Байнинг
Байни́нг, папуасская этническая общность в Папуа-Новой Гвинее, населяющая внутренние области п-ова Газели (о. Новая Британия, архипелаг Бисмарка, Меланезия). Автохтонный народ, вытесненный толаи с основной территории полуострова в труднодоступные горные районы и превратившийся для них в источник рабов и дешёвой рабочей силы. Численность около 15 тыс. человек (2021, оценка). Основные поселения – Раунсепна, Каманакам и Валметки.
Для байнинг характерен широкий низкий череп, сильно выступающие надбровные дуги, альвеолярный прогнатизм. Искусственная деформация черепа встречается редко. По Y-хромосоме байнинг – типичные папуасы (гаплогруппы М и К). Имеются следы древнего митохондриального родства между популяциями байнинг и популяциями ата и ротокас. Из-за высокой мобильности, вызванной бедностью почвы, и эндогамии субпопуляции байнинг очень отличаются друг от друга генетически, несмотря на близость языков. Эти субпопуляции говорят на языках семьи байнинг в составе папуасских языков – какет, или макакет, или собственно байнинг, кайрак, мали, или гактай (диалекты арамбум и макунга), симбали, уру, маколкол (вымерший). Семья байнинг, возможно, родственна языкам таулил-бутам. Байнинг носят европейские личные имена и байнингские фамилии, происходящие от традиционных личных имён (сокращённые описательные фразы, переводящиеся, например, как «я его нашла» и т. п., снабжённые префиксами пола). Говорят также на ток-писине (государственный язык Папуа-Новой Гвинеи).
С 1884 по 1919 гг. земли байнинг входили в состав новогвинейских колоний Германии. В этот период началось их обращение в христианство, а также этнографическое и лингвистическое изучение немецкими миссионерами. В 21 в. байнинг в основном католики. Имеются синкретические, милленаристские культы.
Основное занятие – подсечно-огневое залежное земледелие [ямс, батат, таро, бананы, эйбика (Abelmoschus manihot), сахарный тростник]. Земля эксплуатируется 2–3 года, после чего байнинг переселяются на другое место. Отыскав участок леса, мужчины вырубают на нём деревья и сжигают, отчего почва удобряется золой. Поле огораживается забором из брёвен, обвязанных лианами (для защиты от свиней), и делится между несколькими большими семьями. Дело женщин – выпалывать участки, окучивать подрастающие стебли таро, сажать другие овощи между его рядами. В середине 20 в. стали выращивать какао на продажу. Основная пища – клубни таро и печёные стебли сахарного тростника. Употребляли в пищу также змей.
У байнинг-какет мужчины обходились совершенно без одежды, в то время как мужчины остальных групп носили на бёдрах узкий кусок тапы. Поэтому какет называли остальных байнинг «а такпемта», т. е. «одетые». Одежда женщин всех групп была одинакова. Она состояла из набедренной повязки, с которой спереди и сзади свисали длинные листья.
Войны между группами байнинг случались очень редко; споры улаживались на совете влиятельных лиц. Кровопролитные стычки с другими папуасами были правилом. При появлении противника байнинг использовали пращи. Камни попадали в цель на расстоянии 50–60 м. В ближнем бою употреблялись копья и палицы. У какет был известен каннибализм.
В основе социальной организации лежит нуклеарная семья. Имеются следы древних экзогамных, тотемических групп (ненгпес) – кенгуру, казуар, дикая свинья, членство в которых передавалось по материнской линии. Брак по сговору, амбилокальный, в идеале обмен сёстрами, но социальных единиц, являющихся «дарителями» и «получателями жён», нет. Система терминов родства генерационного типа. Сиблинги делятся по полу и относительному возрасту. Генерационный скос и слияние альтернативных поколений отсутствуют. Кросскузены и супруги не отождествляются. Развита культура адопции (около 30 % детей), известная в четырёх формах: по случаю смерти родителей, по сговору между семьями при рождении ребёнка (фактический переход ребёнка в новую семью происходит в возрасте двух лет, по окончании кормления), в результате уз, возникших между ребёнком и кормилицей, и как взаимообмен детьми, родившихся в одно время. Связь по адопции, выражающаяся в выкармливании молоком и кормлении едой, считается более важной и глубокой, чем биологическая связь. Адопция врагов была неизвестна; детей и женщин противников байнинг убивали. В настоящее время нередки случаи адопции взрослых (например, рабочих-мигрантов, этнографов) с целью укрепления связей между байнинг и окружающим миром.
Мужские тайные союзы отсутствуют. В прошлом практиковались инициации мальчиков в возрасте 14–16 лет. В день прощания с детьми под плач женщин старшие мужчины уводили мальчиков в лес. Там их встречали мужчины с пучками перьев казуара в волосах, полностью раскрашенные, с деревянными гуделками в руках. Рёв гуделок считался голосом творца Ригенмухи и был ключевой частью инициации. Согласно мифу, женщины первыми открыли секрет гуделок, но затем мужчины отобрали у них инструменты, и с тех пор тайна гуделок женщинам не разглашается. Всю ночь в продолжение церемонии шли танцы, доходившие до экзальтации, инициированные проходили испытания (кожа на спине разрезалась и через раны продевали шнур с привязанным к нему копьём), утром, в конце обряда, появлялись две огромные маски в виде птичьего клюва, которые назывались «отец» и «мать». Под высоким бамбуковым помостом, украшенным пучками таро, располагался хор женщин. Женщины протягивали маскам таро и сахарный тростник.
В настоящее время из обрядов жизненного цикла практикуются свадьба, похороны и поминки, сопровождающиеся разрушением огорода умершего. Справлялись праздники посева и урожая (харейха).
Байнинг славились своим искусством приручения змей и их использованием в ритуальных целях. Имелось представление о верховном божестве Солнце, чьим представителем на земле был питон.
Развитая танцевальная культура: проводятся дневные и ночные танцы, для которых быстро изготовляются одноразовые костюмы из коры и листьев. В настоящее время популярен костюмированный танец огня (атут), исполняемый танцорами в разнообразных и вычурных масках – конусовидных (линген, или авриски), шлемовидных (вунгвунг, или ангуанги), прямоугольных (кават, или аласпрака) и высоких (мадаск) – на ежегодном фестивале Масок и Варвагира («шоу, представление» на языке толаи).
Музыкальные инструменты – флейты нескольких видов (включая одноразовые, или келарега) и бамбуковые трубы. Типичный для папуасов барабан-кунду отсутствовал. Богатая мифология: мотивы «смена кож» (происхождение смерти), «Солнце и Луна как первые люди», «происхождение людей из лианы», «происхождение земли из свисавший с неба плетёной сумки-утробы», «мировой потоп и происхождение океана из потайной дырки в земле, охранявшейся старухой» и др.