Грейтмен
Грейтме́н (англ. great men, буквально – великие люди), один из видов лидеров, преимущественно в папуасских обществах. Отличается от бигмена тем, что связан с другими людьми отношениями, которые основаны на принципе талиона, или идентичного возмещения (смерть за смерть, невесту за невесту), в то время как отношения бигмена с другими людьми основываются на возмещении объекта другими, эквивалентными или равными по ценности (например, выплата за невесту украшениями из раковин или уплата возмещения ущерба за убийство человека свиньями). Термин введён М. Годелье на основании изучения социальных отношений у папуасов баруйя в работе «Становление великих людей. Мужское доминирование и власть среди баруйя Новой Гвинеи» (1986). По мнению Годелье, институт бигменов предполагает особое сочетание родства и экономики: вещи и люди рассматриваются как заменяющие друг друга в ряде сделок, например во время выкупа невесты. То есть качественная «неравноценность» объектов сделки практически связывает производство и обмен пищей, свиньями, раковинами (и другими вещами) с обменом женщинами и воспроизводством родства (людей). Принцип количественной «неэквивалентности» подкрепляет состязательные церемониальные обмены (например, кула, мока), в рамках которых бигмены приобретают свой статус. Грейтмены, напротив, не могут обрести свой статус за счёт управляемого обращения накопленных ресурсов. Они существуют там, где общественная жизнь строится вокруг ритуалов инициации, брачные отношения предполагают прямой («не-эквивалентный») обмен женщинами, а военные действия предписывают возмещение убийства убийством. Таким образом, отличие бигмена от грейтмена состоит в существовании эквивалентного или равноценного обмена в противоположность обмену по принципу талиона.
Понятие «грейтмен» оказалось в центре дискуссии участников сборника «Бигмены и грейтмены: Персонификация власти в Меланезии» под редакцией М. Годелье и М. Стратерн. Несмотря на то что статьи в сборнике весьма значительно отличались по подходам и поставленным вопросам, М. Стратерн отмечает три положительных результата этого обсуждения. Во-первых, бигмен больше не олицетворял определённый тип общества, называемый «политические системы с бигменами». Авторы пришли к выводу о сосуществовании, по крайней мере в Меланезии, нескольких типов лидерства в рамках одного общества. Во-вторых, в результате исследований как грейтменов, так и бигменов они перестали ассоциироваться исключительно с папуасами высокогорий Новой Гвинеи. В-третьих, бигмены больше не рассматривались как высшая форма лидерства в тех обществах, в которых они присутствуют.
Несмотря на важные для антропологической теории результаты и весьма статусных участников дискуссии (М. Стратерн, М. Годелье, Р. Вагнер, П. Лемонье, М. Джолли), тема не получила дальнейшего развития в политической и экономической антропологии.