Рыночная структура
Ры́ночная структу́ра, комплексная характеристика взаимодействия производителей и потребителей на различных рынках товаров или услуг. Для спецификации рыночной структуры используется ряд критериев: тип производимого товара (например, однородная или дифференцированная продукция), масштаб рынка (количество покупателей и продавцов), характеристики отдельной фирмы (множество однородных компаний, крупные предприятия-лидеры при наличии мелких компаний – конкурентного окружения и др.), внешние и внутренние факторы, влияющие на принятие решений фирмами и потребителями и т. д. Рыночная структура определяет способ формирования цены товара, условия продажи, степень монопольной власти (как со стороны производителей, так и со стороны потребителей). Знание специфики рыночной структуры, сложившейся на рынке конкретного товара, важно для регулирующих органов, в частности при выработке мер антимонопольного регулирования.
Классификации рыночных структур
Экономистами предлагались различные классификации рыночных структур. Так, немецкий экономист В. Ойкен представил развёрнутую классификацию рыночных структур, исходя из степени открытости спроса и предложения (см. таблицу 1). По определению Ойкена, «"открытыми" предложение и спрос являются тогда, когда на рынок в качестве поставщиков или покупателей допускается любой человек или широкий (относительно данного рынка) круг лиц. <…> "Закрытыми" предложение и спрос являются в тех случаях, когда не каждый человек имеет право появиться на рынке в качестве поставщика или покупателя» (Ойкен. 1996. С. 121). В 1-м случае каждый экономический субъект может осуществлять операции купли-продажи в любых объёмах, которые он считает целесообразными. Во 2-м случае имеются внешние ограничения на объём рыночных сделок: например, на рынок допускается ограниченный круг предпринимателей, есть ограничения на инвестиции, на работу по определённым профессиям и др.
Таблица 1. Классификация рыночных структур по Ойкену
Форма спроса | Форма предложения | ||||
Частичная олигополия | Олигополия | Частичная монополия | Монополия | ||
Конкуренция | частичная олигополия предложения | олигополия предложения | частичная монополия предложения | монополия предложения | |
Частичная олигополия | частичная олигополия спроса | двусторонняя частичная олигополия | олигополия предложения, ограниченная частичной олигополией со стороны спроса | частичная монополия предложения, ограниченная частичной олигополией спроса | монополия предложения, ограниченная олигополией спроса |
Олигополия | олигополия спроса | олигополия спроса, ограниченная частичной олигополией предложения | двусторонняя олигополия | частичная монополия предложения, ограниченная олигополией спроса | монополия предложения, ограниченная частичной олигополией спроса |
Частичная монополия | частичная монополия спроса | частичная монополия спроса, ограниченная частичной олигополией предложения | частичная монополия спроса, ограниченная олигополией предложения | двусторонняя частичная монополия | монополия со стороны предложения, ограниченная частичной монополией со стороны спроса |
Монополия | монополия спроса | монополия спроса, ограниченная частичной олигополией предложения | монополия спроса, ограниченная олигополией предложения | монополия спроса, ограниченная частичной монополией предложения | двусторонняя монополия |
Похожая классификация рыночных структур была предложена Г. фон Штакельбергом. Критерий, использованный фон Штакельбергом, – количество продавцов и покупателей на рынке соответствующего товара (см. таблицу 2).
Таблица 2. Классификация рыночных структур по Штакельбергу
Количество производителей | Количество покупателей | ||
Много | Несколько | Один | |
Много | совершенная конкуренция | олигополия спроса | монополия спроса |
Несколько | олигополия предложения | двусторонняя олигополия | ограниченная монополия спроса |
Один | монополия предложения | ограниченная монополия предложения | двусторонняя монополия |
В классификации Ойкена в качестве критерия «открытости» или «закрытости» спроса или предложения используются характеристики барьеров входа в отрасль. Действительно, количество участников рынка (как на стороне спроса, так и на стороне предложения) находится в обратной зависимости от величины барьеров входа: чем жёстче условия, которым должны соответствовать участники рынка, чтобы вести на нём свою деятельность, тем меньше число таких участников. Однако при наличии на рынке небольшого числа продавцов необязательно будут существовать непреодолимые барьеры входа. Например, в теории отраслевых рынков рассматривается ситуация, когда на рынке действует один или несколько производителей, но потенциально на рынок могут войти и другие производители, поскольку нет высоких барьеров входа. В этом случае формальные «монополисты» (или «олигополисты») вынуждены учитывать возможность потенциального входа на рынок других производителей и, соответственно, будут себя иначе позиционировать, чем в случае классической монополии или олигополии, когда действующие на рынке фирмы обладают высокой рыночной властью.
Факторы, определяющие структуру рынка
Таким образом, рыночная структура может трансформироваться под влиянием различных факторов – как внутренних, так и внешних. Основные факторы, определяющие характеристики рыночной структуры на стороне предложения:
1) технология производства, определяющая минимальный эффективный размер предприятия;
2) пространственная конфигурация рынка (степень географической близости производителей и поставщиков сырья и трудовых ресурсов);
3) характеристика процессов интеграции в отрасли – вертикальная или горизонтальная;
4) параметры диверсификации продукции на данном рынке (однородная продукция либо дифференцированная);
5) число производителей, в том числе влияние на рынок производителей – иностранных конкурентов;
6) прочие барьеры входа на рынок и выхода с рынка (доступность финансовых ресурсов, необходимость нести расходы на НИОКР, минимальный размер стартового капитала и др.);
7) государственная политика регулирования данного рынка (налоги, субсидии для производителей, регулирование цен, квоты, лицензирование и т. д.).
