Россия. Национальная безопасность. Вооружённые Силы
Вооружённые Си́лы Росси́йской Федера́ции (ВС РФ), государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Предназначены для отражения направленной против РФ агрессии, вооружённой защиты целостности и неприкосновенности её территории, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.
К обороне страны также привлекаются войска национальной гвардии РФ (далее – другие войска); для выполнения отдельных задач в области обороны – спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее – воинские формирования), Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, государственной охраны, военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета РФ, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (далее – органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Для выполнения отдельных задач в области обороны в период мобилизации, действия военного положения, в военное время, при возникновении вооружённых конфликтов, проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооружённых Сил РФ (других войск) за пределами территории РФ привлекаются добровольческие формирования. Добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны РФ (Федеральной службой войск национальной гвардии РФ) по решению Президента РФ.
Деятельность ВС РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
Для защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования ВС РФ могут оперативно использоваться за пределами территории страны. В этом случае, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и Федеральным законом «Об обороне», ВС РФ решают следующие задачи: отражение вооружённого нападения на формирования ВС РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории страны; отражение или предотвращение вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защита граждан России за её пределами от вооружённого нападения на них; борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.
В целях обеспечения проведения ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации Правительством РФ могут приниматься решения о введении специальных мер в сфере экономики.
Часть состава ВС РФ может входить в объединённые вооружённые силы или находиться под объединённым командованием в соответствии с международными договорами РФ.
ВС РФ решают возложенные на них задачи в мирное и военное время совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами, которые участвуют в обороне страны в соответствии с Планом применения ВС РФ.
ВС РФ созданы в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466, согласно которому в их состав были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших ВС СССР, дислоцировавшиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся под её юрисдикцией. При этом была сохранена действующая система управления Стратегическими силами в соответствии с ранее принятыми соглашениями. Стратегические силы на территории РФ вошли в состав Объединённых вооружённых сил Содружества Независимых Государств (СНГ). Одновременно РФ выделила соответствующие силы и средства в распоряжение Главного командования Объединённых ВС СНГ.
В начале 1990-х гг. ВС РФ включали: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (Войска ПВО), Военно-воздушные силы (ВВС) и Военно-Морской Флот (ВМФ) как виды ВС, Воздушно-десантные войска (ВДВ) и Военно-космические силы (в качестве рода войск), а также Тыл ВС и войска, не входившие в виды ВС. В военно-административном отношении территория страны была разделена на восемь военных округов (Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Забайкальский, Дальневосточный) и Калининградский особый район.
С 1992 г. началось реформирование ВС РФ: разрабатывалась законодательная база, изменялась их структура, уточнялось военно-административное деление страны, проводились сокращение численности, состава ВС и другие мероприятия.
Правовую основу строительства и функционирования ВС РФ составляют законы: «О безопасности» (2023), «Об обороне» (2023), «О воинской обязанности и военной службе» (2023), «О статусе военнослужащих» (2024). Указами Президента РФ утверждены: Вопросы прохождения военной службы (2024); Вопросы Министерства обороны Российской Федерации (2024); общевоинские уставы ВС РФ (2024); Военная доктрина Российской Федерации (2014); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2021); Военно-административное деление Российской Федерации (2024) и другие документы.
Военная доктрина РФ (далее – Военная доктрина) – система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту РФ. В ней отражена приверженность РФ к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов её союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера. При этом ядерное оружие остаётся важным фактором предотвращения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В целом военная политика РФ направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения ВС РФ, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности.
Основная задача строительства и развития ВС РФ, других войск и органов – приведение их структуры, состава, численности и оснащённости современными (перспективными) образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных конфликтов, задачами в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также с политическими, социально-экономическими, демографическими и военно-техническими условиями и возможностями РФ.
Положения Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и могут уточняться в рамках стратегического планирования в военной сфере (военного планирования).
4 ноября 2021 г. президенты России и Белоруссии утвердили Военную доктрину Союзного государства. Документ был принят на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства России и Белоруссии.
