География сферы услуг
Геогра́фия сфе́ры услу́г (география сферы обслуживания, география социальной инфраструктуры), отрасль социально-экономической географии, изучающая территориальную организацию сферы услуг. Сложилась в советское время как география сферы обслуживания, или география обслуживания населения, внимание которой было сосредоточено на территориальных аспектах предоставления услуг населению. Ныне название «география сферы обслуживания» встречается сравнительно редко, в основном в ретроспективном контексте. Наряду с термином «география сферы услуг» употребляются термины «география третичного сектора» и «география сектора услуг» (Ачкасова. 2013; Сивицкий. 1998). При этом сферу услуг часто приравнивают к третичному (непроизводственному) сектору экономики (по К. Кларку), упуская из виду, что в третичный сектор входят государственное и муниципальное управление, оборона и обеспечение безопасности, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность (НИОКР), которые услугами (в обычном смысле слова) не являются. В российской традиции под услугой принято понимать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей (ГОСТ Р 50646-94 Услуги населению. Термины и определения). Сфера услуг (обслуживания) может обозначаться словом «сервис» (англ. service), среди значений которого: «обслуживание», «услуга» и т. п.
В работах по географии сферы услуг обычно рассматриваются следующие отрасли: розничная торговля, общественное питание, здравоохранение, образование, культурно-просветительное обслуживание, бытовое обслуживание, автосервис, услуги связи, финансовые и страховые услуги, деловые услуги. Услуги пассажирского транспорта, который по своей сути принадлежит к сфере услуг, чаще рассматривают в работах по географии транспорта. Аналогично туристические услуги – в работах по географии туризма или в рекреационной географии. В советское время профессиональное образование в сферу обслуживания (услуг) не включали, ныне же, как правило, включают. При этом география профессионального образования, как и география науки (или НИОКР), обычно считается отдельной, хотя и слабо развитой, отраслью социально-экономической географии.
География сферы обслуживания сформировалась в 1960-х – начале 1970-х гг. как субдисциплина экономической (ныне социально-экономической) географии. Её основы были заложены С. А. Ковалёвым и В. В. Покшишевским. В 1966 г. вышла программная статья Ковалёва «География потребления и география обслуживания населения», определившая принципы социально-географического изучения обслуживания. Вслед за этой работой появился ряд статей Ковалёва и Покшишевского (1967 и др.), посвящённых основным вопросам методологии, теории и методики географического изучения обслуживания. География потребления широкого развития не получила, известны лишь отдельные, совсем не многочисленные работы (Калмуцкая. 1980; Корнекова. 2020).
Зарождению и успешному развитию географии сферы обслуживания способствовал ряд обстоятельств. Публикация результатов переписи населения 1959 г. впервые дала возможность анализировать в региональном разрезе структуру занятости, и оказалось, что существенная часть населения работает в непроизводственной сфере и обслуживании населения. Благодаря массовым работам по районной планировке географы обратили внимание на особенности построения сетей учреждений обслуживания. При комплексном изучении условий жизни стало ясно, что важнейшим условием жизни современного человека является уровень развития отраслей обслуживания.
В 1967–1968 гг. в Московской государственном и Ленинградском государственном (ныне Санкт-Петербургский государственный) университетах началось преподавание спецкурсов по географии обслуживания. В это же время обслуживание становится популярной темой диссертационных работ. Первые кандидатские диссертации в этой области географии были защищены в 1970 г. За очень короткий срок (менее 10 лет) география сферы обслуживания превратилась в полноценную отраслевую дисциплину в составе экономической (социально-экономической) географии, что свидетельствовало о её актуальности и востребованности. Первоначально она рассматривалась в качестве раздела, или особого направления, географии населения, но довольно быстро пришло понимание, что у неё есть собственный объект изучения и поэтому она является вполне самостоятельной географической дисциплиной. Развитие географии обслуживания внесло существенный вклад в процесс социологизации экономической географии.
Расцвет географии сферы обслуживания приходится на 1970-е гг. В 1972 г. вышел 91-й сборник «Вопросы географии» – «География сферы обслуживания». В 1972 г. в Московском филиале Географического общества СССР (ныне Московское городское отделение Русского географического общества) состоялось научное совещание по проблемам обслуживания сельского населения, а в 1974 г. в МГУ – Первое (и единственное) междуведомственное совещание по географии сферы обслуживания, собравшее специалистов – не только географов, но и представителей смежных наук – из многих регионов и республик СССР. Материалы этого совещания изданы в виде двух сборников. Тогда же появился специальный выпуск издания ВИНИТИ «Итоги науки и техники» (серия «География СССР», том 11), посвящённый изучению сферы обслуживания. В статьях выпуска была представлена практически исчерпывающая (для своего времени) картина состояния исследований сферы обслуживания в географии и других науках. Сборник был снабжён обширным (более 700 наименований) библиографическим списком. В 1985 г. раздел о сфере обслуживания впервые был включён в вузовский учебник по общему курсу экономической географии СССР, по прошествии нескольких лет разделы об обслуживании населения стали включаться и в школьные учебники.
