Бенедикт XV
Бенеди́кт XV (лат. Benedictus XV; до избрания папой Джакомо делла Кьеза, итал. Giacomo della Chiesa) (21.11.1854, Генуя – 22.1.1922, Рим), папа Римский (с 1914).
Ранние годы
Сын маркиза Джузеппе делла Кьеза и маркизы Джованны Мильорати. Окончил юридический факультет Королевского университета Генуи (1875). В 1875 г. поступил в коллегию Капраника (Almo Collegio Capranica) – высшую папскую семинарию – и в Папский Григорианский университет. В 1878 г. рукоположен в священники. В 1879 г. получил степень доктора теологии, в 1880 г. – доктора канонического права. В 1882 г. направлен в Испанию в качестве секретаря нунциатуры. С 1887 г. работал в Государственном секретариате Ватикана, с 1901 г. стал заместителем государственного секретаря. В 1907 г. посвящён в сан епископа и назначен папой Пием X на архиепископскую кафедру Болоньи. Несмотря на то что Болонская кафедра – кардинальская, делла Кьеза долго оставался епископом, ожидая возведения в кардинальское достоинство в течение 7 лет. Посвящён в кардиналы на консистории 25 мая 1914 г., а 3 месяца спустя скончался папа Пий X, и кардинал делла Кьеза был избран понтификом, приняв имя Бенедикт XV.
Понтификат
Во внутрицерковной сфере Бенедикт XV проводил значительно более либеральную политику, чем его предшественник, фактически прекратив преследование теологов-модернистов.
Главной проблемой его понтификата стала начавшаяся Первая мировая война 1914–1918 гг., и основной задачей для него было примирение воющих сторон. Заявив о своём нейтралитете, Бенедикт XV настоял на том, чтобы дипломатические представители Австро-Венгрии и Германии, аккредитованные при Святом Престоле, покинули Рим. Бенедикт XV был решительным противником вступления Италии в войну, а после того, как это произошло, неоднократно выступал с миротворческими предложениями. 1 августа 1917 г. он обратился к воюющим государствам с нотой, призывая их прекратить кровопролитие и незамедлительно начать переговоры о мире. Однако его нота была встречена повсеместной резкой критикой, даже в Италии. Официально на ноту Бенедикта XV не ответило ни одно правительство, его миротворческая деятельность была оценена лишь после окончания войны, и он был назван апостолом мира. Бенедикт XV предпринимал усилия для организации помощи жертвам военных действий. В 1914 г. он организовал Бюро помощи военнопленным и Справочное бюро о военнопленных.
После окончания войны Бенедикт XV не скрывал своего разочарования Версальским договором 1919 г., утверждавшим диктат стран-победителей, т. к. предвидел, что унижение проигравшей в войне Германии может привести к новому мировому кровопролитию.
Бенедикт XV уделял большое внимание социальным вопросам. В 1919 г. он дал согласие на создание Итальянской конфедерации трудящихся.
Бенедикт XV придал новый импульс миссионерской деятельности Римско-католической церкви в странах Азии и Африки. В 1918 г. Святой Престол установил дипломатические отношения с Китаем. В 1919 г. Бенедикт XV опубликовал апостольское послание «Maximum illud» («Великое это [святое служение]»), в котором подчеркнул, что в основе миссионерской деятельности должно лежать уважение к национальным культурам и традициям, а миссионер должен быть посланником Христа, а не посланцем своей страны, имеющей политические и экономические интересы. Заботой о католиках восточных обрядов было продиктовано учреждение Бенедиктом XV Конгрегации по делам Восточных церквей (1 мая 1917) и Папского восточного института (15 октября 1917). Бенедикт XV завершил работу, начатую при папе Пии X, по подготовке нового Кодекса канонического права (опубликован в 1917).
Отношения с Советской Россией
25 июля 1917 г. Бенедикт XV назначил епископа Э. фон Роппа (1851–1939) архиепископом Могилёвским и митрополитом католической церкви в России. Могилёвская митрополия была реорганизована Бенедиктом XV в составе 6 епархий: архиепископство Могилёвское, епископства Ковенское, Луцко-Житомирское, Каменец-Подольское, Минское и Тираспольское. В 1921 г. учреждён апостольский викариат Сибири.
С началом антирелигиозных гонений, инициированных большевистским правительством, Бенедикт XV неоднократно выступал в защиту верующих в России. В связи с арестом 19 апреля 1919 г. митрополита Э. фон Роппа Бенедикт XV через государственного секретаря – кардинала П. Гаспарри направил телеграмму протеста председателю Совнаркома В. И. Ленину. Ранее в ответ на письмо православного архиепископа Омского и Павлодарского Сильвестра (Ольшевского) от 7 февраля 1919 г., описывавшего антицерковные репрессии в Советской России, Бенедикт XV направил телеграмму, в которой потребовал от советского правительства должного уважения к священнослужителям любого вероисповедания. Несмотря на то что в ответной ноте комиссар иностранных дел Г. В. Чичерин отрицал факт религиозных гонений в Советской России, Бенедикт XV получил от митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (будущего патриарха Московского и всея Руси) благодарственное послание от 31 марта 1919 г.
Организация помощи голодающим в Поволжье 1921–1922 гг. стала предметом особой заботы Бенедикта XV. Он обратился с посланием к государственному секретарю Святого Престола – кардиналу П. Гаспарри с просьбой ходатайствовать перед правительствами различных стран о выделении помощи России (5 августа 1921). Сам Бенедикт XV выделил в пользу голодающих 1 млн итальянских лир. В сентябре 1921 г. в послании к ассамблее Лиги Наций Бенедикт XV вновь призвал мировые державы оказать помощь голодающим в России. Одновременно Святой Престол начал вести переговоры с советским правительством о направлении в Россию папской миссии помощи голодающим Поволжья. Бенедикт XV придавал этой миссии большое значение, и в ночь накануне своей смерти трижды спрашивал, получили ли члены миссии визы в Советскую Россию. Соглашение об отправке папской миссии подписано в Риме 12 марта 1922 г., уже при его преемнике, папе Пии XI.