Этногеография
Э́тногеогра́фия, этническая география (от греч. ἔθνος – народ, общество и география), научное направление на стыке истории и географии, изучающее особенности дифференциации географического пространства по этническому признаку, влияние географических факторов на формирование и развитие этнических сообществ и этническую идентичность.
Представления об объекте этногеографии – этнических общностях – и её задачах менялись по мере развития и усложнения взглядов на природу этничности. Становление и начальный этап развития этногеографии происходили в период доминирования примордиалистских подходов в этнографии, рассматривавшей этничность преимущественно как наследуемый признак. В этот период она была нацелена на пространственную локализацию накопленного этнографического материала, выделение этнических территорий и этноконтактных зон, анализ пространственной диффузии элементов этнической культуры. Поэтому ядром этногеографии становится этническое картографирование. В середине 20 в. в этногеографии возникают направления на стыке этнографии и других наук, исследующих проблемы воспроизводства этнических общностей, – этническая демография, этническая экология, этноконфликтология. Начиная с 1990-х гг., по мере распространения в этнологии конструктивистских и инструменталистских подходов, рассматривающих этничность как одну из моделируемых форм идентичности, в этногеографии на первый план выходят вопросы влияния социально-экономических факторов на воспроизводство этничности.
Формирование этногеографии как научного направления происходило в рамках антропогеографии в период широкого распространения в науке идей дарвинизма и связанного с ними географического детерминизма, делавших акцент на особенностях адаптации человека к условиям окружающей среды. Непосредственно проблемам формирования этнорасового разнообразия географического пространства посвящены две из наиболее значимых работ основоположника антропогеографии Ф. Ратцеля – «Антропогеография» (т. 1–2; 1882,1891), второй том которой посвящён этнографии, и «Народоведение» (1885–1888). Отправная идея Ратцеля: движение народов, которому способствуют или препятствуют разнообразные географические факторы, выступает в качестве причины культурного разнообразия мира. Различия между культурами разных народов могут сглаживаться в результате распространения артефактов материальной культуры, «этнографических предметов». В дальнейшем эта идея под влиянием дискуссии эволюционистов и диффузионистов, ставшей причиной постепенного отхода Ратцеля от идей позитивизма, получила развитие в формировании теории культурных кругов, усилении его интереса к изучению географии распространения обособленных культурных явлений. Эти идеи получили развитие в работах немецкого этнографа и археолога Л. Фробениуса, одного из основоположников этнографического картографирования явлений материальной культуры. В 1916 г. А. Гетнер в своём труде «Россия» («Russland») впервые использовал термин «этногеографический» (Hettner. 1916. S. 97).
Начало систематического изучения этногеографии России связано с деятельностью Русского географического общества (РГО). Первые работы были связаны со сбором и обработкой полевых материалов, созданием карт этнолингвистического и религиозного состава населения (П. И. Кеппен, 1840–1850-е гг.; А. Ф. Риттих, 1860-е гг.), этногеографических разделов комплексных географических описаний, обзоров формирования этнической карты страны, занимавших важное место в работах по исторической географии. В этот период этногеографические исследования испытывали сильное влияние идей географического детерминизма.
Два доклада, К. М. Бэра «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности» и Н. И. Надеждина «Об этнографическом изучении народности русской», прочитанные на собраниях РГО в марте и октябре 1846 г., поставили вопросы об объекте и предмете этнографии. Надеждин выступал за комплексность подхода к изучению основного её объекта – народа, выделяя три части этнографии, которую рассматривал как самостоятельную науку, – лингвистическую, физическую и психологическую; составил и разослал по губерниям первую анкету по сбору этнографического материала.
В дореволюционный период развитие этнографии и географии было тесно связано. Важным этапом стала организация в 1884 г. в Московском университете (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) кафедры географии и этнографии, которую возглавил Д. Н. Анучин, впервые прочитавший курс «Этнография России». В 1919 г. эта кафедра была разделена на две – антропологии и географии; кафедра географии стала впоследствии основой географического факультета МГУ.
В послереволюционный период этнография начинает рассматриваться преимущественно как гуманитарная наука и анализ влияния природно-географических факторов на этнические процессы отходит на второй план. С февраля 1917 по 1930 гг. в составе Академии наук действовала Комиссия по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран, впоследствии преобразованная в Институт по изучению народов СССР, вошедший в состав Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН). Её основными задачами были составление этнических карт с объяснительными записками и написание очерков о народах, проживающих в России.
Формирование этногеографии как самостоятельного направления приходится на 1920–1940-е гг. и связано с пиком национального строительства в СССР и послевоенным политико-географическим обустройством Восточной Европы. В 1928 г. В. Г. Богораз в монографии «Распространение культуры на земле», посвящённой истории ареалов культуры народов мира, ввёл в широкое употребление термин «этногеография». Наиболее крупные работы 1940–1950-х гг. посвящены проблемам выделения этнических территорий, этнической географии народов Крайнего Севера (П. Е. Терлецкий), этническим миграциям (В. В. Покшишевский). П. И. Кушнер, в 1944–1952 гг. руководивший сектором этнической статистики и картографии Института этнографии и археологии АН СССР, внёс заметный вклад в разработку понятий «этническая территория» и «этническая граница», разработал принципы картографирования явлений материальной культуры.