Основным центром географического изучения сферы обслуживания долгое время был географический факультет МГУ, где в 1970–1980-х гг. во главе с Ковалёвым сформировалась соответствующая научно-образовательная школа (точнее, одно из направлений созданной им школы социальной географии). Основные вопросы географии сферы обслуживания весьма полно изложены в учебном пособии, подготовленном Ковалёвым и его учениками (Алексеев. 1991).
В теоретическом плане география сферы услуг (обслуживания) базируется главным образом на теории иерархии потребностей населения (А. Маслоу) и теории центральных мест. Ключевые понятия этой дисциплины: сеть объектов обслуживания, центр и зона (ареал) обслуживания, территориальная система обслуживания, спрос на услуги, доступность услуг, уровень обслуживания. Различают отраслевой и комплексный подходы. В первом случае изучаются отдельные отрасли, или виды, обслуживания, во втором – их сочетания (комплексы) в пределах исследуемых территорий или центров. К числу основных направлений исследований относятся: 1) оценка условий, влияющих на потребности в услугах и территориальную организацию обслуживания; 2) изучение потребностей в услугах и обоснование региональной дифференциации нормативов обслуживания; 3) анализ фактического уровня обслуживания; 4) изучение центров и территориальных систем обслуживания; 5) изучение предпочтений и потребительской деятельности (поведения) населения.
Важная особенность географии сферы услуг (обслуживания) – активный поиск новых подходов и методов исследования. Особенно разнообразны предназначенные для сравнительно-географических работ методики измерения доступности мест получения услуг и уровня обслуживания. С 1980-х гг. стали широко использоваться социологические методы, сначала массовые опросы, позднее фокусированные интервью.
Наиболее распространёнными видами исследований являются: сравнительно-географическое изучение отдельных отраслей и сферы в целом в пределах территориальных единиц определённого ранга (субъектов федерации, муниципальных районов, городов) и анализ иерархии центров в пределах конкретных территорий. Особую группу составляют исследования внутригородской организации обслуживания. Традиционно география сферы услуг (обслуживания) тесно связана с географией населения и населённых пунктов, прежде всего с разделами, изучающими системы расселения и процессы социально-демографического воспроизводства.
Широкое распространение получило картографирование обслуживания, главным образом в комплексных региональных атласах. Карты некоторых отраслей обслуживания (образования, здравоохранения, учреждений культуры) под общим названием «карты культуры», или «карты культурного строительства», включались в них задолго до появления исследований в этой области. Но осмысление задач, принципов и методов составления карт обслуживания и их серий (в составе атласов) началось только после появления работ по географии обслуживания. Выделяются следующие группы карт обслуживания: карты условий организации обслуживания, сетевые карты, карты доступности, карты связей по обслуживанию, карты обеспеченности населения услугами, карты типов центров и систем обслуживания. Весомый вклад в разработку принципов и методов картографирования обслуживания внесли О. А. Евтеев, Ковалёв, Д. Н. Лухманов. Наиболее значимая обобщающая работа – глава в коллективной монографии географического факультета МГУ «Комплексные региональные атласы» (Евтеев. 1976). Наиболее полно карты обслуживания представлены в Атласе Алтайского края (Т. 2. 1980).
Успехи географии сферы обслуживания способствовали определённой географизации работ градостроителей по территориальной организации социальной инфраструктуры. Эти вопросы активно разрабатывались в научно-проектных институтах системы Госстроя, которыми был подготовлен ряд весьма географичных по содержанию изданий методического характера.
По мнению Н. В. Зубаревич (2013), основные отличия современной географии сектора (сферы) услуг от прежней географии сферы обслуживания состоят в следующем. Произошло расширение объекта изучения: в дополнение к потребительским в круг рассматриваемых услуг вошли «государственные» и бизнес-услуги. Больше внимания стало уделяться экономической стороне услуг. Помимо государства и местных властей, на рынке услуг появились новые «игроки» – коммерческие структуры и индивидуальные предприниматели. Объект исследования стал значительно более динамичен: появилась необходимость принимать в расчёт непрерывно идущие в сфере услуг инновационные процессы, а также частые изменения в системе управления бюджетными услугами и в методах регулирования рыночных услуг. В странах с развитой рыночной экономикой основную массу услуг составляют услуги для бизнеса, а не для населения.
