Когнитивная география
Когнити́вная геогра́фия, направление общественной географии, изучающее формирование и репрезентацию представлений об организации окружающего пространства. Важнейшие темы исследований в когнитивной географии: системы категорий, посредством которых в сознании человека формируются представления о пространстве и географических объектах (граница, регион, гора и др.), отдельные когнитивные схемы (системы представлений), посредством которых человек осмысляет окружающее пространство.
Американский географ Д. Монтелло охарактеризовал тематическое поле когнитивной географии следующим образом: «все аспекты человеческого познания о пространственных, временных и тематических аспектах Земли и внешних репрезентациях Земли, в том числе: географические знания и суждения, навигация и ориентация, обучение и развитие, символические источники отображения географической информации» (Montello. 2009. P. 162), а также проблемы выбора маршрутов и предпочтительных точек размещения в пространстве, пространственные аспекты использования искусственного интеллекта, ментальные предпочтения в отношении окружающей среды, эстетика окружающей среды, восприятие опасности, индивидуальные и групповые различия в географическом познании.
Одна из наиболее популярных (но не исчерпывающая предметное поле когнитивной географии) тем – формирование и функционирование системы ориентации в пространстве, системы представлений, позволяющие соотносить положение разных объектов в пространстве и др. Монтелло предложил «первый закон когнитивной географии», гласящий, что «люди считают более близкие вещи более похожими, чем отдалённые» (Testing the First Law of Cognitive Geography ... 2003. P. 317). Он же сформулировал правомерность изучения представлений в географии: «Есть две основные причины, по которым географы изучают вопросы сознания и поведения в пространстве, на местности и в окружающей среде. … География связана с проблемами пространства, места и окружающей среды. Таким образом, проблемы сознания и поведения, касающиеся пространства, места и окружающей среды, сами по себе являются географическими проблемами. Вторая причина для поведенческой и когнитивной географии более конкретна и исторически обусловлена. Географы … уже давно считают своей центральной проблемой описание, прогнозирование и объяснение человеческой деятельности в пространстве и на местности. Важным компонентом этих усилий была разработка и оценка социально-научных моделей пространственного поведения и взаимодействия. Такое поведение и взаимодействие включают путешествия, переезд в другое место жительства, общение, землепользование, товарообмен и распределение и многое другое. … Поведенческий подход возник в 1960-х гг. как попытка решить проблемы пространственного поведения и взаимодействия путём включения более детальных и реалистичных моделей, разработанных в психологии. Это означало, что географию человека следует изучать на индивидуальном, а не на коллективном уровне, объясняя пространственное поведение на уровне отдельных людей, а не просто групп людей (семей, кварталов, этнических групп, штатов). Это, в свою очередь, привело к идее о том, что наблюдаемое пространственное поведение индивидов вызвано внутренними психическими состояниями этого человека и процессами принятия решений, а не самой "объективной" реальностью. Это также привело к признанию того, что индивиды отличаются друг от друга, и теории, которые объясняют поведение человека в пространстве и на местности без внимания к этим различиям и их объяснения, будут ошибочными» (Montello. 2018. P. 4). Изучение сознания и поведения человека стало предметом нескольких направлений географии; среди них когнитивную географию следует отличать от поведенческой, культурной, гуманистической и некоторых других.
Методологические основы когнитивной географии
Становление когнитивной географии как отдельного научного направления стало прямым следствием развития когнитивных наук (в первую очередь, когнитивной психологии и когнитивной лингвистики), а также распространения информационных технологий в представлении и организации географических знаний (в первую очередь, развитие геоинформационных технологий). В связи с чем появилась насущная потребность в понимании фундаментальных принципов организации и использования представлений о пространстве в сознании человека.
В энциклопедической статье о когнитивной географии Монтелло формулирует 4 ключевых отличия когнитивной географии от прочих направлений географии:
Надлежащим уровнем анализа является индивидуальный (дезагрегированный). Отдельный человек является информативной единицей анализа (на дезагрегированном или микроуровне) по сравнению с социальной или пространственной группой (на агрегированном или макроуровне).
Поведение основано на субъективной (воспринимаемой) реальности.
Отношения между человеком и окружающей средой динамичны и двунаправленны. Ни экологический детерминизм, ни его противоположность – культурный детерминизм, или автономия, не являются жизнеспособными теоретическими рамками для понимания географии человечества.
