#Немецкие философыНемецкие философыИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегНемецкие философыНемецкие философыНайденo 83 статьиФилософыФилософы Блох ЭрнстБлох Эрнст (1885–1977), немецкий философ, близкий к Франкфуртской школе, создатель «философии надежды» и концепции «конкретной утопии». В своих текстах соединил опыт экзистенциального эсхатологического философствования, критический анализ социальных и литературных форм и радикальный активизм в предвосхищении и нормативном поиске лучшего будущего. Среди ключевых произведений Блоха отмечают: «Дух утопии» (1918), «Томас Мюнцер как теолог революции» (1921), «Следы» (1930), «Наследие нашей эпохи» (1935), «Проблема материализма, её история и сущность» (1972).Философские школы, направления, движения Мюнстерская школа (философская школа)Мюнстерская школа (Schule von Münster), школа Риттера (Ritter-Schule). Сообщество немецкоязычных интеллектуалов, возникшее вокруг философа Иоахима Риттера в Вестфальском университете имени Вильгельма. Благодаря решающей роли Иоахима Риттера в создании и долговременном функционировании сообщества оно получило также название школы Риттера (Ritter-Schule). Начало существования сообщества связано с созданием в 1947 г. в Мюнстере под руководством Риттера семинара Collegium Philosophicum, действовавшего в течение двадцати лет. Для Мюнстерской школы была характерна атмосфера свободного общения по теоретическим вопросам на основе внимательного чтения и разбора классических произведений из истории философии. При этом разработка философских понятий осуществлялась в контексте их применения к вопросам и проблемам современности. Интерес к текущей общественно-политической ситуации в ФРГ в сочетании с критикой институтов модерна определил восприятие Мюнстерской школы как важнейшего центра немецкого либерального консерватизма. Тем не менее Мюнстерская школа никогда не располагала устойчивым институциональным оформлением и не выпускала периодических научных изданий. В связи с этим в литературе высказывается сомнение в применимости термина «школа» к деятельности кружка Иоахима Риттера. Важнейшим продуктом деятельности Мюнстерской школы и научно-организационных усилий самого Риттера стало издание Исторического словаря по философии. К представителям Мюнстерской школы относят философов Германа Люббе, Одо Маркварда и Роберта Шпемана, видного немецкого юриста и философа права Эрнста-Вольфганга Бёккенфёрде. С деятельностью кружка Риттера в разные годы были связаны Арнольд Гелен, Хельмут Шельски, Карл Шмитт.Философы Ротхаккер ЭрихРотха́ккер Э́рих (1888–1965), немецкий философ и психолог, представитель философской антропологии. В русле идей В. Дильтея и философии жизни разрабатывал проблематику «антропологии культуры».Философы Якоби Фридрих ГенрихЯко́би Фри́дрих Ге́нрих (1743–1819), немецкий писатель и философ, представитель философии чувства и веры. Выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классическим выражением которого считал спинозизм. Согласно Якоби, «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в человеке изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и неизбежно ведёт к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или субъективному идеализму (И. Кант). Считал «вещь в себе» противоречивым понятием. Соглашался с Д. Юмом, что реальное существование вещей дано человеческому сознанию непосредственно. Критиковал учения И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и «нигилизму». Философия Якоби предвосхитила многие мотивы философии жизни и экзистенциализма.Философы Коген ГерманКо́ген Ге́рман (1842–1918), немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства. Переосмысляя исходные положения философии И. Канта, Коген устраняет центральное для неё понятие «вещь в себе» и связанное с ним различие чувственности и рассудка. Опираясь на кантовское учение о регулятивных идеях разума, Коген истолковывает «вещь в себе» не как существующую вне и независимо от познания, а как целенаправленную идею мышления: в отличие от Канта, Коген утверждал, что мышление порождает не только форму, но и содержание познания. Вслед за Кантом он даёт моральное истолкование религии: идея Бога как гаранта вечного нравственного миропорядка определяет «этический монотеизм» Когена, в духе которого он истолковывал традицию иудаизма.Философы Баумгартен Александр ГотлибБа́умгартен Алекса́ндр Го́тлиб (1714–1762), немецкий философ школы Х. фон Вольфа, родоначальник эстетики как особой философской дисциплины. Внёс большой вклад в развитие философской терминологии; в частности, ввёл термины «субъективный» и «объективный» в современных значениях, «в себе» (само по себе) и «для себя». Все сочинения Баумгартена написаны на латыни.Философы Шпальдинг Иоганн ИоахимШпа́льдинг Иога́нн Иоахи́м (1714–1804), немецкий философ и лютеранский теолог эпохи Просвещения, один из наиболее выдающихся представителей теологии Просвещения (Aufklärungstheologie), представитель умеренного направления неологии. Оказал значительное влияние на И. Канта, Ф. Шлейермахера, И. Г. Гердера и др.Философы Клагес ЛюдвигКла́гес Лю́двиг (1872–1956), немецкий психолог и философ. Получил широкую известность благодаря своим фундаментальным работам в изучении характера и графологии, в основе которых лежит его учение о выражении, исходящее из представления о человеке как душевно-телесном единстве. В русле натурфилософских построений немецкого романтизма (К. Г. Карус), идей И. Я. Бахофена и Ф. Ницше Клагес развил своеобразный вариант «биоцентрической» философии жизни, рассматривая дух как «акосмическую» силу, тормозящую и разрушающую спонтанную целостность душевной жизни, её бессознательный космический ритм.Философы Бюхнер ЛюдвигБю́хнер Лю́двиг (1824–1899), немецкий философ и врач, представитель натуралистического материализма. Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование (капиталистическую конкуренцию) основой социального развития. Идеи Бюхнера оказали влияние на классификацию Ф. Энгельсом форм движения материи.Философы Виндельбанд ВильгельмВи́ндельбанд Вильге́льм (1848–1915), немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Виндельбанд определял философию как «учение об общезначимых ценностях», понимая её как критическое истолкование тех необходимых, общеобязательных значений и норм, которые обеспечивают осуществление научных, моральных и эстетических оценок. Подчёркивал непосредственную самоочевидность и абсолютное значение культурных ценностей и норм – истины для мышления, добра для воли и действия, красоты для созерцания. Виндельбанд, наряду с В. Дильтеем, – крупнейший немецкий историк философии конца 19 в. Намеченная им программа исследований была продолжена Э. Ласком, Б. Баухом и особенно Г. Риккертом. Виндельбанд оказал влияние на методологию исторических исследований в ряде стран, в том числе в России начала 20 в. 12345