Россия. Религия. Католицизм
Католици́зм в Росси́и, история и современное состояние Римско-католической церкви (РКЦ) на территории России. Ныне Римско-католическая церковь в России включает архиепархию Божией Матери в Москве и 3 епархии: Преображенскую епархию с центром в Новосибирске, епархию Святого Климента с центром в Саратове, епархию Святого Иосифа с центром в Иркутске. По данным РКЦ, в 2022 г. в России действовало 202 прихода; общая численность католиков составляла 540 тыс. человек (Annuario Poniticio per l'anno 2022. 2022).
Появление католичества на территории России
Первым известным по имени епископом на Руси был прибывший из Священной Римской империи по приглашению княгини Ольги в 961 г. Адальберт, ставший впоследствии архиепископом Магдебургским. После принятия Русью христианства из Византии в 988 г. её контакты с Римом не прекратились. Никоновская летопись (16 в.) сообщает о контактах князя Владимира Святославича со Святым Престолом в 988, 991, 994, 1000 и 1001 гг. В 1008 г. архиепископ Бруно Кверфуртский, направлявшийся с проповедью к печенегам, был радушно принят князем Владимиром, проводившим его до самой границы. Папа Римский Климент I почитался на Руси как небесный покровитель государства.
В 1054 г. после смерти князя Ярослава Владимировича (Мудрого) киевским князем стал его старший сын Изяслав. Вследствие междоусобиц и политической нестабильности его два раза изгоняли из Киева (1068, 1073). Изгнанный вторично, он отправил своего сына Ярополка к папе Римскому Григорию VII, который направил в Польшу легатов, убедивших польского короля Болеслава II оказать помощь Изяславу, благодаря чему тот вернул себе киевское княжение.
В Киеве ирландскими монахами было основано аббатство Девы Марии, которое существовало вплоть до татаро-монгольского нашествия: сохранилось послание аббата бенедиктинского аббатства Святой Марии в Венгрии от 4 января 1242 г., в котором содержится просьба об опеке двух монахов из монастыря Святой Марии на Руси, вынужденных покинуть его из-за нашествия. Судя по археологическим раскопкам, храм бенедиктинского аббатства Девы Марии в Киеве представлял собой ротонду в раннем романском стиле, что было характерно для той эпохи. В 1220-х – середине 1230-х гг. в Киеве действовала миссия доминиканцев во главе с Я. Одровонжем.
В Новгороде, который имел более тесные, чем другие русские города, торговые и культурные отношения с Западной Европой, существовало два католических храма – Святого Олава и Святого Петра. Деревянная церковь Святого Олава в Новгороде была построена готландскими купцами, предположительно, в 1029–1030 гг., по другим данным, в начале 12 в. После пожара 1181 г. деревянная церковь была заменена на каменную. В конце 12 в. немецкими купцами был построен храм Святого Петра (его первое упоминание относится к 1275). Католические храмы также существовали в Ладоге (церковь Святого Николая), в Смоленске (церковь Святой Девы Марии) и, вероятно, в Пскове.
Романский стиль католической архитектуры оказал существенное влияние на русское храмовое зодчество в 12 в., когда по просьбе владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского приехали мастера от императора Фридриха I Барбароссы.
В 1245–1247 гг. с миссией в ставку хана через русские земли следовали францисканцы во главе с Иоанном де Плано Карпини. На обратном пути Карпини обсуждал с князем Даниилом Романовичем Галицким возможность восстановления единства Западной и Восточной церквей. Русский архиепископ Пётр присутствовал на Первом Лионском соборе. Около 1260 г. образована Русская кустодия ордена францисканцев, входившая в состав Боснийского викариата. Монастыри этой кустодии располагались на территории современной Украины и Юго-Восточной Польши. Францисканцы также успешно проповедовали в Крыму, на Кавказе и в Поволжье. В 14 в. они создали архиепископства и епископства РКЦ: Сарай аль-Джедид, Боспор, или Воспор (ныне Керчь), Матрега (ныне Тамань), Каспийские горы (ныне Кумух), Майерия (ныне Георгиевск), Мапа (ныне Анапа), Лукучензе (на Кубани).
