Папуасы
Папуа́сы, группа народов в Меланезии. Численность около 10 млн человек. Подавляющее большинство из них сосредоточено на острове Новая Гвинея (с прилегающими островами). Крупнейшие группы – дани, дугум-дани, энга, капауку, мелпа, чимбу, хули, кева, абелам, ангал, камано, бенабена, яли, мони. Расселены также на архипелаге Бисмарка (о-ва Новая Британия, Новая Ирландия), на Соломоновых островах (о-вах Бугенвиль, Велья-Лавелья, Рендова, Саво, о-вах Расселл) и в островной Юго-Восточной Азии (Молуккские острова, о-ва Тимор, Алор, Пантар и др.). Согласно некоторым классификациям, насчитывается 930 папуасских языков, образующих от 60 до 137 семей, а также ряд языков-изолятов. Для папуасов характерно значительное генетическое и фенотипическое разнообразие. Большая часть верующих – христиане (протестанты и католики), сохраняются традиционные верования. Распространяется ислам (особенно в Папуа-Новой Гвинее).
Этнографическое описание
Территория Новой Гвинеи была заселена около 50 тыс. лет назад (в то время Новая Гвинея, Австралия и Тасмания составляли единый материк Сахул). Около 43 тысяч лет назад предки современных папуасов достигли архипелага Бисмарка, а 29 тыс. лет назад – о-ва Великий Бугенвиль (крупный остров, включавший в ту эпоху большую часть нынешних Соломоновых о-вов). Приблизительно 3,5 тыс. лет назад началось проникновение в Меланезию австронезийских переселенцев. Первый контакт с европейцами (португальцами) произошёл в 1526 г. на северо-западном побережье п-ова Чендравасих (Доберай). Некоторые этнические группы во внутренних районах Новой Гвинеи вступили в прямой контакт с внешним миром во второй половине 20 в.
Основные занятия – земледелие и рыболовство. Земледелие возникло в нагорьях Новой Гвинеи около 9 тыс. лет назад независимо от других мировых земледельческих центров. Главные сельскохозяйственные культуры – батат, ямс, таро, банан, сахарный тростник, кокосовая пальма. Охота и собирательство играют важную роль только в низменных районах Новой Гвинеи. Объектами охоты являются дикие свиньи, птицы (включая казуара), сумчатые, крокодилы, дюгони. В ряде этих районов распространена добыча крахмала из сердцевины дикорастущей саговой пальмы. Домашние животные – свиньи, собаки, куры.
Поселения имеют различную планировку и сильно варьируют по размерам. Для некоторых народов и этнических групп южной части Новой Гвинеи характерны длинные дома (в отдельных случаях свыше 150 м в длину), в которых проживает целая община. Мужские дома часто выделяются своими крупными размерами, формой, конструктивными особенностями и декором (особенно в регионе Сепик – Раму в северной части Новой Гвинеи). Встречаются постройки на деревьях (в южной части Новой Гвинеи). Одежда – набедренные повязки, юбки, передники. Широко известны фаллокрипты (фаллокрипты, носимые в нагорьях Новой Гвинеи, называют котеками. Но этот тип одежды был распространён и в других районах острова), изготовленные из тыквы, раковин, кокосовой скорлупы, растительных волокон. У ряда этнических групп одежда полностью отсутствовала. Распространено жевание бетеля (за исключением нагорий Новой Гвинеи), а в нескольких областях (в районе залива Астролябия на северо-восточном побережье Новой Гвинеи и ряде районов южного побережья Новой Гвинеи) – употребление кавы. Мореплавание, за редкими исключениями, не получило большого развития. Был широко распространён ритуальный каннибализм, некоторые народы и этнические группы (например, асмат, маринд-аним, киваи, пурари на южном побережье Новой Гвинеи и ятмул в районе среднего течения реки Сепик) практиковали охоту за головами. Оружие – лук со стрелами, копья, палицы, костяные кинжалы, бамбуковые ножи, каменные топоры. Наиболее распространённым типом защитного вооружения являлся щит (разных форм и размеров). У многих народов и этнических групп Западных и Центральных нагорий Новой Гвинеи – сплетённые из ротанга кирасы (встречаются также и в нескольких районах северного побережья Новой Гвинеи).