Сознание возникает в результате деятельности мозга и нервной системы в теле человека, которое находится в физическом и социальном мире. Когнитивные географы, подобно психологам и другим учёным-когнитивистам, признают, что сознание зависит от работы мозга и нервной системы в целом. В начале 21 в. они начинают проявлять интерес к когнитивной нейронауке, научной дисциплине, изучающей взаимоотношения сознания и мозга (привлекая методы исследования мозга типа функциональной магнитно-резонансной томографии и др.).
Опираясь на данные методологические принципы, следует отличать когнитивную географию от других направлений, также работающих с представлениями о пространстве.
Сложнее всего стоит проблема «размежевания» с поведенческой (бихевиористской) географией. Некоторые авторы рассматривают поведенческую и когнитивную географию как взаимодополняющие направления, вместе составляющие единое «крыло» географии, связанное с изучением представлений о пространстве, месте и окружающей среде. Такую позицию представляет Монтелло, считая, что идеальным вариантом является объединение обоих направлений (когнитивной и бихевиористской географии) в единую «психогеографию». В некоторых случаях данные направления даже отождествляются. Однако представители когнитивной географии [особенно в ранних работах (Cognitive models of geographical space. 1999), посредством которых утверждалось данное направление] настаивают на том, что становление методологии когнитивной географии основано на принципиальном отрицании базовых постулатов бихевиоризма, что отражает соответствующую смену методологии, произошедшую примерно в 1960-е гг. в междисциплинарном поле исследований сознания; ключевой называется книга У. Найссера «Когнитивная психология» («Cognitive Psychology», 1967). Монтелло, однако, считает, что бихевиористскую географию не следует отождествлять с бихевиоризмом в психологии и столь жёсткое противопоставление нежелательно. Споры ведутся, таким образом, вокруг методологической основы бихевиористской географии, не затрагивая методологические основы когнитивной географии.
Согласно представленной в ранних работах по когнитивной географии точке зрения, становление данного направления связано с более широким междисциплинарным процессом т. н. когнитивного поворота: новые знания, полученные в сфере изучения работы сознания человека, заставили многие науки, изучающие социальные и культурные явления, в том числе язык и другие знаковые системы, поведение человека и др., пересмотреть базовые постулаты о механизмах человеческого мышления и поведения. За основу дальнейшего развития методологии в соответствующем междисциплинарном поле была принята т. н. когнитивная парадигма научного знания, трактующая состояние разума/мозга (знание, понимание, интерпретация и др.) как основы поведения человека (в отличие от ранее господствовавших представлений о том, что сознание лишь «отражает» объективную реальность, а поведение является реакцией на внешние стимулы). С точки зрения современных представлений наук о мозге и сознании процессы мышления и поведения сложнее. Считается, что при формировании решения о том или ином способе поведения (для географии имеет особое значение решение о выборе направления движения и других видах пространственного поведения) ключевую роль играет не столько актуальный стимул, сколько ранее сформированная в сознании когнитивная схема окружающего мира, актуализированная в конкретной ситуации. В этом состоит принципиальное отличие методологического подхода когнитивизма (в широком междисциплинарном смысле как научной парадигмы) от бихевиоризма (так же как парадигмы), который был сконцентрирован на изучении механизмов «стимул – реакция». Становление когнитивной парадигмы трактуется как научная революция (по Т. Куну) и получило название когнитивной революции, в ходе которой когнитивная парадигма вытеснила в психологии и смежных отраслях бихевиористскую (поведенческую) парадигму. Соответственно, представители когнитивной географии позиционируют изучаемое направление как пришедшее на смену поведенческой (бихевиористской) географии. Если бихевиористская география делала акцент на непосредственном изучении поведения человека в пространстве, когнитивная география переносит акцент в исследовании на изучение пространственной картины мира, которая формируется в сознании человека и первична по отношению к пространственному поведению.
