взаимодействии» (Бернштейн-Коган. 1925. С. 12).
Является основоположником отечественной географии транспорта. В 1927 г. выпустил книгу «Внутренний водный транспорт: его история, экономика, финансы», в 1930 г. – фундаментальный труд «Очерки географии транспорта».
С именем Бернштейн-Когана также связано формировании отечественной экономики промышленности. Такой курс в 1920-х гг. он читал на экономическом отделении Петроградского политехнического института, издав в 1926 г. на его основе учебник «Введение в экономию промышленности».
После освобождения в 1930 – 1940-е гг. занимался исключительно водно-транспортной тематикой, по которой издал серию книг. Последняя книга – историко-географический очерк «Волго-Дон» – осталась в рукописи и была дописана и подготовлена к печати в 1954 г. уже после смерти автора его учеником – известным советским экономико-географом В. В. Покшишевским.
Покшишевский в своей статье отмечал, что Бернштейн-Коган являлся эрудитом, блестящим лектором и докладчиком, очень плодовитым автором, одинаково легко и талантливо писавшим и учебники для студентов, и разнообразные научные статьи, и ведомственные записки. Для научного творчества Бернштейн-Когана характерным было сочетание предметного восприятия экономико-географических явлений и широкие теоретические обобщения (Покшишевский. 1965. С. 474–475).