Социальные институты

Грейтмен

Грейтме́н (англ. great men, буквально – великие люди), один из видов , преимущественно в обществах. Отличается от тем, что связан с другими людьми отношениями, которые основаны на принципе , или идентичного возмещения (смерть за смерть, невесту за невесту), в то время как отношения бигмена с другими людьми основываются на возмещении объекта другими, эквивалентными или равными по ценности (например, выплата за невесту украшениями из раковин или уплата возмещения ущерба за убийство человека свиньями). Термин введён на основании изучения социальных отношений у папуасов в работе «Становление великих людей. Мужское доминирование и власть среди баруйя Новой Гвинеи» (1986). По мнению Годелье, институт бигменов предполагает особое сочетание родства и экономики: вещи и люди рассматриваются как заменяющие друг друга в ряде сделок, например во время . То есть качественная «неравноценность» объектов сделки практически связывает производство и обмен пищей, свиньями, раковинами (и другими вещами) с обменом женщинами и воспроизводством родства (людей). Принцип количественной «неэквивалентности» подкрепляет состязательные церемониальные обмены (например, , ), в рамках которых бигмены приобретают свой статус. Грейтмены, напротив, не могут обрести свой статус за счёт управляемого обращения накопленных ресурсов. Они существуют там, где общественная жизнь строится вокруг ритуалов , брачные отношения предполагают прямой («не-эквивалентный») обмен женщинами, а военные действия предписывают убийства убийством. Таким образом, отличие бигмена от грейтмена состоит в существовании эквивалентного или равноценного обмена в противоположность обмену по принципу талиона.

Понятие «грейтмен» оказалось в центре дискуссии участников сборника «Бигмены и грейтмены: Персонификация власти в Меланезии» под редакцией М. Годелье и . Несмотря на то что статьи в сборнике весьма значительно отличались по подходам и поставленным вопросам, М. Стратерн отмечает три положительных результата этого обсуждения. Во-первых, бигмен больше не олицетворял определённый тип общества, называемый «политические системы с бигменами». Авторы пришли к выводу о сосуществовании, по крайней мере в , нескольких типов лидерства в рамках одного общества. Во-вторых, в результате исследований как грейтменов, так и бигменов они перестали ассоциироваться исключительно с папуасами высокогорий Новой Гвинеи. В-третьих, бигмены больше не рассматривались как высшая форма лидерства в тех обществах, в которых они присутствуют.

Несмотря на важные для антропологической теории результаты и весьма статусных участников дискуссии (М. Стратерн, М. Годелье, , П. Лемонье, ), тема не получила дальнейшего развития в и антропологии.

  • Теории и термины этнологии
  • Экономические отношения
  • Социальная организация
  • Культура народов Океании
  • Папуасские народы