Лунин Михаил Сергеевич
Лу́нин Михаи́л Серге́евич [29.12.1787(9.1.1788), Санкт-Петербург – 3(15).12.1845, Акатуйская каторжная тюрьма Нерчинского округа Иркутской губернии, ныне село Новый Акатуй Александро-Заводского района Забайкальского края], участник движения декабристов, публицист, подполковник лейб-гвардии (1824). Дворянин. Внук М. К. Лунина, правнук И. И. Неплюева. Двоюродный брат Н. М. Муравьёва, троюродный брат С. И. Муравьёва-Апостола и М. И. Муравьёва-Апостола. Получил домашнее образование.
В детстве находился под влиянием воспитателя аббата Вовилье. Служил в лейб-гвардии Егерском батальоне (1803–1805), Кавалергардском полку (1805–1815; в 1808–1812 входил в полковой кружок, отличавшийся критическим направлением мысли). Участник русско-австро-французской войны 1805 г. и русско-прусско-французской войны 1806–1807 гг. (отличился в Аустерлицком сражении 1805; Гейльсбергском сражении 1807, награждён орденом Святой Анны 4-й степени; Фридландском сражении 1807), Отечественной войны 1812 г. (за отличие в Бородинском сражении 1812 награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость»), Заграничных походов российской армии 1813–1814 гг. В 1815 г. вышел в отставку.
В 1816–1817 гг. жил в Париже, интересовался деятельностью карбонариев, утопическим социализмом (познакомился с К.-А. де Рувруа, графом де Сен-Симоном), общался с Ж. де Местром.
Член тайных декабристских обществ – Союза спасения (1817), Союза благоденствия (1818–1821; член Коренного совета Союза), Северного общества (1821–1822). Выступал за конституционное правление с ограниченной исполнительной властью «при монархе или президенте». Сторонник отмены крепостного права (унаследовав в 1817 после смерти отца значительное состояние, Лунин улучшил положение своих дворовых, а также крепостных крестьян, планировал по завещанию дать им личную свободу, но без земли). Автор проекта убийства императора Александра I «партией» в масках («обречённым отрядом») (в дальнейшем главный пункт в обвинении и приговоре Лунина).
Вновь на военной службе: в лейб-гвардии Уланском полку (1822–1824), лейб-гвардии Гродненском гусарском полку (1824–1826). Адъютант главнокомандующего польской армией великого князя Константина Павловича, пользовался его покровительством. В Варшаве сблизился с членами «Патриотического общества».
9(21) апреля 1826 г. арестован по делу декабристов, доставлен в Санкт-Петербург и 16(28) апреля заключён в Петропавловскую крепость. На следствии отказался выдавать участников тайных обществ. Верховным уголовным судом 1826 г. приговорён к вечной каторге [заменена императором Николаем I на 20-летнюю, 22 августа (3 сентября) на 15-летнюю, а 8(20) ноября 1832 – на 10-летнюю], лишён чинов, наград и дворянства. Содержался в заключении в Свеаборгской и Выборгской крепостях (1826–1828), отбывал наказание в Иркутской губернии – в Читинском селении (ныне г. Чита; 1828–1830), поселении Петровский Завод Верхнеудинского округа Иркутской губернии (ныне г. Петровск-Забайкальский; 1830–1836), затем – на поселении в селении Урик Иркутского округа Иркутской губернии (ныне село Урик Иркутского района Иркутской области).
С юности исповедовал католицизм, считал его воплощением религиозной и гражданской свободы, началом единства и равенства людей, одинаково подходящим и «высоким», и «заурядным» умам, в то время как протестантизм – «религией ограниченных умов», а православие – «орудием политической власти». По мнению Лунина, любой политической перемене должна предшествовать революция в умах и душах людей, возможная только в лоне католицизма, являющегося в политическом отношении «источником конституционных принципов» (Лунин. Сочинения. письма, документы. С. 228). Переводил сочинения Августина на русский язык.
В годы ссылки активно занимался публицистической деятельностью. В «Письмах из Сибири» (1836–1840, написаны Луниным в форме писем к сестре Е. С. Уваровой) критиковал крепостное право, бюрократизм, ряд шагов российской власти во внешней (методы ведения Кавказской войны 1817–1864 и др.) и внутренней политике (пропаганда Министерством народного просвещения самодержавия, православия и народности в качестве духовных основ жизни русского народа), а также представлял борьбу с общественной несправедливостью гражданским и религиозным долгом человека. В сочинении «Общественное движение в России в нынешнее царствование» (1840) дал подробный критический анализ внутренней и внешней политики императора Николая I, противопоставил её реформаторской деятельности императора Александра I и высказал мысль, что восстание декабристов оказало «таинственное влияние на всё царствование [Николая], определив его характер и заранее наметив направление» (Лунин. Сочинения, письма, документы. С. 166). Считал ненужным Польское восстание 1830–1831 гг., поскольку наличие в Царстве Польском представительного правления, с точки зрения Лунина, открывало полякам дорогу к парламентскому способу решения спорных вопросов с российским правительством («Взгляд на польские дела г-на Иванова, члена Тайного общества Соединённых славян», 1840). Автор ряда очерков по истории движения декабристов: «Взгляд на русское тайное общество с 1816 до 1826 года» (1838), «Разбор Донесения тайной следственной комиссии...» (1838–1839; совместно с Н. М. Муравьёвым), доказывал его соответствие национальным интересам и требованиям времени. В примыкающей к данным трудам работе «Розыск исторический» (1838) стремился показать исторически обусловленную необходимость проведения масштабных политических реформ в России. В Сибири сочинения Лунина распространялись в списках, впервые опубликованы А. И. Герценом в альманахе «Полярная звезда» (1859, 1861), в России – в 1905 г.
В ссылке благодаря своей сестре, присылавшей ему книги, Лунин собрал уникальную библиотеку, которая содержала около 400 книг, в частности «Acta Sanctorum» – корпус житий святых, издававшийся болландистами (1643–1793), 2-е издание «Церковной истории» аббата Флёри в 84 томах (1768–1798), «Об истине христианской религии» Г. Гроция (1726), сочинения греческих и римских историков и мыслителей (Геродота, Тацита, Плиния Старшего и др.), «Свод законов Российской империи» и др. (ныне часть книг хранится в отделе редких книг научной библиотеки Иркутского государственного университета).
В 1841 г. за распространение своего сочинения «Взгляд на русское тайное общество с 1816 до 1826 года» вновь арестован и помещён в Акатуйскую каторжную тюрьму. Скончался при невыясненных обстоятельствах, породивших слухи о его насильственной гибели.
Похоронен на кладбище близ Акатуйской каторжной тюрьмы (ныне село Новый Акатуй).
Именем Лунина названа улица в Выборге (с 1988).