Место в системе географических наук
От провозглашённой Туан И-Фу гуманистической географии когнитивная отличается таким же образом, как социальные науки от гуманитарных: когнитивная география в большей степени опирается на строгие методы исследований и имеет дело скорее с типовыми моделями осмысления пространства и места, чем с представлениями о конкретных местах, хотя многие предметы исследования относятся к обоим направлениям, в частности изучение смыслов базовых географических понятий (пространство, место и т. п.). Монтелло, анализируя отличия когнитивной географии (вкупе с поведенческой) от целого ряда других географических направлений, предлагает в общем случае отделять когнитивную от направлений, ориентированных преимущественно на изучение восприятия окружающего мира, использующих методологию гуманитарных наук (помимо работ Туан И-Фу, работы Э. Релфа, А. Баттимер и др.) и преимущественно идиографический подход. Следуя принятому в англоязычной литературе разделению на «научный» и «гуманитарный» подходы, Монтелло однозначно констатирует, что, несмотря на тематическую близость, когнитивная география существенно отличается от гуманистической географии и других гуманитарных направлений в географии, поскольку опирается на более строгие научные методы (методы, применяемые в естественных, социальных и точных науках в отличие от гуманитарных) и преимущественно номотетический подход.
Когнитивная география отличается также от культурной географии: вторая ориентирована на изучение представлений о пространстве и месте, сформированных в определённой культуре (идиографический подход), тогда как первая работает с системой представлений как таковой, с представлениями в сознании человека (номотетический подход). Однако в сознании человека присутствуют и, видимо, доминируют представления, свойственные для определённой культуры; поэтому различие между когнитивной и культурной географией скорее в угле зрения, контексте, методологии и методике исследования, чем в самом предмете исследований. При этом предпринимаются попытки выявить различия в самих принципах мышления, в частности пространственного мышления между представителями разных культур (в качестве примера можно привести попытки определить корни массовых стереотипов о том, например, должна ли столица страны или региона быть его крупнейшим городом). Такие исследования следует относить к когнитивной географии.
Ещё одно направление, близкое когнитивной географии, – исследования т. н. вернакулярных районов. Тема вернакулярных районов активно разрабатывается в России с конца 1990-х гг. (Л. В. Смирнягин и его ученики) и составляет одно из наиболее известных для отечественного читателя направлений географии, связанных с изучением представлений человека о пространстве. В теоретическом плане эти работы восходят к работе американского географа В. Зелински по бытовому использованию топонимов. Однако в исследованиях по когнитивной географии его работы практически никогда не цитируются, т. к. он зафиксировал сам феномен, но не дал ему сколько-нибудь обоснованного объяснения, в результате исследования остаются в значительной степени описательными; подходы когнитивной географии в них не используются.
Становление когнитивной географии
Как отдельное научное направление когнитивная география сформировалась к началу 1990-х гг. Её своего рода «манифестом» стала коллективная статья пионеров этого направления Д. Марка, Б. Тверски и их соавторов (1999). Предпосылками развития когнитивной географии, согласно данной статье, стали:
Исследования пространственного мышления в психологии, начиная с работ 1890-х гг.
Исследования представлений о географическом пространстве, в частности изучение когнитивных (ментальных) карт. Тремя ключевыми источниками здесь стали работы Э. Толмена (1948), Ж. Пиаже (1945) и архитектора К. Линча «Образ города» (1960). Авторы отмечают также исследования психологов, проведённые в 1978–1985 гг. в сфере географического мышления, в первую очередь ментальных репрезентаций окружающей среды с фокусом на искажения в суждениях. Особое внимание уделялось анализу искажений в представлении о расстояниях, направлении и др.
Поведенческая география (ключевые работы относятся к 1960–1970-м гг.).
Когнитивные исследования в картографии. Несмотря на ряд работ начала 20 в., интерес картографов к вопросам сознания/восприятия по-настоящему широко возник в 1970-е гг., когда развернулись исследования по восприятию картографической информации. Карты стали рассматриваться как средство коммуникации, была осознана необходимость изучения когнитивных процессов, используемых читателями карт.
Развитие искусственного интеллекта применительно к пространственным представлениям.
Создание цифровых систем навигации.
Проведение серии конференций по теории пространственной информации (англ. Conference on Spatial Information Theory, COSIT), которые в итоге и привели к оформлению когнитивной географии как самостоятельного направления географии.
Ключевые темы, изначально сформировавшие костяк когнитивной географии при её становлении в 1990-е гг.:
Понимание процессов формирования географических знаний (включая переход от сенсомоторных ощущений к формированию представлений об окружающем пространстве).
