Культурный герой
Культу́рный геро́й (англ. culture hero, франц. héros civilisateur, нем. Heilbringer), персонаж мифов, участвующий в создании мира, человека и его культуры, борющийся с хаосом и его персонификациями, совершающий подвиги на благо человечества. Культурный герой чаще мужчина, но может быть и женщиной – героиней.
В этиологических мифах разных народов культурный герой – один из типов творца, наряду с демиургом и первопредком. В отличие от демиурга, культурный герой обычно не создаёт вселенную и человека, но имеет дело с уже созданным мирозданием, в котором он устанавливает порядок. В отличие от первопредка культурный герой не порождает людей, но «доделывает» их (у квакиутль Британской Колумбии – извлекает людей из раковины устрицы, которую он нашёл на берегу; у аранда Австралии – находит комки, оставшиеся на дне высохшего древнего океана, каменным ножом отделяет части тела каждого человека друг от друга, а потом разделяет людей на фратрии). В некоторых персонажах мифов объединены черты первопредка, культурного героя и демиурга (например, таковы культурные герои австралийских аборигенов, папуасов, сан; Ворон палеоазиатов, эскимосов и индейцев Северо-Запада Северной Америки, полинезийский Мауи).
Культурный герой добывает (находит, похищает у первоначальных хранителей) и передаёт людям предметы культуры (огонь, орудия труда и т. п.), средства существования (культурные растения, домашний скот), обучает людей навыкам добывания и приготовления пищи, строительства жилищ; ремёслам, искусствам; учреждает традиции, социальную организацию, брачные нормы, магические предписания, ритуалы и т. п.
Иногда мифы представляют собой описание путешествия культурного героя по территории, на которой живут рассказчики мифа. Он придаёт ей тот вид, который она имеет в настоящем, а также совершает в первый раз те действия, которые составляют ежедневные хозяйственные практики рассказчиков (впервые ловит рыбу там, где её обычно добывают, впервые разбивает лагерь, где его обычно ставят, и т. д.) В конце путешествия герой, как правило, не умирает, а исчезает, уходит под землю или уплывает в море, обещая вернуться через какое-то время.
Вариации образа культурного героя
Во многих мифах культурные герои представляют собой персонажей, обладающих одновременно чертами человека и божества, животного и человека, бесплотного духа и выдающегося предка, созидательного деятеля и его комически-демонического дублёра – трикстера. Такое соединение противоположностей подчёркивает роль культурного героя как посредника, медиатора, во многом благодаря которой он осуществляет свою созидательную деятельность.
Иногда культурный герой – одинокий персонаж, путешествующий по земле и обустраивающий её для людей, подобно нганасанскому Дяйба-нгуо (Сироте-богу). Он наделён чертами и человека, и бога: совершив подвиги для людей, он приобретает божественный статус. Иногда культурный герой – сын бога-творца, отправляемый им на землю, подобно медведю у обских угров, установившему брачные нормы и ритуал медвежьего праздника. Если такой персонаж одинок, в нём прослеживаются черты и культурного героя, и плута-трикстера. Своих целей по обустройству мира он может добиваться и серьёзными поступками, и с помощью трюков, обмана, плутовства (таковы, например, Дяйба, Ворон, Мауи и др.). В некоторых мифологических системах роли культурного героя и трикстера выполняют разные персонажи, обычно братья (иногда близнецы). Они противоборствуют друг с другом: например, в Меланезии То Кабинана создаёт всё полезное для людей, а То Карвуву, подражая брату, создаёт гористую местность, акул и смерть. У ирокезов и гуронов Иоскеха создаёт всё нужное людям, а его младший брат-близнец Тавискарон делает скалы, вредных животных (ягуаров, змей, насекомых), шипы и колючки на растениях, землетрясения; он не даёт Иоскехе устроить в реках два течения – вверх и вниз, делает пороги и быстрины. Противоборство заканчивается тем, что злой брат спасается в подземном мире, а добрый – удаляется на небо. Таковы же роли Сэвеки и Харги у эвенков, а в славянской народной Библии – у Бога и дьявола.
В ряде мифологий братья выступают не как соперники, а как союзники: оба участвуют в созидательной деятельности на благо людей. Так, «возлюбленные близнецы» у зуни вместе вывели людей из пещеры на солнце, дали им оружие и орудия труда и разделили племя на фратрии (людей зимы и людей лета). Каждый из братьев ассоциируется с одной из половин племени, а сама концепция двух культурных героев восходит к дуально-родовой организации. В классической мифологии (например, античной) культурный герой выступает в качестве героя-богатыря, побеждающего силы хаоса, воплощённые в чудовищах или врагах-иноплеменниках; а также в качестве основателя государства. Для подобных героев также характерно необычное рождение (от союза божества и человека), сверхъестественные силы и способности. Таковы, например, шумеро-аккадский Гильгамеш, древнегреческие Геракл, Персей, Тесей, древнеримские Ромул и Рем. Образ культурного героя может эволюционировать к божеству, в том числе к демиургу. Так, чертами культурного героя наделены шумеро-аккадские Энки и Энлиль, вавилонский Мардук, египетский Осирис, греческие Афина и Аполлон, скандинавские Один и Тор и т. д.