Католическая церковь в Русском государстве
Попытка воссоединения церквей, предпринятая предстоятелем Русской церкви митрополитом Киевским Исидором, участником Ферраро-Флорентийского собора, окончилась неудачей. Новые шаги с целью сближения РКЦ с Русским государством были сделаны во время правления великого князя московского Ивана III Васильевича, а поводом стал брак в 1472 г. этого русского князя с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, воспитывавшейся в Риме. Заочное обручение через доверенное лицо состоялось в соборе Святого Петра в Риме по латинскому обряду, после чего кортеж великой княгини в сопровождении папского легата А. Бонумбре, епископа Аяччо на Корсике, отправился в Москву для проведения церемонии бракосочетания. Приезд легата не помог ни распространению католичества, ни созданию унии. Тем не менее в результате этих контактов с Римом в Москву приехали итальянские архитекторы, которые построили Московский Кремль, а также церкви в монастырях и пригородных сёлах, в том числе церковь Вознесения в Коломенском.
В Новгороде по инициативе архиепископа Геннадия при участии доминиканского монаха Вениамина был осуществлён первый старославянский перевод всех книг Библии, т. н. Геннадиевская Библия.
К сыну Ивана III, великому князю московскому Василию III Ивановичу, в 1526 г. приезжал с посольством от папы Римского Климента VII епископ Скары Иоанн Франциск Цитус, который поспособствовал продлению перемирия с Великим княжеством Литовским.
Иван IV Васильевич, пытаясь окончить Ливонскую войну, обратился к папе Римскому Григорию XIII за посредничеством в заключении мира с Речью Посполитой. Папское посольство в Россию возглавил иезуит А. Поссевино, надеявшийся привлечь Россию в коалицию для борьбы с Османской империей, войска которой уже вторглись в Центральную Европу, а также достичь объединения РКЦ с Русской церковью. Он поспособствовал заключению Ям-Запольского мира 1582 г. В Москве посланников Рима ожидал торжественный приём; в феврале и марте 1582 г. А. Поссевино участвовал с Иваном IV Васильевичем в трёх диспутах о католической вере, безуспешно пытался убедить русского царя восстановить договор об унии, заключённый в 1439 г. на Ферраро-Флорентийском соборе.
В 1596 г. заключена Брестская церковная уния, в результате которой на территории Речи Посполитой возникла униатская церковь (или Грекокатолическая церковь), сохранявшая восточный обряд, но принявшая католическое вероучение и подчинявшаяся папе Римскому.
В период Смутного времени в Москве находились два монаха-августинца – японец по имени Николай и португалец Николай Мелу, которые прибыли ещё в 1600 г., а также иезуиты и францисканцы, бывшие в свите Лжедмитрия I и его жены Марины Мнишек.
В 1659 г. в Москву приехал хорватский католический священник, филолог, историк и теолог Ю. Крижанич, мечтавший о воссоединении Римско-католической и Русской православной церквей под главенством папы Римского и единении славян под главенством русского царя. Он был принят на службу, но затем по невыясненным причинам арестован и сослан в Тобольск; только после смерти царя Алексея Михайловича он был освобождён.
В 1660–1680-х гг. число католиков в Москве увеличилось в связи с поступлением на русскую службу иностранных военных, инженеров, мастеровых и др. Заметные изменения в положении католиков произошли во время регентства царевны Софьи Алексеевны и её фаворита – князя В. В. Голицына. В 1685 г. иезуиты открыли в Москве школу для дворянских детей, где помимо детей католиков обучались латинскому языку и православные дети дворян. Можно утверждать о формировании в Москве в 1680-х гг. католической общины, членами которой были тайно перешедшие в католичество Пётр Артемьев (с 1691 – диакон) и Палладий Роговский. В консолидации католического сообщества в Москве важную роль сыграл П. Гордон. После отстранения от власти царевны Софьи Алексеевны 30 сентября (10 октября) 1689 г. цари Пётр I и Иван V по челобитью патриарха Иоакима (Савёлова) приняли решение о высылке иезуитов из России.
