Народы

Маринд-аним

Мари́нд-ани́м (индонез. marind; самоназвание – «люди маринд», «люди маро»; тугери, кая-кая), этническая общность в , занимающая обширную территорию в провинции Папуа, на побережье и вглубь острова до верхнего течения рек Булака, Мули, Биан, Кумбе, Мерауке (Маро). На территорию современного расселения переселились, вероятно, с востока, с берегов реки Флай. Делятся на этнографические группы: собственно маринд-аним, биан-маринд-аним, куни-боази, зимакани, якай, варкай-бипим. В начале 20 в., по оценкам, были расселены в 80 деревнях и насчитывали около 15 тыс. человек. В настоящее время численность оценивается в 7 тыс. человек (Ethnologue, 2022). В доконтактное время рождаемость была низкая. Говорят на мариндских языках подгруппы аним трансновогвинейской семьи (диалекты: юго-восточный маринд, гавир, холифорш, тугери). Широко распространён (например, литургии проходят на малайском, хор иногда поёт на мариндском).

Большинство маринд-аним – ( в основном концентрируются в деревне Алатеп). Первые голландские католические миссии открылись в 1905 г. в Мерауке (миссионер Х. Нулле), в 1908 г. в Венду и в 1910 г. в Окаба (миссионер П. Вертентен). В результате активной торговли между маринд-аним, поставщиками кокосов, и европейцами, китайцами и индонезийцами нарушилось традиционное разделение труда по полу (женщины стали активно рубить , пользуясь привозными железными топорами). Из-за повышенной смертности, вызванной эпидемиями гриппа, половыми инфекциями в начале и середине 20 в. и сопутствующими репрессиями колониальной власти, традиционная военная, сексуальная и духовная культура сохранилась плохо. Имеется религиозное движение , культы отсутствуют.

Маринд-аним. Женщины с хворостом. провинция Папуа, Индонезия. 1953–1954Маринд-аним. Женщины с хворостом. провинция Папуа, Индонезия. 1953–1954. Фото: dr Simon Kooijman. Национальный музей мировых культур, Амстердам.

Основные занятия – ручное  (), огородничество ( в основном для пиршеств), собирательство , заготовка копры, разведение свиней и собак, рыболовство, охота (на диких свиней, крокодилов, ). Огородничество на специально сооружённых длинных и узких клумбах («явун», буквально лодка) на прибрежных отмелях; во время приливов эти клумбы напоминают лодки. Мужчины жуют и употребляют (уати). Традиционное оружие – , , дубинка с каменным наконечником, деревянный меч, петля из для ловли диких свиней, бамбуковый нож. Используют долблёные и выжженные лодки с резными съёмными украшениями носов; сооружают ловушки, силки. Ремёсла – плетение, резьба по дереву, изготовление . Гончарство неизвестно.

Мужчины почти не используют одежду, употребляются (из раковины или скорлупы кокосового ореха). Женщины носят передники и куски тапы чёрного цвета, пропущенные между ногами и закреплённые на поясе. Декорируют волосы накладными косами из кокосовых волокон и носят украшения, указывающие на принадлежность к определённому .

Планировка прибрежной зоны – линейная, во внутренних районах – кучевая. Поселения состоят из (отив), в котором проживали мужчины-родственники по отцовской линии, нескольких длинных жилых домов (сава) для их матерей, сестёр и жён, специальных хижин для беременных и больных женщин, a также домов для юношей (готад) в стороне от деревни. Дома наземные, каркасно-столбовой конструкции, прямоугольные. Стены обшиты расщеплённым бамбуком или листьями саговой пальмы, крыши двускатные, из листьев кокосовой пальмы. Деревней управляют старейшие, более опытные мужчины (пакас аним). Деревни объединяются в территориальные группы.

В социальной организации выделяется три патрилинейных, , и локализованных уровня: 2 (береговая Гебзе и внутриматериковая Махузе), 4 (боан) и около 10 (тоже называющиеся боан). Кланы Геб и Арамемб входят в одну фратрию, а кланы Маху и Брагай – в другую. У клана Геб тотемными предками (дема) были солнце и кокос, у Арамемб – казуар, и цапля, у Маху – , а у Брагай – крокодил, орех-, море и свинья. У линиджей были свои тотемы. Идеальный брак – обмен родными или классификационными сёстрами; запрещены. При преобладании встречается . В результате эпидемий 20 в., приведших к демографическому упадку фратрий и кланов, экзогамия часто стала нарушаться. бифуркативного типа; кросскузены и супруги обозначаются разными терминами. Генерационный скос отсутствует; поколения дедов и внуков отождествляются только в терминах обращения. делятся по относительному возрасту и по полу. Развит терминологический , при котором для одной категории родства используются разные термины в зависимости от грамматического лица.

Развита система (6 у мужчин, 5 у женщин) и – открытые (майо) у береговой фратрии, тайные (имо) у внутриматериковой и смешанные (езам узум у маринд-аним верхнего Биана и рапа на восточной окраине территории расселения). Инициацией мальчика заправляет брат матери, который считается его ритуальным отцом (бинахор). Мальчики постепенно переходят из подчинённого к равноправному положению среди мужчин, соблюдая и участвуя в плясках.

Несмотря на слабость политических структур выше уровня деревни, конфликты между разными деревнями маринд-аним были крайне редки. При этом маринд-аним были наиболее активными на Новой Гвинее (в том числе и как часть инициации), принося ежегодно тысячи соседей и устраивая военные экспедиции (куи) на сотни километров. Охота за головами имела глубокий смысл для мифологии, демографии и обрядов имянаречения. После продолжительных магических обрядов деревни врагов (иком аним, буквально – недолюдей) окружались, и громогласно произнося имена своих отцов, воины маринд-аним бросались в нападение. У жертвы сначала выпытывалось его личное имя (па игиз), которым воин маринд-аним нарекал по возвращении своего сына или дочь, а потом отрубалась голова. Головы отрубали врагам старше 13 лет, а детей маринд-аним брали в плен, усыновляли и растили вместе с биологическими детьми. При помощи членов других маринд-аним компенсировали низкий уровень рождаемости в собственных деревнях. Колониальным властям удалось покончить с культом охоты за головами только к середине 20 в.

Картина мира бинарная (мужское – женское, побережье – материк, кровное родство – адопция пленников и др.). Были распространены витализм (вера в повсеместную жизненную энергию), (вера в повсеместное присутствие духов и циркуляцию душ убитых врагов через их имена), (дема), . Развитая мифология: цикл о культурном герое Гебе, циклы приключений клановыx тотемов (дема, например, о ), предания о громовержце , иссушающем болота существе , рассказы о девушках, ставших звёздами (, )]; мотивы: «смена кож и бессмертие», «пятна на Луне», «бегство на небо», «расчленение мирового древа», «выход первых людей из земли», «склеившиеся любовники», «ссоры и взаимное насилие между мужчинами и женщинами», «путешествие в загробный мир», «Млечный Путь как рассыпанная зола» и др. Музыка полифоническая. Сохраняется ночной поминальный обряд (ялут), за которым на следующий день следует пир (яму).

  • Этнические и гражданские общности
  • Культура народов Океании
  • Папуасские народы