Колосовский Николай Николаевич
Колосо́вский Никола́й Никола́евич [19.9(1.10).1891, Нижний Новгород – 25.11.1954, Москва], советский экономикогеограф, один из создателей районной школы в социально-экономической географии. Доктор географических наук (1935), профессор (1935). Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1942).
Из семьи разночинцев. Отец – Н. П. Колосовский, служил секретарём в Нижегородском ярмарочном общественном управлении, дед был чиновником Нижегородского губернского правления. Колосовский был старшим ребёнком в семье, где росли ещё 2 брата и 3 сестры. С 7 лет учился в частной подготовительной школе Редозубовой.
В 1901 г. поступил в Нижегородское реальное училище, окончив его в 1909 г. По окончании поступил по конкурсному экзамену в Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I). Выполнив 4 дипломные работы – проект моста, проект плотины и проект по изысканию и проектированию железной дороги, комбинированный с перепроектировкой паровоза, окончил институт в 1916 г. и был направлен в распоряжение мобилизационного отдела Военного министерства. Оттуда был командирован через Министерство путей сообщения в Сибирь для постройки дорог в Забайкалье, где проработал в 1916–1917 гг. в качестве производителя работ. В 1918 г. отозван в Иркутск для участия в работах Управления водных и дорожных исследований (позднее Округ путей сообщения) по улучшению транспортных связей с Ленским районом. До 1920 г. участвовал в исследовательских экспедициях по водному, дорожному и железнодорожному транспорту. В 1921 г. направлен Комитетом государственных сооружений для работы в Горный совет при Высшем совете народного хозяйства, где продолжал заниматься вопросами транспорта Восточной Сибири. Участвовал в работе 8-го электротехнического съезда, рассматривавшего план ГОЭЛРО. С 1921 г. Колосовский стал сотрудничать с Госпланом, а с 1922 г. перешёл на работу в Госплан в качестве руководителя Восточно-Сибирской и Дальневосточной секций. Организовывал и проводил съезды по экономическому районированию Сибири и Дальнего Востока (Новосибирск, 1923; Чита, 1925; Томск и Хабаровск, 1925), которые способствовали систематизации и обобщению большого материала по производительным силам районов и координации работ по их экономическому районированию. Предложил стратегические проекты дальнейшего освоения Сибири: Урало-Кузнецкого комбината, Транссибирской сверхмагистрали, Ангарстроя, очагового освоения Севера Сибири. В этот период впервые сформулировал задачу сдвига производительных сил СССР на восток страны, не нашедшую в то время широкой поддержки. При составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР руководил работами по планированию развития производительных сил Урала, Сибири и Дальнего Востока. Результаты работ Колосовского публиковались в виде отдельных брошюр, в журнале «Плановое хозяйство», в различных материалах и отчётах Госплана СССР, других научных и научно-практических изданиях. С 1931 г. перешёл из Госплана на практическую работу в Управление по комплексному исследованию Ангары в должности заместителя главного инженера, где проработал до 1936 г., когда проект Ангарстроя был представлен на правительственную экспертизу. Одновременно с этим занимался вопросами размещения промышленных предприятий и формированием промышленных районов в различных регионах Сибири и Дальнего Востока (Орский комбинат, Красноярск, Иркутско-Черемховский промышленный район, развитие производительных сил Поволжья и др.). С 1935 г. работал в системе Академии наук (АН) СССР (ныне Российская академия наук), сначала членом транспортной комиссии, а после её упразднения – консультантом при Президиуме АН СССР. В 1937 г. перешёл на работу в Совет по изучению производительных сил (СОПС) на должность главного инженера-экономиста, а затем руководителя группы технико-экономических исследований, где проработал до 1946 г.
Педагогическую деятельность Колосовский начал в 1928 г. на плановом отделении Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (ныне Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова), где читал лекции и вёл семинары, а также во Всесоюзной плановой академии. С 1931 г. по приглашению Н. Н. Баранского начал читать лекции на кафедре экономической географии МГУ (ныне Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) в качестве профессора, с июня 1940 по август 1941 гг. (отчислен в связи с переездом на Урал) был штатным профессором кафедры экономической географии СССР (ныне кафедра экономической и социальной географии России). Первоначально читал лекции по истории экономического районирования, размещению и комбинированию промышленного хозяйства, экономическому проектированию. Позднее создал и читал курсы по экономическому районированию и географии транспорта, в отдельные периоды читал районную часть курса экономическая география СССР.
В 1935 г. по представлению МГУ утверждён Всероссийской аттестационной комиссией Наркомпроса РСФСР в учёной степени доктора географических наук (без защиты диссертации) и учёном звании профессора.
В 1939 г. на очередных выборах в АН СССР кандидатура Колосовского была выдвинута на звание член-корреспондента. Однако по инициативе партийной организации СОПСа был снят с выборов.