После Второй мировой войны подходы к этногеографии в отечественных исторической и географической науках заметно отличались. Историки рассматривали этногеографию скорее как прикладную дисциплину, средство систематизации эмпирического материала, фиксации и картографирования ареалов этнических общностей. В 1960–1980-х гг. ведущим центром этногеографии в рамках этого подхода была лаборатория этнической статистики и картографии Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН), в которой ведущую роль играли историки, имевшие базовое географическое образование, – С. И. Брук и П. И. Пучков. В разные годы под их руководством были подготовлены фундаментальные справочники, карты и атласы по этнической и религиозной структуре населения СССР, России и других стран мира. Брук определял этногеографию как раздел этнографии, изучающий в динамике состав и размещение населения земного шара, отдельных стран и их районов в этнографическом аспекте, а также особенности расселения этнических общностей в прошлом и настоящем. Он включал в состав этногеографии этническую картографию и этническую демографию. В Институте этнографии выполнялись также междисциплинарные, близкие к этногеографии работы по историко-этнографическому районированию и картографированию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей (Б. В. Андрианов, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров), анализу географических аспектов расогенеза (В. П. Алексеев), а с 1980-х гг. – по этноэкологии (В. И. Козлов, И. И. Крупник). Важным направлением исследований в послевоенный период была историческая этногеография. В 1950–1960-х гг. на кафедре этнографии МГУ М. В. Витов на основе писцовых и переписных книг реконструировал географию сельского расселения Русского Севера, в 1970–1980-х гг. под руководством С. П. Полякова проводились работы по изучению исторической этнографии Средней Азии и Казахстана. Большой вклад в развитие отечественной топонимики внесла уральская ономастическая школа (г. Свердловск, ныне Екатеринбург) под руководством А. К. Матвеева. Как яркий популяризатор исторической этногеографии в 1960–1990-х гг. выступил один из представителей неоевразийства Л. Н. Гумилёв, автор концепции вмещающего «кормящего» ландшафта.
В географии задача этногеографии ставилась шире – как исследование, с одной стороны, влияния социально-экономических и природно-географических факторов на воспроизводство этнических общностей и этнические идентичности, а с другой – этнического фактора на регионализацию и социально-экономические процессы. В отечественной географии этногеография традиционно рассматривается как составная часть географии населения, в отличие от западной, в первую очередь американской, географии, где она тесно связана с культурной географией (У. Колморген, У. Зелински). Наиболее важные направления отечественной этногеографии – изучение этнических миграций, этнической структуры населения и этнического разнообразия (Покшишевский, Б. М. Эккель). В 1980-х гг. важную роль в развитии этногеографии сыграли междисциплинарные семинары под эгидой Всесоюзного географического общества, результатом которых стала серия сборников, посвящённых актуальной этногеографической тематике – формированию этнических групп и диаспор, ситуации в этноконтактных зонах.
В постсоветский период разнообразие работ по этногеографии выросло. Наиболее многочисленная группа – это исследования, выполненные в рамках традиционной этногеографии как части географии населения на основе разнообразных статистических материалов. Их основная тематика – динамика этнической структуры и социально-демографические аспекты воспроизводства населения крупных регионов и городов (В. С. Белозеров, О. И. Вендина, Д. В. Житин, А. Г. Манаков, В. Н. Стрелецкий, С. Я. Сущий), география этнических миграций (Ж. А. Зайончковская, П. М. Полян), трансграничные миграционные системы (М. С. Савоскул). Вторую группу составляют исследования, посвящённые традиционному природопользованию, опирающиеся на авторские полевые материалы, рассматривающие важнейшие аспекты хозяйственной жизни и расселения этнических групп (К. Б. Клоков, А. Н. Ямсков). Третья группа – работы, связанные с этноконфликтологической проблематикой: банк этнотерриториальных конфликтов, составленный в начале 1990-х гг. в Институте географии РАН для территории всего СССР (составители О. Б. Глезер, Н. В. Петров, В. Н. Стрелецкий), Атлас этнополитической истории Кавказа, охвативший весь период пребывания региона в составе Русского государства (А. А. Цуциев). Четвёртая группа – исследования на стыке этнической и культурной географии, рассматривавшие эволюцию этнокультурных ландшафтов (В. Н. Калуцков), этнические процессы в крупных, в том числе трансграничных, регионах (Т. И. Герасименко), проблемы трансформации этнической идентичности населения этноконтактных зон (Вендина, А. А. Гриценко).
Ведущие центры этногеографии в России – институты этнологии и географии РАН, географические факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Северо-Кавказского федерального университета.