Возможны два различных подхода к изучению услуг – экономический и социальный. При первом подходе сфера услуг рассматривается как часть экономики. Исследователей интересуют такие вопросы, как занятость в ней населения, её вклад в валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой региональный продукт (ВРП), взаимодействие с другими отраслями, конкуренция на рынке услуг и др. При втором подходе и отдельные услуги, и вся сфера – это условия жизни, и рассматриваются они «от населения» с точки зрения их доступности (удельной, стоимостной, пространственно-временной), обеспеченности ими населения, качества и комплексности обслуживания. Первый подход соответствует узко понимаемой экономической географии как науке о территориальной организации хозяйства. Второй – социальной географии, изучающей территориальные аспекты воспроизводства населения. У исследований, проводимых в рамках социального подхода, тесны связи с географией населения, прежде всего с разделами, изучающими расселение и процессы социально-демографического воспроизводства. В советское время в исследованиях сферы обслуживания доминировал социальный подход. В современной российской географии представлены оба подхода – и экономический, и социальный. Но исследования экономической стороны сферы услуг распространены значительно меньше, чем социальной, однако заметен рост интереса к этим вопросам (Иванов. 2012; Сафронов. 2021).
Чаще других отраслей рассматриваются розничная торговля, медицинское обслуживание, школьное образование. Распространены исследования территориальной организации высшего образования (Катровский. 2003) и науки. Из новых тем наибольшее внимание привлекают: распространение информационных и телекоммуникационных услуг, прежде всего Интернета, включая интернет-торговлю (Мяльдзин. 2013; Аксенов. 2022), финансовых услуг, развитие торговых сетей. Появились работы, посвящённые территориальной организации государственных услуг (Фомкина. 2015). Заметно активизировалось изучение внутригородской организации услуг, причём не только в крупных, но и в небольших городах (Лебедев. 2022). Продолжаются, хотя и в значительно меньшем объёме, чем раньше, исследования, увязывающие системы обслуживания и расселения.
Мало внимания в современных исследованиях сферы услуг уделяется социально-экономической и социально-психологической обусловленности её развития. Практически нет географических работ о предпочтениях и пространственном поведении потребителей услуг. Вне поля зрения исследователей остаётся влияние, оказываемое на сферу услуг расслоением населения, а также – как следствие такого расслоения – дифференциация этой сферы (образование групп предприятий, предлагающих услуги для определённых слоёв населения).
Важная новация – взгляд на сферу услуг как условие и средство социального воспроизводства населения. Проведённых в этом ключе работ крайне мало, и рассматривается в них воспроизводственная функция лишь системы образования (Богданова. 2006). Почти незаметны попытки развития концептуальной базы изучения территориальной организации сферы услуг и теоретического осмысления происходящих изменений.
В зарубежной географии нет направления, специализирующегося на изучении сферы услуг. В то же время сюжеты размещения объектов различных отраслей обслуживания присутствуют во многих исследованиях по географии человека. Формула У. Д. Рейли, известная как гравитационная модель, была выведена в результате изучения тяготения населения к центрам розничной торговли (Reilly. 1931). Для изучения размещения объектов сферы услуг в городах большое значение имела работа М. Праудфута (1937, рус. перевод 1965).
На протяжении десятилетий размещение и доступность услуг рассматриваются в рамках географии городов и географии сельских поселений, в основном в исследованиях, связанных с теорией центральных мест (Brush. 1953, Davies. 1970 и др.). Различные отрасли сферы услуг учитываются в них как функции городов и других населённых пунктов. В. Кристаллер и его многочисленные последователи при определении ранга центрального места в основном обращались к функциям обслуживания населения. Например, в работе Дж. Браша было учтено наличие в населённых пунктах объектов 11 отраслей обслуживания. Б. Берри и У. Гаррисон для классификации центральных мест графства Снохомиш (штат Вашингтон) использовали данные о локализации 52 видов услуг (1958, рус. перевод 1965).
В период теоретической и количественной революции связанные с теорией центральных мест модели часто рассматривались как средство оптимизации сетей обслуживания (Hodgart. 1978; Central place theory. 2009; Spatial science. 2013). Чаще других внимание географов привлекают предприятия розничной торговли. В последней трети 20 в. под влиянием поведенческой географии появились работы, посвящённые пространственному поведению покупателей.
В 2020-х гг. при исследовании доступности услуг активно используются геоинформационные технологии (Park. 2021). При этом доступность услуг рассматривается в контексте актуальных демографических и социально-экономических тенденций, таких как старение населения, распространение Интернета и т. п. (Examining geographical accessibility ... 2020).
Третичный сектор исследуется с точки зрения занятости населения и размещения рабочих мест. Уделяется внимание глобализации услуг прежде всего территориальной организации транснациональных компаний, оказывающих высококачественные услуги в сфере финансов, страхования, юриспруденции, дизайна, логистики, туризма и др.