Кроме того, выделяют следующие факторы, определяющие характеристики рыночной структуры на стороне спроса:
1) устойчивость или цикличность спроса (например, сезонные колебания спроса на соответствующие товары или услуги);
2) параметры эластичности спроса по цене и доходу, наличие субститутов и комплементов;
3) демографические характеристики потребителей (численность и динамика населения, половозрастной состав и его изменения);
4) пространственная конфигурация рынка (географическое распределение производителей и потребителей);
5) способы сбыта продукции;
6) возможность выхода на мировой рынок.
Основные типы рыночных структур
С учётом всего многообразия факторов, влияющих на конфигурацию конкретных рынков, характеристика основных типов рыночных структур может быть определена по совокупности их критериев на стороне предложения. Например, так будут классифицироваться рынки потребительских товаров и услуг, для которых свойственно большое количество покупателей при различном числе продавцов. В свою очередь, на рынках товаров промышленного назначения / промежуточной продукции могут присутствовать как представленные рыночные структуры, так и структуры с ограниченным числом покупателей. Однако типы рыночных структур, представленные в таблице 3, являются наиболее распространёнными, и с ними сталкивается большинство потребителей в экономике.
Таблица 3. Основные типы рыночных структур
Критерии классификации | Типы рыночных структур | |||
Совершенная конкуренция | Олигополия | Монополия | ||
Количество продавцов | очень много | много | несколько | один |
Тип продукции | однородная | дифференцированная, есть близкие субституты | может быть как однородная, так и дифференцированная | уникальная, нет близких комплементов |
Барьеры входа и выхода | отсутствуют | незначительные | высокие | непреодолимые |
Взаимодействие продавцов | нет | нет | значительное | нет |
Контроль над ценами | нет | частичный, краткосрочный | значительный, долгосрочный | полный (в пределах потребительского спроса) |
Примеры рынков | локальные рынки сельскохозяйственной продукции (овощи, фрукты) | гостиницы и рестораны, парикмахерские, стоматологии | автомобили, самолётостроение, производство металла | транспортировка электроэнергии, газа, воды |
Согласно указанным критериям, выделяются совершенно конкурентные рынки и рынки с несовершенной конкуренцией.
К совершенной конкуренции относят такой тип рыночной структуры, при которой существует полная свобода действия рыночных сил и отсутствует возможность для продавцов и покупателей влиять на уровень рыночной цены. Однако при большом количестве фирм-продавцов объём предложения каждой фирмы незначителен.
Монополистическая конкуренция – структура рынка, при которой многочисленные продавцы дифференцированного продукта обладают рыночной властью, конкурируя при этом за объём продаж. Дифференциация продукции является важнейшим признаком монополистической конкуренции. Из неё следует, что спрос на продукцию отдельной фирмы является частью рыночного спроса – это т. н. остаточный спрос со стороны покупателей, которые желают приобрести продукт именно этой фирмы-производителя. Остаточный спрос образуется путём вычета спроса на продукты-заменители (комплементы), предлагаемые на рынке фирмами-конкурентами, из всего рыночного спроса. Благодаря дифференциации продукта продавцы имеют рыночную власть, в ограниченной мере контролируя рыночную цену. Для монополистической конкуренции характерны незначительные барьеры входа-выхода на отраслевой рынок, а также отсутствие координации действий и стратегического поведения компаний вследствие их большого количества.
Олигополия – структура рынка, при которой предложение представлено небольшим количеством крупных продавцов. Её ключевой характеристикой является стратегическое поведение фирм, учитывающих возможные реакции конкурентов при принятии собственных рыночных решений. Олигополистический рынок характеризуется высокой степенью концентрации рыночной власти, поскольку несколько компаний контролируют основную часть рыночного предложения – чем выше степень концентрации, тем ниже степень конкуренции в отрасли.
В отличие от других рыночных структур на олигополистическом рынке нет единой модели поведения фирм. Но все существующие модели поведения могут быть отнесены к 2 видам стратегий: кооперативной и некооперативной.
Некооперативная стратегия подразумевает отсутствие согласованности действий фирм, но предполагает их конкурентное взаимодействие, являющееся формой реагирования на решения соперников. К некооперативным моделям олигополии относят модель дуополии Курно, модель Бертрана (модель ценовой войны), модель Штакельберга, модель Суизи (модель жёстких цен) и модель ценового лидерства.
Кооперативная стратегия, в свою очередь, предусматривает заключение картельного соглашения между фирмами-конкурентами о цене и объёме отраслевого выпуска. Картель может быть полным, т. е. объединяющим все фирмы отрасли, либо неполным.
И наконец, монополия представляет собой тип рыночной структуры, при которой единственный продавец-монополист удовлетворяет весь рыночный спрос на продукт. В условиях монополии рыночная власть производителя достигает максимума, однако при принятии решений о цене и объёме выпуска монополист всё же ограничен параметрами спроса потребителей и должен учитывать реакцию спроса на изменение цены.