В 1691 г. в Москву прибыл посол Священной Римской империи И. Курц вместе со священником-доминиканцем Людовиком Кобличем для переговоров о союзе против Османской империи. В результате переговоров было разрешено временное пребывание в Москве католического священника, не принадлежащего к орденам и конгрегациям. В ноябре 1692 г. под видом рядовых священников из Вены прибыли монахи ордена капуцинов – священник Франциск Ксаверий Лефевр и Павел Иосиф Ярош, которые без разрешения царя построили деревянный католический храм. В 1698 г. – также под видом обычных священнослужителей – приехали иезуиты Иоанн Франциск Эмилиан и Иоанн Берула, которые с разрешения царя Петра I возобновили преподавание в школе при католической общине. Требования митрополита Стефана (Яворского), выступавшего против обучения в школе детей русских дворян, Пётр I не удовлетворил. В ноябре 1705 г. Пётр I на встрече с польским королём Августом II заявил, что знает, что в Москве под видом рядовых священников находятся иезуиты, «но так как эти славные мужи живут на пользу всем, с любовью обучают юношей и всем нравятся, то я охотно терплю и держу их в Москве» (Письма и донесения иезуитов о России конца XVII и начала XVIII века. Санкт-Петербург, 1904. С. 131).
16(27) апреля 1702 г. издан манифест «О вызове иностранцев в Россию, с обещанием о свободе вероисповедания», согласно которому иностранцам разрешалось свободное совершение богослужений для всех христианских конфессий и строительство церквей на территории Русского государства. 12(23) декабря 1705 г. для укрепления отношений России и Речи Посполитой Пётр I издал указ, который подтвердил свободное исповедание католической веры, а также разрешил проезд католических миссионеров по территории Русского государства с условием оформления соответствующих документов. В 1705 г. в Санкт-Петербурге в доме Д. Трезини была устроена первая католическая часовня, которая с 1710 г. стала приходской. В 1706 г. было завершено строительство, а в 1707 г. открыт для верующих каменный католический храм во имя Святой Троицы в Москве. В начале 1710-х гг. итальянские капуцины открыли в Астрахани Латинскую школу, в которой учился выдающийся русский поэт, переводчик и просветитель В. К. Тредиаковский, в Астрахани находится и древнейший из сохранившихся на территории России католических храмов, построенный в 1776 г., – церковь Успения Божией Матери (освящена и открыта в 1778).
В 1719 г. иезуиты были высланы из России вновь (возможно, из-за охлаждения отношений с Австрией, а также в связи с делом царевича Алексея). Пётр I, благосклонно относившийся к капуцинам, назначил их на освободившиеся священнические должности при петербургском и московских католических храмах.
Католики в Российской империи
Начало существенных преобразований в жизни католической церкви в Российской империи было положено Екатериной II. После разделов Польши, когда в состав Российской империи вошли территории с католическим населением, Екатерина учредила Могилёвскую митрополию, назначив её архиепископом С. Богуш-Сестренцевича. В 1783 г. новая митрополия была утверждена Святым Престолом.
Екатерина II запретила публиковать в России бреве «Dominus ac Redemptor» папы Климента XIV о роспуске ордена иезуитов и тем самым спасла орден. Она всемерно поддерживала иезуитов, как и император Павел I, который также принял титул великого магистра Мальтийского ордена, перенёс резиденцию ордена в Россию и создал российское великое приорство ордена, а также его ветвь для православных рыцарей.
В 1801 г. в Санкт-Петербурге при храме Святой Екатерины иезуиты открыли школу, в которой обучались как дети католиков-иностранцев, так и дети из аристократических семейств Санкт-Петербурга. В начале царствования Александра I иезуитам была предоставлена возможность миссионерской деятельности в иных областях империи: в 1803 г. им поручили попечение над католиками немецких колоний Поволжья, их миссии были в Одессе и Астрахани, в Крыму и Сибири. Но после длительного периода императорского покровительства указом Александра I иезуиты были изгнаны из Санкт-Петербурга, а также им запрещался въезд в обе столицы (1815). В 1820 г. иезуитов выслали из пределов империи (1820).
В царствование Николая I в России упразднена Грекокатолическая церковь, однако в 1847 г. заключён первый конкордат между Святым Престолом и Россией. К уже существовавшим шести латинским епархиям (Могилёвской, Виленской, Минской, Самогитской, Луцко-Житомирской и Каменец-Подольской) в 1848 г. присоединилась ещё одна – Херсонская, которая в 1852 г. была преобразована в Тираспольскую епархию с епископской резиденцией в Саратове.
