Никоновская летопись
Ни́коновская ле́топись, памятник русского летописания 16 в.
Одна из самых объёмных русских летописей. Представляет собой обширную компиляцию, составленную при московской митрополичьей кафедре в 1526–1530 гг. (Клосс. 1980. С. 51). Получила название по одному из списков, изготовленному специально для патриарха Никона [середина 17 в.; ныне хранится в Научно-исследовательском отделе рукописей Библиотеки Российской академии наук (НИОР БАН. 17.2.5)].
Первоначальная редакция летописи доводила изложение до 1520 г. Создавалась под руководством митрополита Даниила прибывшими вместе с ним в Москву книжниками Иосифо-Волоколамского монастыря, которые работали при митрополичьей кафедре. По мнению Б. М. Клосса, оригинал сохранился в 1-й части (Л. 1–939) списка Оболенского [1526–1530, с дополнениями 2-й половины 1550-х гг.; ныне в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА. Ф. 201. № 163); рукопись принадлежала князю М. А. Оболенскому].
Основными источниками Никоновской летописи являлись Симеоновская и Иоасафовская летописи, Хронографический список Новгородской пятой летописи, а также сборник церковного содержания 1-й четверти 16 в. [ныне в Российской государственной библиотеке (РГБ. Ф. 173/I. № 282)] и Хронограф 1512 г. Наряду с ними использованы различные местные летописцы, повести, сказания, жития святых, записи народного эпоса, архивные документы.
Целый ряд известий (в основном по древнейшему периоду русской истории) носит уникальный характер и имеется только в составе этой летописи. Исторический материал подвергся в ней существенной литературной и идеологической обработке. Составитель Никоновской летописи последовательно проводил идеи защиты имущественных интересов Церкви, союза светской и духовной власти, полной поддержки внутренней и внешней политики великого князя московского Василия III Ивановича. На страницах летописи нашли историческое обоснование вопросы, являвшиеся предметом обсуждения на церковном соборе 1531 г.: о праве монастырей на владение сёлами, о законности поставления русского митрополита собором епископов без санкции патриарха Константинопольского, о борьбе с ересью.
Большой интерес представляют многочисленные редакторские исправления и приписки, сделанные, по мнению Б. М. Клосса, в процессе работы над летописью лично митрополитом Даниилом. Его автографы сохранились, в частности, в Иоасафовской летописи – непосредственном источнике списка Оболенского, в самом списке Оболенского и др.
В 1550-х гг. хранившийся в Казённом приказе оригинал Никоновской летописи (список Оболенского) был дополнен по Воскресенской летописи и «Летописцу начала царства», а несколько позднее к нему присоединён фрагмент с изложением событий 1556–1558 гг. Эта же рукопись использовалась в качестве одного из главных источников при составлении Лицевого летописного свода. По-видимому, в конце правления Ивана IV Васильевича Грозного список Оболенского был передан в Троице-Сергиев монастырь, где находился до 1637 г. и откуда был затребован в Приказ Большого дворца.
Во 2-й половине 1550-х гг. с оригинала летописи была снята копия, которая также была дополнена по Воскресенской летописи и «Летописцу начала царства» в редакции 1556 г., – т. н. Патриарший список Никоновской летописи (ныне в НИОР БАН. 32.17.8). Вероятнее всего, он был составлен при митрополичьей кафедре (или в близком к ней московском в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужском монастыре) книжниками митрополита Макария (судя по всему, по его поручению). В 17 в. хранился в патриаршей ризнице. Патриарший список, вероятно, использовался при составлении «Степенной книги» (не позднее 1563) и стал основой обширного патриаршего свода 1670-х гг. [известен по двум беловым копиям; ныне в РГАДА (Архивский список) и РГБ (Вифанский список)].
В 1637 г. в связи с затребованием оригинала Никоновской летописи в Приказ Большого дворца в Троице-Сергиевом монастыре с него была снята копия, которая положила начало новой, Троицкой редакции Никоновской летописи. Её текст был дополнен некоторыми повестями и продолжен по «Новому летописцу» (1-я треть 17 в.). Известно 7 списков Троицкой редакции: Библиотечный (конец 1630-х гг.), Троицкий (конец 1630-х – начало 1640-х гг.), Никоновский, Архивский (середина 17 в.), Список Ундольского (1680-е гг.), Симферопольский (начало 1770-х гг.), Эрмитажный (копия Троицкого списка, выполненная около 1790 для императрицы Екатерины II).
В научный оборот Никоновская летопись введена В. Н. Татищевым, ошибочно предположившим, что летопись была создана при участии патриарха Никона. Перечисляя списки и манускрипты, использованные при написании «Истории Российской», он упомянул и «Никоновский», или летописец Воскресенского монастыря (НИОР БАН. 17.2.5; на рукописи сохранились пометы Татищева), подписанный «рукою Никона патриарха» (Татищев В. Н. История российская с самых древнейших времен. Кн. 1, ч. 1. Москва, 1768. С. 63).
1-я публикация летописи (по использованной Татищевым рукописи) была осуществлена А. Л. Шлёцером и С. С. Башиловым в 1767–1792 гг. (список также назван «Никоновым»). В 1862–1910 гг. при издании Никоновской летописи в составе «Полного собрания русских летописей» (ПСРЛ) А. Ф. Бычковым и С. Ф. Платоновым были привлечены новые её списки, а в основу положен Патриарший список. Список Оболенского публиковался в ПСРЛ только в разночтениях, но оцифрован и доступен для просмотра на сайте РГАДА.
См. также хронотоп Никоновская летопись: история публикации.