Клод-Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон
Клод-Анри́ де Рувруа́, граф де Сен-Симо́н (Claude Henri de Rouvroy, Сomte de Saint-Simon) (17.10.1760, Париж – 19.5.1825, там же), французский социолог, один из родоначальников социализма. Происходил из знатного рода, получил образование под руководством Ж. Д’Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний; во время Французской революции 18 в. на некоторое время примкнул к якобинцам.
Основные произведения: «Письма женевского обитателя к своим современникам» («Lettres d’un habitant de Genèveà ses contemporains», 1803), «Введение к научным трудам XIX в.» («Introduction aux travaux scientifiques au XIX siècle», 1808), «Индустрия» («L’industrie», vol. 1–4, 1818), «Организатор» («L’organisateur», vol. 1–2, 1819–1820), «О промышленной системе» («Du système industriel», pt. 1–3, 1821–1822), «Катехизис промышленников» («Catéchisme des industriels», vol. 1–4, 1823–1824), «Новое христианство» («Nouveau Christianisme», 1825).
Уже в ранних работах развивал идеи разделения общества на три основных класса: класс мудрецов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов и, наконец, класс эгалитариев, или народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, учёные, воспитывающие подрастающее поколение. Новой, научной религией должен стать «физицизм», а негативный моральный принцип («не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой») должен смениться принципом позитивным и активным – «каждый человек должен трудиться».
В дальнейшем Сен-Симон перешёл от «физицизма» к созданию концепции «социальной физиологии». Либерализму как политической силе, основанной на собственности и капитале, а также власти класса логистов, защищающих права собственников, Сен-Симон противопоставил идею индустриализма как продуктивной силы общества. Он говорил о противоположности между старым феодальным обществом, основанным на воинской доблести, и обществом современным, носящим сугубо экономический и индустриальный характер, имеющим целью создание возможно большего количества благ для трудящегося и производящего класса. Между двумя этими состояниями общества Сен-Симон выделил промежуточную фазу, в которой господствует дух абстракции и метафизики (эта идея трёх состояний общества в дальнейшем будет развита О. Контом). Цель современного общества – экономический прогресс – может быть достигнута при наилучшем применении знаний, полученных в науках, искусствах и ремёслах. С энтузиазмом и оптимизмом относясь к машинному производству, Сен-Симон стремился связать развитие крупной промышленности и научную организацию общества с возможностью подлинной человеческой эмансипации.
Разделяя живущих в обществе индивидов на трудящихся, производителей и людей праздных, Сен-Симон считал, что только производители имеют право называться подлинными гражданами общества, собственники же – только в том случае, если они трудятся. Производители должны занять главенствующее место в обществе, потеснив военных, рантье и чиновников. В будущем обществе воцарятся абсолютная свобода и полное равенство, этому будет способствовать проповедь «нового христианства» – братства всех людей, любви и милосердия.
Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на развитие социальной философии 19 в.; его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах.