Софья Палеолог
Со́фья Палеоло́г (София Палеолог; Софья Фоминична Палеолог; в крещении – Зоя) (1443, по другим данным, 1448/1449 – 7.4.1503, Москва), великая княгиня московская (с 12 ноября 1472). Из династии Палеологов. Дочь деспота Мореи Фомы Палеолога (1409 – 12.5.1465) и его жены Екатерины Дзаккария (ум. 1462, по другим данным, 1465), дочери правителя Ахейского княжества на п-ове Пелопоннес. Племянница двух последних императоров Византии Иоанна VIII Палеолога и Константина XI Палеолога Драгаша. 2-я жена великого князя Ивана III Васильевича.
Биография до 1471 г.
В 1465 г. вместе с младшими братьями (Андреем и Мануилом) вызвана отцом с о. Корфу в Рим (здесь стали исповедовать католичество). После внезапной смерти отца оказалась с братьями при дворе папы Павла II (1464–1471), их опекуном был активный сторонник Ферраро-Флорентийской унии кардинал Виссарион (ранее митрополит Никейский). С 1466 г. папа Римский, венецианский дож К. Моро и Виссарион предприняли ряд неудавшихся попыток выдать Палеолог замуж (за кипрского короля Якова II Лузиньяна, за князя Караччоло).
Не позднее начала июня 1468 г. в Рим от денежного мастера в Москве, венецианца Дж. Б. делла Вольпе (в русских источниках – Иван Фрязин), прибыли посланцы с известием о смерти 1-й жены Ивана III – великой княгини московской Марии Борисовны. Один из посланцев, Юрий Траханиот (в русских летописях Юрий Грек), 11 февраля 1469 г. вернулся в Москву в качестве посла кардинала Виссариона с «листом», в котором говорилось о «царственном» происхождении Софьи Палеолог и её православии (она якобы отказалась выйти замуж за французского короля и «великого князя» Милана из-за нежелания переходить в «латинство»); дипломатично предлагалась возможность брака с великим князем московским. В Москве было принято решение отправить в марте 1469 г. к папе Павлу II в качестве посла делла Вольпе для переговоров и с целью «царевну видети». Миссия прошла успешно, но по неясным причинам реализация брачного проекта замедлилась.
Переговоры о свадьбе с Иваном III и приезд в Москву
Контакты возобновились в сентябре 1471 г. Окончательное решение о заключении брака было принято к концу года. 16 января 1472 г. Дж. Б. делла Вольпе выехал из Москвы за невестой. 25 мая 1472 г. на приёме у нового папы Римского Сикста IV он согласовал условия брака и поездки Софьи Палеолог в Московское великое княжество. 1 июня состоялась церемония заочного обручения по католическому обряду (Ивана III представлял делла Вольпе), а 24 июня Софья Палеолог, получившая в качестве приданого из папской казны 6 тыс. дукатов, отправилась в Москву. Сикста IV представлял легат А. Бонумбре, который должен был добиться от Ивана III признания конфессионального и политического верховенства папы и утверждения унии в Московском великом княжестве.
11 октября на границе Псковской республики Софью Палеолог встречали псковские посадники и бояре. Торжественные приёмы, молебны и богатые дары сопровождали её пребывание в Пскове, Новгороде и в других городах. Процессию повсюду возглавлял легат А. Бонумбре с католическим крестом в руках, что символизировало первенство папы и преимущество католической веры. Конфликтная ситуация (митрополит Филипп I пригрозил великому князю московскому отъездом из Москвы) разрешилась за 15 км до столицы: боярин Ф. Д. Хромой по приказу Ивана III временно изъял крест у легата.
Прибыла в Москву 12 ноября 1472 г. В тот же день состоялись обручение по православному обряду и литургия во временном деревянном здании Успенского собора (служил митрополит Филипп I), после которой коломенский протопоп Осия в присутствии Филиппа I обвенчал Ивана III и Софью Палеолог.
