Медведев Михаил Ефимович
Медве́дев Михаи́л Ефи́мович (настоящие имя, отчество и фамилия Меер Хаимович Бернштейн) [8(20).7.1852, по другим данным, 1858, Белая Церковь, по другим данным, местечко Ракитное Киевской губернии, ныне Киевская область, Украина – 1.8.1925, Саратов; похоронен на саратовском Еврейском кладбище], российский певец (тенор), антрепренёр, педагог.
Биография и творчество
Сын раввина. В детстве пел в хоре; дружил с будущим писателем Шолом-Алейхемом, о чём тот впоследствии рассказал в автобиографической повести «С ярмарки» (главы «Меер из Медведевки» и «Потерян ещё один товарищ»). В 1876–1878 гг. учился в Киевском музыкальном училище (ныне Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра; класс пения А. Я. Ваккер, затем И. Н. Кравцова), в 1878–1881 гг. – в Московской консерватории (при поддержке Н. Г. Рубинштейна поступил сразу на 3-й курс; классы пения Дж. Гальвани, сценического мастерства И. В. Самарина). Будучи студентом, 17(29) марта 1879 г. исполнил партию Ленского на премьере оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского в ученическом спектакле консерватории на сцене московского Малого театра (дирижёр Рубинштейн), заслужив похвалу композитора.
Премьера оперы «Евгений Онегин». Ученический спектакль Московской консерватории на сцене Малого театра, в центре – М. Е. Медведев в партии Ленского. 1879.По окончании консерватории поступил в Киевскую оперную труппу (антреприза И. Я. Сетова), дебютировал в партии Собинина («Жизнь за царя» М. И. Глинки). Впоследствии выступал во многих городах Российской империи: в Харькове (1883), Одессе (1884), Воронеже (1886), Казани, Тифлисе (ныне Тбилиси; 1887–1888), Симбирске (ныне Ульяновск), Нижнем Новгороде, Таганроге, Самаре, Орле, Саратове (1887, 1897), Екатеринбурге (1887), Киеве (1888–1890). В сентябре 1889 г. спел партию Ленского в Киеве в присутствии Чайковского, который после спектакля подарил Медведеву свой портрет с надписью «Первому Ленскому». Композитор присутствовал также на киевской премьере своей оперы «Пиковая дама» с Медведевым в партии Германа [19(31) декабря 1890, антреприза И. П. Прянишникова].
В сезонах 1885/1886 и 1891/1892 солист московского Большого театра, дебютировал в партиях Ленского и Рауля («Гугеноты» Дж. Мейербера). Выступал здесь в партиях Собинина («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Князя («Русалка» А. С. Даргомыжского), Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна), Фауста (одноимённая опера Ш. Гуно), Радамеса и Отелло («Аида» и «Отелло» Дж. Верди), Роллы [«Ролла» А. Ю. Симона, 1-й исполнитель, 17(29) апреля 1892; дирижёр У. И. Авранек]. По настоянию Чайковского выступил в партии Германа в Москве [1-й исполнитель в Большом театре, премьера 4(16) ноября 1891, среди партнёров: М. А. Дейша-Сионицкая – Лиза, П. А. Хохлов – Елецкий, Б. Б. Корсов – Томский, А. П. Крутикова – Графиня; дирижёр И. К. Альтани].
В сезоне 1892/1893 солист Мариинского театра, дебютировал в партии Отелло. Выступал здесь в партиях Синодала («Демон» А. Г. Рубинштейна), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Иоанна Лейденского («Пророк» Дж. Мейербера), Финна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки, в 1892 принял участие в торжественном спектакле в честь 50-летия со дня первой постановки этой оперы; среди партнёров: И. А. Мельников – Руслан, Е. К. Мравина – Людмила, Ф. И. Стравинский – Фарлаф, М. А. Славина – Ратмир, М. М. Корякин – Светозар; дирижёр Э. Ф. Направник) и др.
