#Искусство барокко в ИталииИскусство барокко в ИталииИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегИскусство барокко в ИталииИскусство барокко в ИталииНайденo 17 статейКоллекционерыКоллекционеры Винченцо Джустиниани – коллекционер и меценатВинченцо Джустиниани – коллекционер и меценат. Представитель знатного генуэзского рода маркиз Винченцо Джустиниани (итал. Vincenzo Giustiniani; 1564–1637) известен как меценат, коллекционер, знаток и ценитель живописи. Совместно с братом, кардиналом Бенедетто Джустиниани (итал. Benedetto Giustiniani; 1554–1621), он собрал в своём римском дворце значительную коллекцию античной пластики и живописных произведений ведущих мастеров 17 в.Термины Бассо континуоБа́ссо конти́нуо, сокращённый способ записи аккомпанемента, а также группа аккомпанирующих инструментов. В строгом смысле под бассо континуо понимается запись ансамблевых и сольных инструментальных партий, при которой нотными знаками выписан лишь бас. Он может быть дополнен цифровыми пометками, обозначающими надстроенные над ним комплексы интервалов, складывающиеся в многоголосные созвучия. Наибольшей популярностью бассо континуо пользовалось на протяжении 17 и 18 вв. Практика зародилась в Италии; к основным национальным школам относятся итальянская, немецкая и французская. Ныне термин применяется для обозначения широкого спектра явлений композиторской и исполнительской практики 16–19 вв., главной отличительной чертой которых является частичная запись нотного текста.Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре Венецианская школа живописиВенециа́нская шко́ла жи́вописи, одна из основных художественных школ Италии. Сложилась в Венеции в 14–18 вв. До середины 15 в. венецианская живопись развивалась под влиянием готических и византийских традиций (Лоренцо и Паоло Венециано), которые сменились эстетикой Раннего Возрождения во 2-й половине 15 в. (произведения Джентиле Беллини, Джованни Беллини, Витторе Карпаччо). Для венецианской школы периода её расцвета (1-я половина 16 в.) характерны совершенное владение выразительными возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита (творчество Джорджоне, Тициана, П. Веронезе, Тинторетто и др.). Новый расцвет венецианской школы в 18 в. связан с именами Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, Ф. Гварди и П. Лонги.Графики Вилламена ФранческоВилламе́на Франче́ско (Francesco Villamena) (1564–1624), итальянский гравёр, рисовальщик, коллекционер. С 1590 г. работал в Риме. Известен как мастер резцовой гравюры. Исполнил в этой технике как авторские портретные (кардинал Д. Тоски, 1604) и религиозные (серия «Жизнь святого Франциска», 1594) композиции, так и копии с произведений Рафаэля, Ф. Бароччи, Дж. Романо и других художников. Жанровые сюжеты, сценки из жизни простолюдинов и бродяг в его гравюрах, в которых реалистичность и детализация соседствовали с гротеском, оказали влияние на искусство Ж. Калло. Для творческого метода Вилламены характерны тщательная прорисовка контуров и выделение резкой светотенью объёмов персонажей первого плана; играя на контрасте с решённым в едином тоне задним планом, художник добивался динамичности в восприятии своих произведений.Живописцы Леони ОттавиоЛео́ни Отта́вио (Ottavio Leoni) (1574 или 1578 – 1630), итальянский живописец, рисовальщик и гравёр эпохи барокко. Работал в Риме. Член и президент (с 1614) Академии Святого Луки в Риме. Рыцарь Верховного ордена Христа (1621; за портрет папы Григория XV, не сохранился). Получил известность как виртуозный портретист: работал в технике резцовой гравюры и в технике рисунка «в три карандаша», создав «галерею» образов современников (портрет Караваджо, около 1621; итальянский карандаш, сангина, мел; библиотека Маручеллиана, Флоренция).Жанры и формы. Техника композиции ПассамеццоПассаме́ццо, жанр танцевальной и инструментальной музыки в Европе 16–17 вв. Возникло в Италии, затем приобрело известность в других странах Западной Европы. Различают «старинное» пассамеццо (итал. passamezzo antico) и «современное» (итал. passamezzo moderno). В основе каждого из них лежит соответствующая остинатная гармоническая модель. Пассамеццо писали А. Габриели, Б. Марини, Дж. Б. Витали, Х. Нейзидлер, C. Шейдт, У. Бёрд и др.Живописцы Монсу ДезидериоМонсу́ Дезиде́рио (около 1593 – после 1644), живописец неаполитанской школы, французского происхождения. Родился в Лотарингии. Около 1602 г. переехал в Рим; с 1610 г. жил в Неаполе. Внёс существенный вклад в формирование фантастического пейзажа и архитектурного каприччио, создав наиболее ранние и значительные их образцы. Среди работ: «Вид Неаполя» (около 1620, частная коллекция), «Царь Аса, разрушающий идолов» или «Взрыв в храме» (Музей Фицуильяма, Кембридж), «Путник у ворот города» (1620-е гг., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Влияние творчества Д. Монсу оказалось ценным для «романтической» линии в развитии европейского пейзажа (С. Роза); работы высоко ценились мастерами сюрреализма.Музыканты Фрескобальди ДжироламоФрескоба́льди Джирола́мо (1583–1643), итальянский композитор, органист, клавесинист. Один из крупнейших композиторов барокко. Прославился как автор сочинений для органа и клавесина во всех современных ему жанрах: токкат, партит, фантазий, канцон, каприччио и др. Наиболее известен сборник «Музыкальные цветы» (1635), содержащий изысканную инструментальную музыку для сопровождения мессы.Артефакты «Модный театр» Бенедетто Марчелло«Модный театр» Бенедетто Марчелло. В 1720 г. венецианский композитор Б. Марчелло опубликовал трактат «Модный театр» («Il teatro alla moda»), сатиру на оперу своего времени. Хотя трактат и был издан анонимно, некоторым из современников всё же было известно, кто является его автором. Так, в 1721 г. либреттист А. Дзено сообщал в частной переписке: «"Модный театр" синьора Бенедетто Марчелло, брата Алессандро Марчелло, – прелестная сатира» (цит. по: Pauly R. G. Benedetto Marcello's satire on early 18th-century opera // The Musical Quarterly. 1948. Vol. 34, № 2. P. 228).Образовательные организации Музыка венецианских приютовМузыка венецианских приютов. В 18 в. в Венецию съезжались путешественники со всего мира, чтобы послушать, как поют и играют на музыкальных инструментах воспитанницы приютов (ospedali grandi): Приюта нищих (Ospedale dei Mendicanti), Приюта милосердия (Ospedale della Pietà), Малого приюта святых Иоанна и Павла (Ospedaletto a S. Giovanni e Paolo; он же Приют беспризорных, Ospedale dei Poveri Derelitti) и Приюта неисцелимых (Ospedale degli Incurabili). Благодаря тому, что Венецианская республика сохраняла независимость от Рима, Венеция была исключительным местом в Европе, где можно было услышать женское музицирование в церкви: несмотря на известный церковный запрет, девушки участвовали в богослужениях в приютских церквях (Baldauf-Berdes J. L. Women musicians of Venice. Oxford, 1996. P. 3). 12