Политические последствия польского восстания 1863–1864 гг. вызвали напряжённость в отношениях между Святым Престолом и Россией. Ответом на действия российского правительства стало выступление папы Римского Пия IX на консистории (1866), осуждавшее репрессии против РКЦ на территории Российской империи. Император Александр II отреагировал указом о разрыве конкордата.
В 1842 г. в Санкт-Петербург переведена Виленская духовная академия, именовавшаяся с того времени Императорской Санкт-Петербургской римско-католической духовной академией. В 1879 г. открыта Санкт-Петербургская римско-католическая духовная семинария.
Хотя переход русских в католичество был под запретом, отдельные случаи перехода имели место: католиками были декабрист М. С. Лунин, П. Б. Козловский, С. П. Свечина, князь И. С. Гагарин, И. М. Мартынов, Е. П. Балабин, В. С. Печерин, первая русская женщина-теолог Е. Г. Волконская, философ, поэт и историк Вл. С. Соловьёв. Католики внесли вклад в развитие русской науки, искусства и архитектуры 19 в. Выдающимся врачом и общественным деятелем был Ф. П. Гааз – «святой доктор», как его называли уже современники. Ныне идёт процесс его беатификации.
К концу 19 в. возникли первые русские католические общины византийского обряда, которые взял под опеку Андрей Шептицкий, грекокатолический митрополит Львовский. В 1909 г. в Санкт-Петербурге открыт первый русский католический храм византийского обряда, просуществовавший до 1913 г.
Католическая церковь в советские годы
После Февральской революции 1917 г. РКЦ в России была реорганизована в составе шести епархий: Могилёвской архиепархии, Ковенской, Луцко-Житомирской, Каменец-Подольской, Минской и Тираспольской епархий. В 1921 г. образован апостольский викариат для Сибири, а в 1923 г. – Владивостокская епархия.
После Октябрьской революции в России начались гонения на религию и на Церковь. Непримиримость позиции архиепископа Охридского Я. Ф. Цепляка, протестовавшего против насильственного изъятия церковных ценностей, повлекла за собой волну репрессий. Католическое духовенство Петрограда предстало перед Верховным революционным трибуналом в Москве. В 1923 г. постановлением трибунала архиепископ Я. Ф. Цепляк и прелат К. Р. Будкевич были приговорены к расстрелу, четыре священника и экзарх Л. И. Фёдоров – к 10 годам заключения, ещё восемь священников – к трём годам заключения. Жестокость приговоров вызвала бурю протестов в церковных и политических кругах всего мира. ВЦИК пересмотрел приговор лишь в отношении архиепископа Я. Ф. Цепляка: смертный приговор ему был заменён 10 годами заключения. В отношении остальных подсудимых приговоры остались без изменений.
В 1922–1924 гг. в России действовала организованная папой Римским Бенедиктом XV Папская миссия помощи голодающим во главе с американским священником Э. Уолшем.
В апреле 1925 г. в Риме при Конгрегации по делам Восточных церквей была создана специальная комиссия Pro Russia, руководитель которой иезуит М. д’Эрбиньи, дважды посетив СССР, в 1926 г. произвёл тайную реорганизацию католической церкви в СССР. Епископ д’Эрбиньи тайно рукоположил четырёх епископов: Б. Слоскана, П. Э. Невё, А. Малецкого и А. Фризона. Однако надеждам д’Эрбиньи на быструю легализацию этих епископов не суждено было оправдаться: все, кроме епископа Невё, были впоследствии арестованы, епископы Малецкий и Слоскан высланы из СССР, а епископ Фризон расстрелян в 1937 г. Епископ Невё совершил 30 апреля 1935 г. тайную епископскую хиротонию настоятеля санкт-петербургского храма Лурдской Богоматери священника-доминиканца Ж.-М. Амудрю, но уже в августе 1935 г. тот был выслан из СССР.
В 1931 г. был арестован священник С. Соловьёв и почти все остававшиеся к тому времени на свободе члены московской общины католиков византийского обряда. В 1936 г. епископ П. Э. Невё уехал на лечение во Францию и не получил от советских властей разрешения вернуться в СССР. Настоятелем храма Святого Людовика в Москве стал священник-ассумпционист Л. Браун; он оставался на этом посту до декабря 1945 г.