Летом 1941 г. Колосовский переехал в эвакуацию в Свердловск (ныне Екатеринбург), где был зачислен в Уральский филиал АН СССР (ныне Уральское отделение РАН), позднее был включён в состав Комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана для обороны страны, которую возглавлял академик В. Л. Комаров. Колосовский руководил транспортно-энергетической группой, задачей которой была разработка предложений по усилению транспортных связей Среднего Урала. Вскоре 2 его работы – о железнодорожном транспорте Урала и о Тагильском железнодорожном узле – были представлены в комиссию. В апреле 1942 г. Колосовскому в числе коллектива из 19 учёных присуждена Сталинская премия 1-й степени за работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны».
В 1944 г. Колосовский откомандирован на год в управление «Гидропроект» МВД СССР для изучения использования гидроэнергетических ресурсов Енисея и Ангары.
В марте 1944 г. Колосовский вернулся на работу по совместительству профессором кафедры экономической географии СССР МГУ, а в 1946 г. перешёл на постоянную работу на географический факультет МГУ, где проработал до конца жизни. С июня 1946 по март 1951 гг. он одновременно являлся заместителем директора по научной работе НИИ географии МГУ.
Колосовский, будучи учёным широкого профиля, сочетал глубокие познания в разных отраслях науки с практической творческой работой в области проектирования крупнейших строек пятилеток.
Фундамент научной деятельности Колосовского начал формироваться ещё в годы учёбы в реальном училище и затем в институте. Помимо изучения основ инженерных наук, он активно занимался самообразованием, осваивая гуманитарные и общественные науки, читал много литературы по экономике (от работ классических буржуазных экономистов до «Капитала» К. Маркса). Параллельно с учёбой вёл трудовую деятельность, как в рамках практики, так и в качестве подработки, в частности участвовал в изыскательских работах по проектированию мостов и железных дорог на Урале, в Средней Азии и других регионах страны. Этот опыт, изучение экономической литературы, а также практическая работа в Сибири по окончании университета во многом сформировали его подходы, ставшие основой для дальнейшей научной и практической деятельности. Особое значение имел переезд в Москву, участие в 8-м электротехническом съезде, рассматривавшем план ГОЭЛРО, после которого И. Г. Александров и Л. Л. Никитин привлекли его к работам по экономическому районированию, проводившемуся Госпланом СССР. Дальнейшее знакомство и сотрудничество Колосовского с Н. Н. Баранским способствовало активному участию в разработке теоретических основ районной школы экономической географии, что позволило ему в дальнейшем стать одним из её лидеров.
Автор нескольких базовых понятий и концепций районной школы экономической географии, прежде всего понятий территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ).
Используя идею о формировании районных ТПК и собственные технико-экономические расчёты, в том числе разработанные им порайонные балансы производства и потребления почти по 90 продуктам, Колосовский в 1940–1950-х гг. разработал сетку из 26 перспективных экономических районов на территории СССР и дал их типологию. Активные работы Колосовского в области экономического районирования привели его к разработке соответствующего курса в МГУ, который стал одной из базовых дисциплин при подготовке специалистов в области экономической географии на последующие десятилетия. Концепцию районирования Колосовский распространил и на все виды транспорта: разработанная им классификация транспортных магистралей построена по функциональному принципу в обслуживании транспортно-экономических связей комплексов.
Придя в географическую науку из практики, занимаясь в основном вопросами экономического районирования и географии транспорта, Колосовский в последний период жизни уделил особое внимание вопросам теории и единства географической науки, эта тема нашла отражение в опубликованной уже после его смерти в сборнике «Вопросы географии» работе «Научные проблемы географии» (1955).
Возглавляя НИИ географии МГУ, инициировал проведение крупных комплексных географических экспедиций, одна из которых – Восточно-Сибирская – проводилась под его непосредственным руководством (с 1948).
Колосовский сформировал научное направление, которое на протяжении последующих десятилетий развивалось в отечественной социально-экономической географии. Среди аспирантов и учеников Колосовского были М. К. Бандман, И. И. Белоусов, Н. Н. Казанский, Т. М. Калашникова, С. И. Ледовских, В. Ф. Павленко, А. Т. Хрущёв и др., которые развивали концепции своего учителя, привнося в них новые идеи, обусловленные текущим развитием народного хозяйства страны и теми задачами, которые ставились перед экономической географией.
Научное наследие Колосовского включает незначительное число опубликованных при его жизни работ и множество подготовленных рукописей. После его кончины ученики опубликовали более 20 работ (как в формате монографий, так и отдельными статьями в научных сборниках «Вопросы географии» и др.).
Научно-организационная деятельность Колосовского, кроме того, была связана в разные периоды также с работой по экспертизам Госплана СССР, секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР, с созданием Института комплексных транспортных проблем АН СССР, активной деятельностью в Московском филиале Всесоюзного географического общества (ныне Московское отделение Русского географического общества), где в 1946–1948 гг. он был председателем бюро отделения экономической географии.
Награждён: двумя орденами «Знак Почёта» (1945, 1951), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1948). За работу во время Великой Отечественной войны присуждено звание «стахановец науки по г. Свердловску» (1942).
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
В 1966 г. в честь Колосовского была названа гора в Антарктиде, на Земле Королевы Мод, открытая и нанесённая на карту советской антарктической экспедицией в 1961 г.