Семейная жизнь и окружение
В 1474–1490 гг. Палеолог, по уточнённым данным, родила 6 сыновей и 6 дочерей (не считая 1–2 неудачных беременностей или родов): Елену Ивановну (18.4.1474 – 20.1.1513; по уточнённым данным, именно эта Елена стала 18 февраля 1495 женой великого князя литовского Александра); Феодосию Ивановну (28.5.1475 – 19.2.1501), замужем (с 13 февраля 1500) за князем В. Д. Холмским; Елену Ивановну 2-ю (род. 19.5.1476); Василия III Ивановича; Юрия Ивановича; Дмитрия Ивановича Жилку; Евдокию Ивановну (февраль 1483 – 8.2.1513), замужем (с 25 января 1506) за казанским царевичем Кудай-Кулом (Худай-Кулом; в крещении Пётр Ибрагимович); Елену Ивановну 3-ю (род. 8.4.1484); Феодосию Ивановну 2-ю (род. 29.5.1485); Семёна Ивановича (21.3.1487 – 26.6.1518); Бориса Ивановича (род. 1488 или 1489); Андрея Ивановича. Подобный ритм семейной жизни серьёзно ограничивал возможности активного участия Палеолог в политической и даже придворной жизни вплоть до середины 1490-х гг. Источники не содержат прямых указаний на активную роль Палеолог в приглашении в Москву иностранных специалистов в 1480-х – начале 1500-х гг. Из знатных греческих фамилий, осевших в Москве, с Палеолог были связаны только братья Д. и Ю. Траханиоты (не ранее 1474; сопровождали её в 1472) и Ралевы (с 1485).
В официальном великокняжеском летописании конца 15 в. имя Софьи Палеолог фигурирует только в известиях о рождении детей, а также в сообщении 1492 г. о временном переселении великокняжеской семьи при строительстве новых каменных палат в Московском Кремле. В неофициальном летописании действия Палеолог оценивались критически. В ростовском своде отъезд в Белоозеро по распоряжению Ивана III «никем не гонимой» Софьи Палеолог в преддверии Стояния на Угре 1480 г. противопоставлен мужеству матери Ивана III, оставшейся в столице; гневному обличению подвергнуты грабежи населения со стороны свиты и холопов бояр из окружения Софьи Палеолог. Автор Успенского летописца последовательно именует её «римлянкой» с явно отрицательным подтекстом. Возможно, в 1483 г. попала в кратковременную опалу.
Деятельность в 1490-х гг. – 1503 г.
Брак старшей дочери, Елены Ивановны, стимулировал дипломатическую активность Софьи Палеолог, при этом её «речи» при приёме литовских дипломатов (их обычно «говорил» близкий к Палеолог московский грек Д. Траханиот) и переданные с русскими послами в Великое княжество Литовское грамоты к дочери в 1494–1499 гг. практически повторяли речи и послания от имени Ивана III или устоявшиеся дипломатические трафареты.
Позиции Софьи Палеолог заметно изменились к середине 1490-х гг. в связи со смертью в марте 1490 г. старшего сына и соправителя Ивана III Ивана Ивановича Молодого. Это обстоятельство и взросление старших сыновей Палеолог привели к формированию двух соперничавших в 1497–1502 гг. придворных партий – Палеолог и её сына, князя Василия Ивановича; великой княгини московской Елены Стефановны и её сына, князя Дмитрия Ивановича Внука. Раскрытие в декабре 1497 г. заговора князя Василия Ивановича и членов его двора привело к опале и Софьи Палеолог: Иван III стал жить с супругой «в брежении». Временем опалы датируется пелена (1498), вышитая в мастерской великой княгини московской, где она именуется «царевной царегородской» (ныне – в ризнице Троице-Сергиевой лавры). В начале 1499 г. опала с Софьи Палеолог была снята. В марте 1499 г. был прощён и князь Василий, а 14 апреля 1502 г. он был посажен отцом «на великое княжение Володимерское и Московское и всея Руси самодержцем», став единственным соправителем и наследником отца. Это знаменовало окончательную победу в придворной борьбе партии Палеолог, однако её личная роль в политических коллизиях 1497–1502 гг. остаётся неясной, не всегда она была значительной.
Была похоронена в соборе московского в честь Вознесения Господня женского монастыря, в 1929 г. её останки перенесены в подклет Архангельского собора Московского Кремля.
Историческая память и отражение в историографии
Личность Софьи Палеолог породила немало легенд уже у младших её современников: ей приписывали едва ли не решающую роль в свержении монголо-татарского ига, князь А. М. Курбский несправедливо обвинял её в отравлении великого князя московского Ивана Ивановича Молодого.
В историографии (главным образом 19 – начала 20 в.) сформировались мифы, которые, исходя из общих представлений о происхождении Софьи Палеолог, необоснованно преувеличивали влияние её эрудиции и ума на появление принципиальных изменений в идеологии власти русских монархов, в придворном этикете и образе жизни великокняжеской семьи.