Кава (напиток)
Ка́ва, слабонаркотический традиционный напиток, распространённый у народов Океании (не следует путать с испанским игристым вином кава). У полинезийцев известен как кава или ‘ава, у фиджийцев – как янггона или грог, на Вануату (Меланезия) – как кава, на северных островах архипелага как малово, малоху, милик, у понапе (Микронезия) – как сакау, у косраэ (Микронезия) – как сека и т. д. Используется как во время церемоний, так и в неформальной неритуализированной обстановке. Напиток кава обладает лёгким наркотическим, снотворным, миорелаксирующим, гипотензивным и мочегонным эффектом, однако не является галлюциногеном. Активные вещества кавы – флавокавины и кавалактоны – воздействуют на лимбическую систему – совокупность структур мозга, регулирующих эмоционально-мотивационное поведение. Результатом оказывается чувство лёгкой эйфории, релаксации, приятности и лёгкости общения; через некоторое время наступает крепкий сон, длительность которого зависит от количества и крепости напитка. Традиционно, с точки зрения распространения растительных стимуляторов, Океанию делят на область употребления кавы (северо-восток Меланезии, Полинезия, Восточная Микронезия) и область жевания бетеля (Юго-Восточная Азия, большая часть Меланезии, Западная Микронезия), которые не пересекаются, исходя из чего предполагается, что кава вытеснила бетель в Полинезии и части Микронезии. Также кава почти не встречается на Новой Гвинее (исключение: южное побережье и отдельные деревни провинции Маданг); обычай её употребления не зафиксирован на островах архипелага Бисмарка (за исключением о-вов Адмиралтейства), на Соломоновых о-вах (за исключением о-вов Сан-Кристобаль), а также на Новой Каледонии и Южном острове (Новая Зеландия).
Слово «кава» происходит от протоокеанийского слова *kawaRi – «горький корень» или «сильнодействующий корень (отравляющее вещество для рыбной ловли)», первоначально обозначавшего имбирь зерумбет (Zingiber zerumbet) или Piper subbullatum (The Lexicon of Proto Oceanic. 2008. P. 395–398). Дикорастущим прототипом кавы является Piper wichmannii, растение, произрастающее в северной части Вануату. Согласно новейшим исследованиям, именно там примерно 3000 лет назад растение было одомашнено, а затем перевезено на другие острова Тихого океана, включая Новую Гвинею, носителями культуры Лапита в 1-м тыс. до н. э. (Lebot. 1992. P. 56). По другому мнению, доместикация кавы произошла в широком ареале от Новой Гвинеи до Вануату, откуда культура распространилась в Микронезию и Полинезию; затем на Соломоновых островах и на Новой Гвинее традиция употребления напитка исчезла (Turner. 2012. P. 36). Однако большинство учёных склоняются к первому варианту.
Для приготовления кавы используются как свежие, так и сушёные корни и стебли перца опьяняющего (Piper methysticum). Свежие корни вымачиваются в воде, а затем натираются или пережёвываются до получения однородной массы. Сушёные корни (перед сушкой они несколько часов вымачиваются в воде) растираются в порошок. Затем получившуюся массу или порошок смешивают с водой, получившийся раствор процеживается. На южном побережье Новой Гвинеи (у народа маринд-аним) вода не добавляется. Согласно традициям большинства народов Полинезии приготовлением кавы занимаются девушки, в Меланезии – молодые люди.
Существовала система ограничений на потребление кавы. В Полинезии пить её могли только мужчины, на Ванутау и Фиджи – только взрослые (прошедшие инициацию) мужчины, а молодым людям отводилась роль приготовления напитка. В наиболее стратифицированных обществах – в Западной Полинезии (тонга, самоа), у микронезийцев (понапе, косраэ) – лица высоких социальных рангов. Рубцы от язв, вызванных чрезмерным употреблением напитка, местами считались «почётными знаками». В 21 в. в тех областях, где употребление кавы по-прежнему распространено, правила соблюдаются не строго.
Употребление кавы часто связано со смертью или колдовскими практиками, обращёнными к потустороннему миру. Общим сюжетом легенд о происхождении кавы является то, что первое растение кавы выросло из погребённого трупа (Lebot. 1992. P. 122–126). Этимология фиджийского термина янггона и полинезийского кава (от фиджийского якона и гавайского ‘ава – «горький») восходит к наименованию ядов. В ряде регионов кава употребляется только во время похорон (острова Адмиралтейства, южная часть Новой Гвинеи, о. Пентекост), в отдельных деревнях на севере провинции Маданг (народ бергам) каву пьют мужчины, когда рассуждают о причинах смерти человека. На о-ве Эспириту-Санто (Вануату) в случае смерти мужчины высшего ранга, их вдовам давали каву перед тем, как их душили и предавали земле вместе со своими мужьями. Схожая ситуация была зафиксирована на основании археологических материалов погребения вождя Рои Мате на Эфате (Вануату). Вместе с ним были погребены пары людей, представителей подчинявшихся ему этнокультурных групп. Судя по положениям костных останков, мужчины были заживо погребены после употребления кавы, а женщины в полном сознании.