Руководство и управление ВС РФ
Согласно Конституции РФ Президент РФ является Верховным главнокомандующим ВС РФ. Президент РФ также осуществляет руководство ВС РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами; утверждает концепции и планы строительства и развития ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, иные документы по применению ВС РФ.
ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.
Личный состав ВС РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников).
Комплектование ВС РФ осуществляется: военнослужащими – путём призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан РФ (иностранных граждан) на военную службу; федеральными государственными гражданскими служащими и работниками.
Управление ВС РФ осуществляет министр обороны РФ посредством Министерства обороны РФ (Минобороны России, МО РФ). При этом руководство и управление ВС РФ, обучение личного состава ВС РФ осуществляются на государственном языке Российской Федерации.
Структура МО РФ: министр обороны РФ и 12 его заместителей (в том числе два – первых), Генеральный штаб ВС РФ, главные управления, управления и департаменты МО РФ, службы РФ, главные командования видов ВС, командования родов войск ВС. Кроме того, Минобороны РФ подведомственны Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), ряд других организаций. Высшим совещательным органом является Коллегия МО РФ, в которую входят по должности министр обороны (председатель), первые заместители и заместители министра обороны, главнокомандующие видами ВС, а также другие должностные лица иных органов и организаций.
Министры обороны РФ: Б. Н. Ельцин (март – май 1992, временно); П. С. Грачёв (май 1992 – июнь 1996); И. Н. Родионов (июль 1996 – май 1997); И. Д. Сергеев (май 1997 – март 2001); С. Б. Иванов (март 2001 – февраль 2007); А. Э. Сердюков (февраль 2007 – ноябрь 2012); С. К. Шойгу (с ноября 2012).
Генеральный штаб ВС РФ (далее – ГШ ВС РФ) является центральным органом военного управления Минобороны России и основным органом оперативного управления ВС РФ. В соответствии с решениями Президента РФ – Верховного главнокомандующего ВС РФ и министра обороны РФ Генеральный штаб ВС РФ осуществляет управление Вооружёнными Силами, организует планирование обороны страны, мобилизационную подготовку и мобилизацию в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны. Руководство деятельностью ГШ ВС РФ осуществляет министр обороны РФ. ГШ ВС РФ состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений.
В ходе реформирования ВС РФ Генеральный штаб ВС РФ претерпел изменения. Для разделения его оперативных и административных функций были выделены две сферы деятельности – планирование применения и строительства ВС и планирование всестороннего обеспечения войск. В результате проведённых преобразований ГШ ВС РФ превратился в полноценный орган стратегического (военного) планирования.
В числе основных функций ГШ ВС РФ: а) организация планирования управления ВС; б) организация централизованного боевого управления ВС; в) обеспечение совместно с федеральными органами исполнительной власти реализации решений Верховного главнокомандующего ВС РФ в части, касающейся управления ВС, другими войсками, воинскими формированиями, органами и специальными формированиями; г) поддержание в состоянии готовности систем и комплексов централизованного боевого управления ВС, контроль за состоянием готовности систем боевого управления войсками (силами) к боевому применению; д) организация планирования и санкционирования применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности и обеспечение его применения; е) организация и проведение мероприятий (работ) по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия и оружия повышенной потенциальной опасности; ж) анализ состояния боевого управления в ВС и контроль за обеспечением его надлежащего уровня. ГШ ВС РФ осуществляет также другие функции, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Генеральный штаб возглавляет начальник ГШ ВС РФ – первый заместитель министра обороны РФ.
Военно-административное деление территории РФ
Дислокация объединений, соединений и воинских частей ВС РФ определяется задачами обороны и социально-экономическими и инфраструктурными условиями мест размещения.
Исторически сложившейся в России формой размещения войск являются военные округа (ВО) – основа военно-административного деления территории страны с учётом её географических особенностей, хозяйственно-производственного районирования, предполагаемых театров военных действий и операционных направлений. Каждый ВО организует в пределах назначенной территории её охрану, оборону, единую систему всех видов службы и подготовки войск, а также выполнение других мероприятий, связанных с подготовкой государства и ВС к войне. ВО являются одновременно общевойсковыми оперативно-стратегическими территориальными объединениями ВС РФ. В состав ВО входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации ВС и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. Военный округ возглавляет командующий войсками ВО. В управлении ВО создаётся военный совет.
