Иванов Алексей Петрович
Ивано́в Алексе́й Петро́вич [9(22).9.1904, село Чижово Бежецкого уезда Тверской губернии, ныне Бежецкий район, Тверская область – 27.2.1982, Москва], российский певец (баритон), народный артист СССР (1951).
Сын сельского диакона, учителя церковно-приходской школы. Обучался нотной грамоте под руководством отца, с 7 лет пел в церковном хоре. По окончании церковно-приходской школы и Бежецкого реального училища поступил на физико-математический факультет Тверского учительского института (1922, ныне Тверской государственный университет), где выступал в студенческом хоре и как солист на студенческих вечерах. Неизгладимое впечатление произвёл на Иванова концерт Г. С. и А. С. Пироговых в Твери зимой 1924–1925 гг. Впоследствии в книге «Чудо на Оке» певец обобщил близкие ему творческие принципы братьев Пироговых, которые «рассматривали вокал как средство раскрыть содержание произведения, выразить человеческие мысли, показать сильные страсти и характеры» (Иванов. 1984. С. 125).
Брал уроки пения у Н. М. Сидельникова. В 1925–1927 гг. обучался в оперной студии М. Э. Ланской. Одновременно преподавал в школе фабрично-заводского ученичества вагоностроительного завода в Твери, пел в церкви и художественной самодеятельности. В 1928–1932 гг. учился в Ленинградской консерватории (класс Г. А. Боссэ, сценическим мастерством занимался у И. В. Ершова), выступал солистом в Государственной академической капелле под управлением М. Г. Климова (исполнил, в частности, партию Христа в «Страстях по Матфею» И. С. Баха). В 1932–1936 гг. солист ленинградского Малого оперного театра (среди партий – Томский в «Пиковой даме» П. И. Чайковского в постановке В. Э. Мейерхольда), в 1936–1937 гг. – Саратовского театра оперы и балета, в 1937–1938 гг. – Горьковского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В 1938–1967 гг. солист московского Большого театра. Основу репертуара Иванова составляли партии драматического баритона. Среди лучших партий: Демон (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна), Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина), Риголетто и Фальстаф («Риголетто» и «Фальстаф» Дж. Верди), Грязной и Мизгирь («Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Пётр («Вражья сила» А. Н. Серова, Сталинская премия 1-й степени, 1948), Мазепа (одноимённая опера П. И. Чайковского, Сталинская премия 2-й степени, 1950), Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Шакловитый и Рангони («Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Томский, Князь, Бес («Пиковая дама», «Чародейка», «Черевички» Чайковского), Троекуров («Дубровский» Э. Ф. Направника), Тонио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Пизарро («Фиделио» Л. ван Бетховена). В репертуар Иванова входили партии в советских операх: Нагульнов («Поднятая целина» И. И. Дзержинского), Комиссар («В огне» Д. Б. Кабалевского), Помазов («Великая дружба» В. И. Мурадели), Гордей Ильич («От всего сердца» Г. Л. Жуковского), Рылеев («Декабристы» Ю. А. Шапорина). Награждён Сталинской премией 2-й степени за исполнение заглавных партий в операх «Демон» и «Риголетто», партий Беса и Комиссара в операх «Черевички» и «В огне», поставленных на сцене Большого театра (1946).
Обладал сильным голосом, чёткой, иногда даже утрированной дикцией, мастерской фразировкой. По воспоминаниям Н. Д. Шпиллер, Иванов «был артистом кипучего темперамента... Его вокальная манера отличалась широким звуковым посылом. Ему свойственны были контрасты сочных созвучий. Не пастель, а масляные краски, нанесенные на полотно жирными, энергичными мазками» (Алексей Иванов – богатырь оперной сцены ... 2004. С. 281). Основным творческим принципом Иванова было создание в спектакле, в первую очередь, вокального образа. Именно этот образ, согласно Иванову, служит основой сценического поведения вокалиста, «выразительное пение предопределяет жест и мизансцену» (Алексей Иванов – богатырь оперной сцены … 2004. С. 281). Мысли об оперно-вокальном исполнительстве певец обобщил в книгах «Об искусстве пения» (1963), «О вокальном образе» (1968), мемуарах «Жизнь артиста» (1978).
Концертный репертуар Иванова включал произведения крупной формы (кантаты, оратории, оперы в концертном исполнении), оперные арии, романсы и песни. В 1945 г. Иванов выступил в партии Андрея Болконского в концертном исполнении оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» (Большой зал Московской консерватории). Наиболее часто обращался к произведениям Мусоргского и других композиторов «Могучей кучки», Чайковского. Одним из первых в 1940-е гг. выступал с программами романсов С. В. Рахманинова. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (в 1941–1942) выезжал с концертами на фронт, в Москве пел перед уходящими на фронт добровольцами, в госпиталях. С 1945 г. гастролировал за рубежом.
В качестве режиссёра поставил на сцене Большого театра оперу «Риголетто» Верди (1963). После ухода из театра выступал с концертами на гастролях, на радио и телевидении, писал статьи и книги, занимался живописью и иконописью. Художественный руководитель оперной студии Московской консерватории (1964–1965). С 1976 г. преподавал вокал в ГИТИСе. Член жюри вокальных конкурсов имени М. И. Глинки, М. П. Мусоргского; Ф. Эркеля (Будапешт), Э. Вила-Лобоса (Рио-де-Жанейро) и др.
Вёл активную общественную работу: депутат Московского областного совета (1947), член правления Центрального дома работников искусств, член совета Всероссийского театрального общества, член музыкальной секции Всесоюзного общества культурной связи с заграницей, председатель комиссии Комитета по делам искусств по аттестации преподавателей пения, член центрального комитета профсоюза работников искусств и др.
Среди многих аудиозаписей с участием Иванова: оперы «Снегурочка» (1946), «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (Гонец; обе – 1958), «Черевички» (1948), «Мазепа» (1949), «Пиковая дама» Чайковского (1950, 1957), «Дубровский» Направника (1949, 1960), «Демон» Рубинштейна (1950), «Вражья сила» Серова (1952, фрагменты), «Хованщина» (1953) и «Борис Годунов» Мусоргского (1962, Щелкалов; 1966, Рангони, не издана, хранится в Гостелерадиофонде), «Князь Игорь» Бородина (1958), «Кармен» Ж. Бизе (1953, Эскамильо), «Фиделио» Бетховена (1957), «Паяцы» Леонкавалло (1959), «Декабристы» Шапорина (1954), оперные арии, романсы, песни, сольные концерты. В 2005 г. издано собрание записей (Aquarius-classic, 2 CD). Снимался в телефильмах-операх «Дубровский» (1961, режиссёр В. Д. Головин), «Полтава» (1969, режиссёр Р. А. Красноюрченко), в телефильме-концерте «Поёт Алексей Иванов» (1976). Озвучил партию Беса в фильме-опере «Черевички» (1944, режиссёры М. Г. Шапиро, Н. Н. Кошеверова).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1951, 1976).
В Бежецке установлен памятник Иванову (2004, скульптор А. Н. Ковальчук). Его имя присвоено Школе № 3 с углублённым изучением музыкальных предметов, там же открыта комната-музей артиста (2006). В Культурно-деловом центре «Домъ Иванова» открыт музей певца (2012), на здании установлена памятная доска (скульптор Ковальчук). В Твери с 2001 г. проходит Международный конкурс вокалистов имени А. П. Иванова.