До 1990-х гг. в Москве действовал один католический храм Святого Людовика, в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) также один – Лурдской Божией Матери.
Общая демократизация жизни советского общества времён перестройки внесла перемены в положение РКЦ в СССР. Прологом к восстановлению структур РКЦ в России стала встреча папы Римского Иоанна Павла II с М. С. Горбачёвым 1 декабря 1989 г. В 1990 г. установлены дипломатические отношения между Россией и Святым Престолом.
13 апреля 1991 г. в Риме принято решение о реорганизации структур католической церкви в России и об учреждении на территории РСФСР двух апостольских администратур. Апостольским администратором для католиков латинского обряда в Европейской части России стал архиепископ Т. Кондрусевич. Для Азиатской части России апостольским администратором был назначен епископ И. Верт.
В России возобновилась деятельность католических монашеских орденов и конгрегаций: помимо миссии ассумпционистов, не прерывавшейся с 1906 г., развернулась деятельность францисканцев, доминиканцев, салезианцев, иезуитов, вербистов, редемптористов, лазаристов, паулинок, миссионерок Божественной любви, движений «Общение и освобождение» (Comunione e Liberazione), Opus Dei и др. Возобновилась издательская и просветительская деятельность католиков в России: начали выходить в свет католические богослужебные, теологические и исторические издания на русском языке. В 1991 г. в России открылось отделение благотворительной организации «Каритас», осуществляющее разнообразные благотворительные программы, в том числе по поддержке домов престарелых, помощи бедным, бездомным и больным.
В 1991 г. в Москве создан Колледж католической теологии, ныне Институт философии, теологии и истории Святого Фомы. В 1993 г. в Москве открыта католическая семинария; её основателем был монсеньор Б. Антонини (в 2009 начался процесс его беатификации); в 1995 г. она переведена в Санкт-Петербург, в историческое здание, некогда принадлежавшее прежней римско-католической семинарии.
В результате новой реорганизации структур католической церкви в России учреждены апостольская администратура Восточной Сибири с резиденцией в Иркутске (18 мая 1999) и апостольская администратура юга Европейской части России с резиденцией в Саратове (23 ноября 1999).
Католицизм в России в 21 в.
В 2002 г. папа Иоанн Павел II возвёл апостольские администратуры в России в ранг епархий, учредив митрополию – архиепархию Божией Матери в Москве, Преображенскую епархию в Новосибирске, епархию Святого Климента в Саратове, епархию Святого Иосифа в Иркутске. В 2007 г. в Москве посвящён в сан епископа ректор католической семинарии священник П. Пецци, ставший новым главой архиепархии Божией Матери в Москве.
РКЦ активно участвует в общественной и культурной жизни России, отстаивая христианские ценности. Во многих католических храмах проходят концерты классической и современной музыки.
В декабре 2009 г. установлены полномасштабные дипломатические отношения между Россией и Святым Престолом; представительство Святого Престола в России приобрело статус апостольской нунциатуры. Руководство России поддерживает постоянные контакты со Святым Престолом. Так, президент РФ В. В. Путин неоднократно встречался с папами Римскими – Иоанном Павлом II (5 июня 2000, 5 ноября 2003), Бенедиктом XVI (13 марта 2007), Франциском (25 ноября 2013, 10 июня 2015).
По данным РКЦ, в 2022 г. архиепархия Божией Матери с центром в Москве включала 60 приходов, в которых служили 112 священников, 1 постоянный диакон и 92 монахини; число католиков оценивалось в 70 тыс. человек. В епархию Святого Климента с центром в Саратове входили 50 приходов, в которых служили 40 священников и 55 монахинь; число католиков – 20,5 тыс. человек. Епархия Святого Иосифа с центром в Иркутске включала 42 прихода; в них служили 41 священник и 55 монахинь; число католиков – 52,6 тыс. человек. В Преображенскую епархию с центром в Новосибирске входили 50 приходов, в которых служили 35 священников и 54 монахини; число католиков оценивалось в 396,8 тыс. человек (Annuario Pontificio 2022).