Оставив императорскую сцену, до 1915 г. выступал преимущественно в провинции, в том числе в Киеве (1893/1894), Казани (1897–1898, 1901). В 1905 г. пел в петербургской «Новой опере» под управлением А. А. Церетели (на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории), исполнил здесь партию Саввушки на премьере оперы «Каширская старина» М. М. Иванова [19 января (1 февраля) 1905, дирижёр В. И. Сук]. Среди других партий: Дон Жуан («Каменный гость» А. С. Даргомыжского), Тангейзер (одноимённая опера Р. Вагнера), Самсон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Кирибеевич и Нерон («Купец Калашников» и «Нерон» А. Г. Рубинштейна), Руальд («Рогнеда» А. Н. Серова), Васко да Гама и Роберт («Африканка» и «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Элеазар («Жидовка» Ф. Галеви).
В течение ряда лет организовывал и возглавлял частные оперные труппы, с которыми гастролировал во многих городах Российской империи: в Одессе, Ростове-на-Дону, Херсоне, Киеве, Донецке, Кишинёве, Саратове, в Крыму, на Северном Кавказе. В 1903 г. труппа Медведева выступала в Москве (театр в саду «Аквариум»): исполнены оперы «Евгений Онегин», «Аида», «Нерон», «Наваррка» Ж. Массне, «Франческа да Римини» Э. Ф. Направника, «Бахчисарайский фонтан» А. А. Ильинского, проведены премьеры опер В. И. Ребикова «Ёлка» [17(30) октября 1903], «В грозу» [впервые в Москве, 19 октября (1 ноября) 1903]. В 1901 г. гастролировал с оперной труппой в США. Последний спектакль с участием Медведева («Пиковая дама») состоялся 25 марта (6 апреля) 1915 г. в его антрепризе в Саратове.
Обладал сильным свободно льющимся голосом с бархатной баритональной окраской, певческая манера отличалась благородной музыкальной фразировкой. Считался (в том числе по признанию Чайковского) одним из лучших исполнителей партии Германа. «Медведев… принадлежал к самым выдающимся артистам русской оперной сцены. Превосходный, редкой красоты, голос… сочетался в нём с музыкальностью и большим драматическим талантом. Ещё до того, как оперные новаторы выдвинули требование "музыкальной драмы"… Медведев в своей сценической работе шёл от этих принципов. <…> Как от Шаляпина пошли все оперные Борисы Годуновы, так от Медведева – Германы» (Брун М. Проф. М. Е. Медведев (некролог) // Саратовские известия. 1925. № 175. С. 3).
Выступал с концертами. Исполнял романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского, Ц. А. Кюи, песни Ф. Шуберта. Особое место в репертуаре Медведева занимали романсы П. И. Чайковского. Много гастролировал по России. В 1898–1900 гг. с большим успехом концертировал по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канады (Монреаль, Квебек), пропагандируя произведения русских композиторов.
Записывался на грампластинки в Петербурге («Колумбия») и Киеве («Стелла»).
Педагогическая деятельность
В 1901–1905 гг. преподавал на вокальном отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (с 1903 профессор), в 1905–1911 гг. (с перерывами) – в Киевской консерватории, основал киевские оперные Высшие музыкальные и драматические курсы. В 1907 г. в Ростове-на-Дону вёл вокальный класс в Музыкальном училище под руководством М. Л. Пресмана. В 1912–1925 гг. профессор Саратовской консерватории, вёл класс сольного пения, оперный класс, позднее камерный класс, открытый по инициативе Медведева и А. М. Пасхаловой. В 1918 г. вместе с Н. И. Сперанским организовал в Саратове первый постоянно действующий оперный театр – Саратовскую советскую оперу имени Н. А. Римского-Корсакова.
Среди учеников Медведева: Г. С. Пирогов, В. П. Дамаев, С. Ю. Левик, А. И. Мозжухин, М. Г. Ростовская-Ковалевская, Ф. С. Мухтарова, М. М. Скибицкая, А. А. Дроздов, Л. А. Русланова.
Память
Мемориальная доска Медведеву установлена в Саратове в 2004 г. на доме, где он жил в 1912–1925 гг. (Октябрьская улица, дом 24). В Большом зале Саратовской консерватории прошли концерты памяти Медведева (2014, 2023). Снят документальный фильм «Михаил Медведев: Имена и роли» (2023). Архивные материалы певца находятся в Доме-музее П. И. Чайковского в Клину.