Родбертус-Ягецов Карл Иоганн
Родбе́ртус-Я́гецов Карл Иога́нн (Johann Karl Rodbertus-Jagetzow) (12.8.1805, Грейфсвальд, Шведская Померания, ныне Грайфсвальд, земля Мекленбург-Передняя Померания – 6.12.1875, Фёльшов, Германская империя, ныне земля Мекленбург-Передняя Померания), немецкий экономист.
Биография
Родился в семье профессора местного университета, получил домашнее воспитание. Учился в Гёттингенском (1823–1825), потом в Берлинском университете (1825–1827), который успешно окончил и получил место референдария в областном суде Бреслау, в то время столицы Силезии (ныне Вроцлав, Польша).
Прусский помещик. В 1830 г. под влиянием распространения в Германии французских социальных учений и подъёма национально-освободительного движения Родбертус отказался от юридической карьеры. В 1832–1834 гг. посещал Гейдельбергский университет, где слушал лекции известного немецкого экономиста К. Г. Рау (1792–1870), путешествовал по Франции, Швейцарии, Нидерландам, изучал английскую классическую политическую экономию. В 1836 г. поселился в недавно приобретённом имении Ягецов в Померании и углубился в изучение сельского хозяйства и основ политической экономии. В 1830-х гг. Родбертус, с одной стороны, выступал с резкой критикой английской системы хозяйства, с другой – стал серьёзно изучать теорию Д. Рикардо и его школы, фактически став сторонником именно рикардианской теории, точнее – теории «рикардианцев-социалистов» [Дж. Грей (1798–1850), Т. Годскин (1787–1869)]. Вместе с тем на него оказали большое влияние учение Клода-Анри де Сен-Симона и теория С. де Сисмонди.
Участвовал во Франкфуртском национальном собрании 1848–1849 гг., был сторонником объединения Германии на демократических началах. Статьи по актуальным проблемам экономики Пруссии зарекомендовали его как сторонника широкого народного представительства в парламенте, защитника интересов рабочих. Подобные взгляды привели к конфликту с политикой короны и правительства Пруссии.
С 1850-х гг. Родбертус окончательно ушёл в частную жизнь, отказавшись от публичной общественной деятельности. В 1850–1852 гг. вышли его «Социальные письма к Кирхману», которые стали наиболее известной и выдающейся работой Родбертуса, в которой он высказал оригинальные научные идеи.
В 1860-х гг. Родбертус занимался изучением истории Античности. В 1870-х гг. выступил сторонником политики О. фон Бисмарка, но быстро в ней разочаровался. После объединения Германии хотел вступить в партию социалистической направленности и вернуться к политической деятельности, но в 1875 г. заболел и умер.
Научные взгляды
Теоретические взгляды Родбертуса представляют собой оригинальную систему, где на базе немецкой классической философии И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля переработана английская классическая политэкономия школы Рикардо, при этом учтена специфика исторического подхода немецкой школы. Большое влияние на него оказала теория К. Г. Рау, в которой совмещались идеи английской классики и немецкого камерализма. Отсюда родство теории Родбертуса одновременно с классической политической экономией, марксизмом, новой исторической школой (Г. фон Шмоллер, катедер-социализм), сен-симонизмом, оуэнизмом, теорией циклического развития экономики (М. И. Туган-Барановский, Р. Люксембург, П. Баран).
Путь Родбертуса в науке во многом сходен с путём К. Маркса. В основе его методологии лежит немецкая классическая философия, основой подхода к экономике было рассмотрение всех процессов и их результатов как принципиально единых, общих. В классической политической экономии он отрицал индивидуализм, обособленность деятельности экономических агентов.
Единство экономических процессов Родбертус связывал с тем, что все блага производятся трудом, все трудовые процессы едины по своей природе. Труд людей, хотя и разделён на специальности, но объединён в единую систему. Кооперацию труда он считал важнейшей формой воспроизводства, а частную собственность – разрушающей это единство.