Иногда с формированием пантеона высших богов культурный герой превращается в исполнителя их воли, посланника (например, Гермес, в образе которого заметны черты трикстера), однако возможен и конфликт героя с богами (например, похищение Прометеем огня у олимпийцев).
Образ культурного героя может развиваться и в сторону эпического персонажа. Чертами культурного героя обладают Рама («Рамаяна»), правнук Гермеса Одиссей («Илиада» и «Одиссея»), Вяйнямейнен и Ильмаринен («Калевала»), Сосруко/Сослан (нартский эпос), Манас (киргизский эпос), Гэсэр (монгольский эпос), богатыри русских былин и т. п. Мифы о культурном герое могут трансформироваться также в сказки – анекдотические сказки о животных-трикстерах (подобные русским сказкам о лисе либо сказкам ашанти о пауке) или волшебные сказки, где герой добывает чудесный предмет или побеждает врагов.
Этнографическое изучение культурных героев
Одним из первых понятие «культурный герой» стал использовать американский этнограф Д. Г. Бринтон, который так называл, например, Виракоче у аймара и кечуа (Brinton.1868. P. 177). Он отмечал, что авторы, писавшие о персонажах американских легенд, в 19 в. изображали их как исторических персонажей, «племенных вождей неопределенной эпохи» (Brinton. 1882. P. VII), в то время как это были мифические фигуры. Такие мифы он назвал «мифами о героях» (англ. hero-myth), а их персонажей – культурными героями (англ. culture-hero, буквально – герой культуры). А. Крёбер первым сделал попытку обзора культурных героев североамериканских индейцев: «Творец, хранитель сущего, преобразователь, культурный герой, объединенный в одного персонажа или нет, являются универсальными фигурами в индейских мифологиях; и их часто воспринимают как животных. Кролик (алгонкины), ворон (все племена северного побережья Тихого океана), паук (пуэбло), койот (регион Скалистых гор)…» (Kroeber. 1899. P. 21). В начале 20 в. Э. Лэнг и К. Брейзиг связывали культурных героев с ранним этапом развития мифологии, указывая на их близость к образам, с одной стороны, полузооморфных первопредков и, с другой, небесных божеств. Исследования фигуры культурного героя в мифологии вели П. Эренрайх, В. Шмидт, Я. П. Йосселин де Йонг, А. ван Дёрсен, Г. Бауман, П. Радин. К. Леви-Строс считал культурного героя важнейшей фигурой мифов – инструментом мифологического мышления, медиатором, снимающим противоречия между двоичными противопоставлениями (свет-тьма, мужчина-женщина, человек-животное, земледелие-охота, мир-война, жизнь-смерть и т. д.). Е. М. Мелетинский проанализировал эволюцию культурного героя от архаических мифов до волшебной сказки.
Советские этнографы (А. М. Золотарёв, С. П. Толстов) объясняли братство-родство культурных героев тем, что такой мифологический образ представляет «с одной стороны, единство (человеческого общества. – Ред.), с другой – различие двух первоначальных фратрий – родов» (Золотарев. 1964. С. 121). По мнению Золотарёва, ранние австралийские мифы дают материалы о сёстрах-близнецах, а более поздние – о братьях (Золотарев. 1964. С. 100). В дальнейшем вследствие разложения дуальной организации мифы о героях-близнецах могли трансформироваться в мифы об отце и сыне, брате/братьях и сестре (Ашвины в индийской мифологии, Диоскуры – в греческой) или число братьев увеличивалось.
Архетип культурного героя в современной культуре
На основании архаических мифов о культурных героях и классических героических (инициационных) мифов американский религиовед и исследователь сравнительной мифологии Дж. Кэмпбелл создал в 1949 г. концепцию «пути героя» – серии испытаний, которые проходит герой мифа, стремясь к достижению своих целей (Кэмпбелл. 1997). Концепция Кэмпбелла лежит в основе многих голливудских фильмов – начиная со «Звёздных войн» Дж. Лукаса.
К образу культурного героя восходят персонажи современной литературы, кинематографа, массовой культуры, например Фродо Бэггинс, Люк Скайуокер, Пол Атрейдес, супергерои вселенных Marvel (Человек-паук, Капитан Америка, Росомаха и др.) и DC (Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина и др.), а истории о них воспроизводят структуру героического мифа.
Черты культурного героя в современном региональном (чаще городском) фольклоре обретают такие исторические персонажи, как Александр Невский, Иван Грозный, Пётр Первый, а также исторические личности 20 в. (В. П. Чкалов, З. Космодемьянская).