Большое развитие получили резьба по дереву и изготовление масок (особенно в регионе Сепик–Раму в северной части Новой Гвинеи), а также украшение и раскраска тела. Материалом для изготовления и украшения масок были дерево, тростник, ротанг, птичьи перья, раковины, зёрна, листья кротона и саговых пальм, полосы коры деревьев, пучки травы, растительная бахрома, человеческие волосы, кости и куски шкуры животных, природные краски, глина. Для украшения головы и тела использовались птичьи перья и крылья, клыки дикой свиньи, раковины, зубы собаки, клювы птицы-носорога, черепаховый щит, мех сумчатых животных, надкрылья и туловища жуков, различные растительные компоненты. Известна скарификация (например, в долине реки Сепик). В некоторых районах было известно гончарное производство. Вследствие культурных контактов с островной Юго-Восточной Азией у отдельных этнических групп юго-западного и северо-западного побережий Новой Гвинеи зародилась металлургия железа. Исключительно редкие традиции мумификации тел умерших (у народа дани Большой долины в Западных нагорьях Новой Гвинеи и этнической группы хамтаи в Восточных нагорьях Новой Гвинеи). Характерны системы обмена и возрастные инициации, из которых наибольшую известность в антропологической литературе получили обмен мока у народа мелпа и обмен тее у народа энга.
Принципы наследования – патрилинейное и матрилинейное. В системе лидерства превалировали бигмены и грейтмены с приобретаемыми статусами, в отдельных регионах – лидеры с наследуемыми статусами.
Для традиционных верований характерны культ предков, анимизм, магия (вредоносная, хозяйственная, лечебная и др.), тотемизм. В 20 в. широко распространились так называемые карго-культы (наиболее известные из них – движение безумие Ваилалы, культ таро, движение «Чёрного короля», движение «Великие свиньи», движение Мамбу, движение Яли).
Благодаря исследованиям этнографов и антропологов широкую известность в науке получили этнокультурные группы бонгу (Н. Н. Миклухо-Маклай), банаро (Р. Турнвальд), байнинг (Г. Бейтсон), баруйя (М. Годелье), мелпа (А. Стратерн и М. Стратерн).
Устное творчество
Сохраняются предания, легенды, мифы и мифологический эпос: о демиургах (характерны образы Великих матерей и Первых женщин), культурных героях, о борьбе героев с чудовищами, о странствии в мир мёртвых и др.
Различаются церемонии и действа с танцами и музыкой для посвящённых (в закрытых помещениях) и непосвящённых (под открытым небом, доступны всем членам общины); танцевальный и музыкальный репертуар делится также по гендерному и возрастному признакам. Специфичны танцы, исполняющиеся в домах для девочек, в длинных общественных домах, в мужских домах (например, в ритуале ида с участниками в масках).
Музыка, согласно традиционным представлениям, является средством связи с потусторонним миром и духами, входит в качестве составной части в многочисленные обряды, сопровождает общинный труд. Развиты формы сигнальной музыки (ритмоформулы и мелодические формулы, музыкальный свист), мужчины имеют личные сигнальные трубы. В целом преобладает вокальная музыка. Песни чаще исполняются в унисон, на южном побережье о. Новая Гвинея – квинтами, также встречается полиритмическое многоголосие и др. Распространены песни о странствиях духов предков и мифических героев, мужские личные песни, песни-предложения женщине выйти замуж и др., в провинции Уэстерн-Хайлендс (Папуа-Новая Гвинея) – антифонные переклички инструменталистов и певцов (с танцами).
Игра на музыкальных инструментах сопровождает песни, танцы, поэтические декламации; практикуется ансамблевая игра на барабанах, на флейтах (ансамбли из однородных и неоднородных флейт), на флейтах и трубах и др. Из музыкальных инструментов наиболее распространены односторонние барабаны с цилиндрическим, коническим, кубкообразным корпусом из древесины, бамбука, глины, с мембраной из кожи змеи, ящерицы или сумчатого животного; характерен барабан кунду с корпусом в форме песочных часов длиной от 23 см до 2,8 м. Идиофоны – деревянный щелевой барабан гарамут с корпусом длиной свыше 4 м, погремушки из морских раковин, ореховой скорлупы, керамики, бамбука и др.; аэрофоны – флейты (в том числе многоствольные и парные из бамбука, окарины из скорлупы кокосового ореха, глины), натуральные трубы (из бамбука, древесины, морской раковины); традиционный хордофон – музыкальный лук двух видов: большой охотничий (сопровождает танцы) и маленький двухструнный (особым мастерством игры на нём отличаются музыканты хули). Бамбуковые трубы, звучание которых связано с голосами духов, применяются в обрядах инициации. Звуки труб, варгана, музыкального лука используются для вызова духов, с этой же целью применяются орудия, изменяющие тембр человеческого голоса (резонаторы из высушенной тыквы, длинной бамбуковой трубки и др.).