Обособленность собственности, экономической деятельности он относил к серьёзным недостаткам товарного хозяйства, капиталистической системы в целом. Нерегулируемая хозяйственная деятельность приводит к нарушениям справедливости в распределении доходов. Сведение заработной платы к прожиточному минимуму – т. н. железный закон заработной платы, или рабочий фонд, – считал следствием несправедливого распределения собственности и доходов. Следствием снижения заработной платы из-за роста производительности общественного труда считал снижение спроса со стороны рабочих, нарушение всей системы воспроизводства, т. е. кризисы.
Решением проблемы несправедливости Родбертус полагал изменение системы распределения доходов. Он считал, что весь труд производит общую стоимость всех благ, но частная собственность позволяет распределить стоимость между тремя классами: рабочими, капиталистами – собственниками капитала и собственниками земли. При этом весь излишек дохода относительно заработной платы он называл рентой. Прибыль получали собственники капитала в промышленности, а земельную ренту – собственники капитала в сельском хозяйстве. Родбертус полагал, что в сельском хозяйстве нет затрат на сырьё, поэтому излишек стоимости здесь больше, чем в промышленности, это и порождает земельную ренту.
Такой взгляд напоминает идею абсолютной ренты К. Маркса, но в теории Маркса абсолютная земельная рента была следствием низкого органического строения в сельском хозяйстве (т. е. большей доли труда относительно материального капитала по сравнению с промышленностью), выравнивание органического строения капитала не происходит из-за препятствия переливу капитала в виде частной собственности на землю.
Реформы распределения, которые предлагал Родбертус, исходят из того, что необходимо правовым способом изменить саму основу распределения доходов, нормировать потребление рабочих, затраты труда на единицу потреблённых благ, устанавливать величину рабочего дня, соответствующую нормальному потреблению рабочих. Прибыль и рента должны быть минимизированы, а в будущем ликвидированы. Для государства должны остаться определённые вычеты из общей стоимости.
В центре его реформ оказался проект изменения денежного обращения. Родбертус предложил очередной проект «трудовых денег». Нормирование затрат труда на единицу блага и выпуск трудовых талонов, фиксирующих эти затраты для отдельных работников или фирм, должны были заменить «несправедливые», «анархические» денежные единицы. Денежная реформа опирается на упразднение частной собственности, правовое объединение всего воспроизводства под контролем государственного управления. Будущее Родбертус видел как гармоничное и органическое общество, где каждый человек неразрывно связан с обществом, получает справедливую долю согласно своему трудовому вкладу.
Влияние
В конце 19 – начале 20 вв. теоретические разработки и политические планы Ротбертуса получили распространение в среде марксистов, катедер-социалистов, сторонников новой исторической школы в Германии. Теория оказалась также в центре внимания австрийской школы, подвергшись серьёзной критике Э. фон Бём-Баверка. В монографии швейцарского историка Ю. Платтера (1844–1923) в начале 20 в., а также в учебнике М. Ротбарда (1926–1995) уже в 1990-х гг. Ротбертус описан как социалист-утопист и сторонник государственного социализма.
В труде П. Б. Струве «Хозяйство и цена» (1913–1916) анализируется теория стоимости и ценообразования Ротбертуса и вытекающая из этой теории концепция распределения, согласно которой организация распределения может изменить несправедливое капиталистическое общество и избавить его от кризисов перепроизводства и нищеты.
Р. Люксембург придавала большое значение вкладу Родбертуса в теорию кризисов, согласно которой кризисы происходят от того, что сокращается покупательная способность трудящихся. Люксембург видела в теории Родбертуса критику теории воспроизводства Ж.-Б. Сэя, а также продолжение теории недопотребления С. де Сисмонди.
В современной литературе Родбертус упоминается как один из теоретиков земельной ренты вместе с Т. Р. Мальтусом, Рикардо, Марксом. Его идеи рассматриваются как исторический феномен развития рикардианской теории распределения.