Указом Президента РФ от 26 февраля 2024 г. № 141 с 1 марта 2024 г. установлено следующее военно-административное деление РФ:
Ленинградский ВО – в административных границах республик Карелия, Коми, а также Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областей, г. Санкт-Петербург, Ненецкого автономного округа;
Московский ВО – в административных границах Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, г. Москва;
Южный ВО – в административных границах республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Северная Осетия – Алания, а также Донецкой и Луганской народных республик, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республик, Краснодарского и Ставропольского краёв, Астраханской, Волгоградской, Запорожской, Ростовской и Херсонской областей, г. Севастополь;
Центральный ВО – в административных границах республик Алтай, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Хакасия, а также Удмуртской и Чувашской республик, Алтайского, Красноярского и Пермского краёв, Иркутской области, Кемеровской области – Кузбасса, Кировской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа;
Восточный ВО – в административных границах республик Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краёв, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа.
Организационная структура ВС РФ
По функциональному предназначению компонентами ВС РФ являются Стратегические силы сдерживания (ССС) и Силы общего назначения (СОН). ССС состоят из стратегических оборонительных сил (войска, силы и средства предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной и противовоздушной обороны) и стратегических наступательных сил (РВСН, авиационные и морские стратегические ядерные силы). СОН предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника, нанесения ему поражения в войне с применением обычных средств поражения. В их состав входят объединения, соединения и части СВ, Воздушно-космические силы (ВКС), ВМФ.
В 2024 г. ВС РФ включают: три вида ВС – Сухопутные войска, ВКС и ВМФ; два отдельных рода войск – РВСН, ВДВ; войска и органы, не входящие в виды и рода войск ВС РФ, другие части и военно-учебные заведения.
Виды ВС РФ выполняют стратегические задачи в войне в тесном взаимодействии между собой и родами войск ВС, применяя присущие им средства вооружённой борьбы, формы и способы ведения военных действий. Каждый вид ВС состоит из родов войск, предназначенных для решения определённых оперативных и боевых задач. Для всестороннего обеспечения боевой деятельности видов ВС в их состав входят специальные войска, другие части и организации.
В структуру Сухопутных войск входят: Главное командование СВ; мотострелковые войска; танковые войска; ракетные войска и артиллерия; войска противовоздушной обороны; разведывательные соединения и воинские части; инженерные войска; войска радиационной, химической и биологической защиты; войска связи.
В структуру Воздушно-космических сил входят: Главное командование ВКС; военно-воздушные силы; космические войска; войска противовоздушной и противоракетной обороны, специальные войска.
В структуру Военно-Морского Флота входят: Главное командование ВМФ; четыре рода сил: подводные силы, надводные силы, морская авиация, береговые войска (включающие два рода войск: береговые ракетно-артиллерийские войска, морская пехота); объединения флота (Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флоты, Каспийская флотилия). По функциональному предназначению ВМФ состоит из морских стратегических ядерных сил (МСЯС) и морских сил общего назначения (МСОН).
Род войск (сил) – это составная часть ВС или вида ВС, включающая воинские формирования, предназначенные для выполнения однотипных боевых задач, и применяющая, как правило, только ей свойственные способы ведения боевых действий, виды оружия и военной техники. В бою и в операции рода войск (сил) тесно взаимодействуют друг с другом, что обеспечивает эффективное использование боевых свойств каждого из них. Для обеспечения боевой деятельности родов войск (сил) в ВС имеются специальные войска.
В структуру Ракетных войск стратегического назначения входят: Командование РВСН; ракетные армии и соединения; учебные центры и школы техников; высшие военно-учебные заведения. В РВСН содержатся в готовности к боевому применению около ⅔ носителей ядерных зарядов и ¾ суммарной мощности ядерных зарядов стратегических ядерных сил (СЯС) РФ. Количественный и качественный состав носителей ядерного оружия и боезарядов РВСН (как и других компонентов СЯС) начиная с 1972 г. строго ограничен предельными уровнями, установленными договорами между СССР (признаны РФ) и США, а также РФ и США.
