Антропогеография
Антропогеогра́фия (от антропо… и география), научная школа (направление) в географии и антропологии, получившая распространение в конце 19 – 1-й трети 20 вв. в основном в Германии, США и России. Не имеет общепринятого предмета изучения.
Антропогеография в системе географических наук
В широком смысле – раздел географии, изучающий человечество и факты и явления из жизни людей в их пространственном распространении и взаимодействии с географическими фактами и явлениями (по А. А. Круберу). В этом понимании концептуально близка к географии человека, иногда рассматривалась как её синоним. Конкретные исследования в рамках классической (немецкой) антропогеографии были направлены на изучение процесса колонизации, освоения человеком земных пространств и влияния на него природно-географических факторов. Для антропогеографии и антропологии также ставилась задача изучения разных народов и их культур в связи с географическими условиями их обитания. Большое влияние на формирование антропогеографии оказали идеи географического детерминизма.
Основатель немецкой антропогеографической школы – Ф. Ратцель (1844–1904), более известный как родоначальник геополитики, в своей 2-томной работе «Антропогеография» ввёл данное название и представил общую концепцию, одним из главных принципов которой была основополагающая связь между человеком и землей, между культурой и природной средой; широко использовал идеи социал-дарвинизма; считал антропогеографию частью биогеографии.
Идеи антропогеографии получили развитие также в США, где их внедряла ученица Ратцеля, одна из основателей инвайронментализма, Э. Семпл (1863–1932).
Яркими и последовательными сторонниками антропогеографии в России были Крубер (1871–1941) и Л. Д. Синицкий (1864–1933). К антропогеографам также часто относят В. П. Семёнова–Тян-Шанского, который считал, что антропогеография должна изучать совокупность пространственных взаимоотношений между человеком и основными элементами окружающей его природной среды: сушей, водой, воздухом, растениями и животными.
В СССР в начале 1930-х гг. антропогеография была отнесена к буржуазным наукам и дальнейшего развития не получила.
Оценка вклада антропогеографии в науку различна. Согласно Синицкому, антропогеография выяснила влияние географических факторов на историческое и культурное развитие; доказала, что с ростом культуры человек не становится менее зависимым от природы; установила, что природа представляет только возможности – воспользуется ими человек или нет, зависит от уровня его культуры. По мнению же российского географа И. М. Забелина, антропогеография недооценила внутренние социальные особенности развития общества и переоценила внешние факторы, в том числе влияние географической среды.
Антропогеографическая школа в немецкой антропологии
Направление в немецкой антропологии конца 19 – начала 20 вв., основанное на постулате о решающей роли естественной среды в формировании как физического облика, так и культур народов, в определении их исторических судеб. Основана Ратцелем. Культурные изменения объясняются через изобретение новых элементов культуры (прежде всего материальной – «этнографических предметов») как способ адаптации к условиям естественной среды. Порождённые природными условиями межкультурные различия постепенно нивелируются в результате контактов между народами и обмена изобретениями. Школа впервые поставила вопрос о феноменах культуры как признаках взаимосвязи между народами в ходе их истории. Особенное значение придавалось миграциям народов. Некоторые положения Ратцеля (о «народах-руководителях» и «народах-исполнителях», о покорении народов, живущих в странах с тёплым климатом, народами холодных стран как «общем правиле», и т. п.) давали повод причислять его к расистам и предшественникам фашизма. Однако постулаты Ратцеля о единстве человеческого рода (о том, что «можно установить целую лестницу народов по их государственным учреждениям» и др.) позволяют сближать его с доминировавшим тогда в этнологии эволюционизмом. Вместе с тем антропогеографическая школа, считавшая решающим фактором трансформации культур не реализацию универсальных закономерностей, а обмен культурными изобретениями, находится у истоков антиэволюционистских теорий, в частности диффузионизма.