На о-вах Вануату ритуальное употребление кавы – тамафа, проходит в специально отведённом месте – накамале. Это специальная постройка (мужской дом) и находящаяся рядом площадка для церемоний. Сначала все люди в определённой последовательности говорят речи, в которых затрагивают наиболее важные проблемы (как правило, каждая встреча имеет свою тематику). Затем все подходят к месту, где находится кава, получают свою порцию, выпивают, а последний глоток выплёскивают на землю, отдавая его предкам. Употребление кавы играет большую роль в распространившемся в 20 в. движении Джона Фрума.
На о-вах Фиджи, Тонга и Самоа кава была священным напитком, её пили во время важных церемоний. Для этого изготовлялись специальные деревянные кубки и чаши (ину), также считавшиеся сакральными.
На Тонга церемония употребления кавы фигурирует в местной мифологии. Согласно одному из мифов, основатель династии туи-тонга, Ахоеситу был воскрешён его отцом Тангалоа в бокале с кавой. Традиционная церемония вкушения кавы – таумафа кава – обычно приурочена ко вступлению туи-тонга на престол или к его смерти. Ритуал включает множество предписаний (рассадка участников, подсчёт корзин с едой и кавой, произнесение определённых речей, последовательность движения чаши с напитком) и отражает мировоззрение и социальную структуру жителей королевства Тонга. Участники образуют огромный круг (символизирует тонганский мир), причём вожди (фалефа) не могут сидеть по соседству и должны быть разделены менее знатными аристократами (матапуле). Руководит всеми действиями хаа нгата – говорящий вождь, главный помощник туи-тонга. Чаши с кавой подносятся знати в определённом порядке. После того, как все в кругу отведали напиток, считается, что новый туи-тонга вступил в свои права.
Тонганская церемония употребления кавы отражена в фильме «Кава Куо Хека» (Kava Kuo Heka; 1999). Со 2-й половины 20 в. получило распространение употребление кавы во время дружеских застолий, которое носит название «факава» (букв. «делать каву»).
В Микронезии наблюдается ряд отличий и в технологии приготовления кавы, и в церемониальной стороне её употребления. Так, в Полинезии, как правило, жуют корни для извлечения из них влаги, а для приготовления самого напитка используют большое деревянное блюдо, куда сплёвывают пережёванную массу. В Микронезии измельчают (растирают, толкут) их каменными пестами на камнях, всегда используя только свежие растения. Ритм ударов при толчении мог меняться в зависимости от присутствия тех или иных представителей знати и течения самой церемонии, являясь, таким образом, своего рода акустическим кодом, информировавшим участников о происходящем (Ergebnisse der Südsee-Expedition 1908–1910. 1932. S. 31; Reisenberg. 1968. S. 105). Для извлечения сока использовали фильтры из волокон коры гибискуса. Истолчённые корни кавы складывали на полосы лубяных волокон и скручивали их концы, затем связки приподнимали и выжимали жидкость в специальные чаши из скорлупы кокоса (Reisenberg. 1968. P. 105). На Понпеи (Каролинские о-ва) мало распространён характерный для Полинезии обычай выливать некоторое количество готового напитка на землю или разбрызгивать его в воздухе в качестве подношения богам. В целом, порядок приготовления и весь связанный с кавой церемониал в Микронезии менее жёсткий и регламентированный (Reisenberg. 1968. P. 104).
Тем не менее, кава ассоциировалась с высоким общественным статусом, она была знаком престижа, а её употребление – преимущественной прерогативой знати и обязательной частью ритуала вступления в высокий ранг. Простые общинники не могли пить каву «сами по себе» – только в обществе титулованных особ и при условии, что они преподносят в дар первые растения. Также, кроме представительниц знати, публичное употребление кавы не было разрешено женщинам, более того, они должны были закрывать лицо или отворачиваться, когда пьют мужчины. (Фактически же женщины тоже пили каву, но секретно.) Дарение кавы вождю было самым лучшим способом получить прощение за какой-либо проступок. Считалось, что нанмарки не может отвергнуть чашу с кавой, предложенную ему в такой ситуации, хотя и мог некоторое время делать вид, что отказывается (Reisenberg. 1968. P. 109).
Кава была непременным угощением на всех общественных праздниках, например, таких, как свадьба, описанная ирландским матросом Джеймсом О’Коннелом, оказавшимся на Понапе в конце 1820-х гг. (Ergebnisse der Südsee-Expedition 1908–191. 1932. Р. 30–32).
В значении собственно священного объекта кава фигурировала непосредственно в религиозных обрядах. Так, в церемониях, проводимых знахарями и предсказателями, кава выступала в качестве подношения богам. Кроме того, такие подношения делали мореплаватели (рыбаки), которые также долгое время оставались хранителями традиционных религиозных практик. Во время подобных церемоний, которые проходили вечером накануне рыбной ловли и по возвращении с неё, участники, обращаясь к богам и произнося свои просьбы, поднимали сосуд с кавой обеими руками над головой (Reisenberg. 1968. P. 109).
Употребление кавы в Океании продолжается и в настоящее время. В начале 21 в. на Вануату накамали появляются в городах, где позиционируются как кава-бары. Также порошок кавы производится и продаётся в магазинах розничной торговли. Женщины по-прежнему не имеют права употреблять напиток. В ряде зарубежных стран производятся биологически активные добавки (БАД), содержащие каву. В Российской Федерации кава отнесена к сильнодействующим и ядовитым веществам, и её использование в БАД запрещено с 2004 г.