В структуру Воздушно-десантных войск входят: Командование ВДВ; воздушно-десантные и десантно-штурмовые дивизии (бригады); образовательные учреждения; воинские части специального назначения и обеспечения.
Важной составной частью ВС РФ, связывающей их с экономическим комплексом страны и во многом определяющей боевую готовность и боеспособность всех видов и родов войск ВС РФ, является система материально-технического обеспечения (МТО) ВС – система органов управления, сил и средств, предназначенных для обеспечения войск (сил) ВВСТ и материальными средствами, их хранения, эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации в мирное и военное время. Организационно силы и средства МТО входят в состав военных округов (флотов), объединений, соединений и воинских частей видов и родов войск ВС РФ, а также находятся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления.
Современное состояние ВС РФ
С 24 февраля 2022 г. ВС РФ проводят Специальную военную операцию (СВО) с целью демилитаризации и денацификации Украины. В 2022 г. в стране была проведена частичная мобилизация.
В 2023 г. продолжался курс на развитие ВС РФ и повышение их боевых возможностей. В условиях современных боевых действий уточнены подходы к применению войск. Серьёзные изменения претерпела тактика общевойскового боя. Созданы и развёрнуты штурмовые подразделения, подразделения беспилотной авиации. Для повышения устойчивости обороны группировок войск по поручению Верховного главнокомандующего ВС РФ решены масштабные задачи по фортификационному оборудованию рубежей обороны.
Предприняты беспрецедентные шаги по перевооружению армии и флота, а также социальной поддержке военнослужащих.
В целях обеспечения потребностей Вооружённых Сил РФ предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в 4 раза нарастили свои мощности и перешли на круглосуточный режим работы. Осуществлялось оперативное оснащение группировок войск ВВСТ и имуществом. Созданные по решению Верховного главнокомандующего ВС РФ координационные центры взяли на себя контроль за исполнением государственного оборонного заказа, выстроили современную и результативную систему. C февраля 2022 г. увеличен выпуск танков в 5,6 раза, боевых машин пехоты в 3,6 раза, бронетранспортёров в 3,5 раза, беспилотных летательных аппаратов в 16,8 раза, артиллерийских боеприпасов в 17,5 раза.
В ходе СВО значительно повышены качество и надёжность применяемого ВВСТ. В кратчайшие сроки работающими в войсках представителями ОПК модернизировано 107 образцов. Под задачи войск ведущими конструкторами в течение нескольких месяцев создаются новейшие комплексы и средства поражения. Вооружение доводится до постановки на серийное производство в течение 4–7 месяцев.
Российские военнослужащие и добровольцы в ходе СВО проявляют храбрость, стойкость и самоотверженность. Высокие результаты достигнуты в их медицинском обеспечении. Кратно улучшена выживаемость раненых. Выстроена эффективная система реабилитации в госпиталях и санаторно-курортных организациях. Для повышения эффективности работы по предоставлению социальных гарантий военнослужащим и военным пенсионерам создаётся Военно-социальный центр Министерства обороны РФ, работающий по принципу одного окна.
Опыт СВО показывает, что Вооружённые Силы РФ способны адекватно и оперативно реагировать на действия любого современного противника. Российская армия является самой подготовленной и боеспособной в мире, имеющей передовое вооружение, проверенное в боевых условиях. В связи с вступлением в НАТО новых государств с 1 декабря 2023 г. началось наращивание численности военнослужащих Вооружённых Сил РФ до 1 млн 320 тыс. человек.
День создания ВС РФ – 7 мая 1992 г. (дата подписания Указа Президента РФ об их создании). Установлены праздничные дни некоторых видов ВС и родов войск. Отдельным федеральным законом в ознаменование военных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России, установлены дни воинской славы и памятные даты России.