Ментальные репрезентации географического знания. Согласно когнитивной географии, это не «простые» ментальные или когнитивные «карты в голове», как считалось в середине 20 в., но более сложная система соотношений образов и категорий. Б. Тверски (1993) предложила для описания географических представлений в сознании понятие «когнитивный коллаж», подчёркивая, что ментальные репрезентации, определяющие суждения и выводы, фрагментированы, частичны, сконструированы и представлены в разных формах (визуальные образы, логические соотношения и др.).
Представление и использование знаний о пространстве, планирование маршрутов и т. п., в том числе через механизмы искусственного интеллекта.
Передача географической информации через языковые средства, схематические (нарисованные от руки) карты и др. В данном направлении идёт тесное сотрудничество с когнитивной лингвистикой в ходе исследования способов словесного описания расположения, понимания смыслов выражений типа «справа от», «напротив». Большую проблему при этом представляет понимание выбора системы ориентации: по отношению к чему даются подобные относительные характеристики.
Отдельно авторы выделяют направления, выбранные как приоритетные в рамках международного проекта Varenius по развитию географической информатики:
формализация процесса картографической генерализации;
осознание динамических процессов и их репрезентация;
сочетание форм репрезентации и систем отсчёта при формировании пространственных знаний;
онтология географических понятий с учётом современных представлений когнитивных наук о формировании категорий в сознании;
ментальные карты в широком смысле, т. е. представления о географическом пространстве, как они формируются в сознании;
формализация пространственных отношений.
С начала 21 в. отдельные направления когнитивной географии перерастают в изучение киберпространства (Dodge. 2001).
Содержание исследований
В работах по когнитивной географии можно выделить 2 основные группы. В узком смысле когнитивная география занимается изучением того, как функционирует в сознании человека система ориентации (ментальные репрезентации взаимного расположения объектов и т. п.); это информационное направление тесно связано с созданием геоинформационных систем, искусственного интеллекта и т. п. В широком смысле когнитивная география изучает всю совокупность представлений о пространстве, включая используемые категории, принципы их соотношения и т. д. Данное направление имеет много пересечений с когнитивной лингвистикой и отчасти культурологией, социальной антропологией, его можно обозначить как концептуальное направление когнитивной географии.
В России в информационном направлении проводили исследования Ю. Ф. Книжников, отчасти А. М. Берлянт; в той или иной степени оно неизбежно затрагивается практически в любых ГИС-исследованиях.
Концептуальное направление когнитивной географии в России в некоторой степени вытеснено, с одной стороны, работами языковедов и отчасти культурологов, изучающих пространственные понятия, с другой – традиционными науковедческими работами, ориентированными на формирование системы географической терминологии без опоры на представления о формировании понятийных категорий в сознании. Однако в ряде публикаций, в числе первых вводивших понятие когнитивной географии в российское научное поле, развивалось именно её концептуальное направление (Н. Ю. Замятина).
Важными предпосылками развития когнитивной географии в России стала работа по концептуализации основных географических понятий, которая активно велась в отечественной географии в 1980-е гг.: сборник «Географические границы» (1982), работы Б. Б. Родомана. В 1990-е гг. большое значение имели статьи Г. Д. Костинского, В. Л. Каганского о категориях географического пространства. Большую роль сыграла дискуссия Смирнягина и М. П. Крылова о т. н. аспатиальности русской культуры (о доминирующей модели пространственного мышления). Данные авторы не использовали понятия «когнитивная география», однако заложили фундамент для её развития. Среди тем, привлёкших наибольшее внимание: выявление и анализ базовых концептов системы представлений о пространстве – «столица», «центр», «граница», «периферия», «провинция», «фронтир»; когнитивные структуры представлений о пространстве, позволяющие создавать мысленные модели узлового и однородного районирования; относительные пространственные концепты типа «Север» (как парное понятию «Материк» в контексте осмысления территориальной структуры России), «Восток» (как парное «Европе»), «Дикий Запад» как парное освоенной восточной части США и др.
Однако и в конце 1-й четверти 21 в. наблюдается характерная методологическая брешь в изучении географических понятий в рамках географии: в основном, не владея базовыми знаниями о принципах функционирования сознания, формирования в нём отдельных понятий, их соотношения друг с другом и общих принципов использования, невозможно разработать адекватную, современную географическую терминологию.