Тег

Папуасские народы

Папуасские народы
Найденo 28 статей
История
Мифологические существаМифологические существа
Масалаи
Масала́и (пиджин masalai), вид духов в мифологии меланезийцев и папуасов северо-восточного побережья Новой Гвинеи (включая Берег Маклая). Масалаи, по поверьям местного населения, представляли собой существ, обитающих в локусах, наделённых особой силой и атмосферой – водопадах, утёсах, излучинах рек, болотах и др. Масалаи контролировали принадлежащую им территорию и при появлении на ней путников принимали вид зооморфных существ (часто змей), обитавших на Новой Гвинее, однако с причудливыми отличительными чертами, такими как нехарактерная окраска, наличие нескольких голов, хвостов и других конечностей. Масалаи могли быть связаны с родовой общиной или с территориальными единицами – деревнями и поселениями. В некоторых деревнях Берега Маклая зафиксирована трансформация названия в «магалай», что могло произойти под влиянием легенд о Н. Н. Миклухо-Маклае.
Неформальные религиозные движения, течения
Движение «Безумие Вайлалы»
Движе́ние «Безу́мие Вайла́лы» (англ. Vailala Madness), карго-движение в устье реки Вайлала на южном побережье в Папуа-Новой Гвинее (станция Керема), возникшее в 1919 г. Другое название – ики хавеве (на языке моту «живот не знает»), что обозначало состояние экстаза. Слово «безумие» используется в названии из-за внешних особенностей поведения сторонников: глоссолалии, тряски и имитации симптомов сумасшествия. Идеология движения включала в себя разрушение старых ритуальных объектов, а также духовную и логистическую подготовку к прибытию «карго», европейских товаров, которые посылаются духами предков всем людям на земле. Одним из проявлений культа было «бревно, движущееся самостоятельно», которое перемещалось и искало преступников, людей, насылающих вредоносную магию. Британские антропологи Д. Мюррей и Ф. Уильямс наблюдали и описали движение в начале 1920-х гг. К концу 1920-х гг. движение постепенно пришло в упадок. По оценке П. Уорсли, это социальное явление можно отнести к ранним антиколониальным движениям.
История
Неформальные религиозные движения, течения
Корери (культы)
Коре́ри, объединяющее название нескольких десятков милленаристских движений округа Биак-Нумфор (провинция Папуа, Индонезия), которые подробно анализируются в книге Ф. Каммы (Kamma F. Koreri. Hague, 1972). Название «корери», по сообщениям биак, происходит от слов ко (мы, инклюзивное), рер (менять), и (это), – «мы сможем это изменить», «мы будем вечно меняться» в переводе с биакского языка. Камма предлагает другую этимологию, связывая слово «корери» с вариацией слова конор из того же языка, которым обозначаются провозвестники возвращения Манармакера.
История
Неформальные религиозные движения, течения
Движение Яли
Движе́ние Я́ли (карго-культ Яли, движение Яли-Летуб), одно из наиболее массовых и продолжительных движений, первоначально неправильно называвшееся карго-культом, распространённое на Берегу Миклухо-Маклая и к северу от него в провинции Рай-Кост в 1940–1970-е гг. Центральной фигурой движения был Яли Сингина (около 1912–1975). Он объяснял последователям, что они должны требовать с европейцев оплату за труд; сами организовывать «советы босс-боев» (ток-писин: bosboi konsel), которые должны принимать решения по ключевым вопросам собственной жизни; селиться в более крупных деревнях, в которых следует соблюдать санитарные нормы; создавать школы, обучающие европейскому образу жизни.
Яли на церемонии кабу
Неформальные религиозные движения, течения
Культ таро
Культ та́ро, карго-движение, распространённое в 1910–1920-х гг. на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. Наибольшее распространение получил у папуасского народа орокаива. Характерными чертами движения стали одержимость духом таро (основной сельскохозяйственной культуры данной местности), припадки падучей (как в движении «безумие Вайлалы»), запрет на поедание определённых видов животных и растений, распространение практик исцеления.
История
Народы
Папуасы
Папуа́сы, группа народов в Меланезии. Численность около 10 млн человек. Подавляющее большинство из них сосредоточено на о-ве Новая Гвинея (с прилегающими островами); также расселены на архипелаге Бисмарка (о-ва Новая Британия, Новая Ирландия), на Соломоновых о-вах (о-ва Бугенвиль, Велья-Лавелья, Рендова, Саво, Расселл) и в островной Юго-Восточной Азии (Молуккские о-ва, о-ва Тимор, Алор, Пантар и др.). Согласно некоторым классификациям, насчитывается 930 папуасских языков, образующих от 60 до 137 семей, а также ряд языков-изолятов. Для папуасов характерно значительное генетическое и фенотипическое разнообразие.
Лани. Воин с дубинкой. Джаявиджая, Провинция Папуа (Индонезия). 2016
Антропологи, этнологи
Стратерн Эндрю Джеймисон
Страте́рн Э́ндрю Дже́ймисон (Andrew Jamieson Strathern) (род. 1939), британский и американский антрополог, специалист по этнографии горных групп Новой Гвинеи, экономической антропологии. Выпускник Кембриджского университета (1958). Профессор Питтсбургского университета (штат Пенсильвания). В 1964 г. женился на М. Эванс (в замужестве Стратерн). Вместе с женой исследовали папуасов мелпа в 1960–1970-х гг. В начале 1980-х гг. супруги развелись. Позднее Э. Стратерн женился на американском антропологе Памеле Стьюарт (супруги стали соавторами и редакторами нескольких десятков публикаций). Автор книг «Веревка моки» (1971), «Онгка» (1979), «Лечение и исцеление: медицинская антропология в глобальной перспективе» (1999; в соавторстве с П. Стьюарт).
История
Неформальные религиозные движения, течения
Движение «Великие свиньи»
Движе́ние «Вели́кие сви́ньи», карго-движение в центральной части высокогорных районов Новой Гвинеи, зафиксированное в 1946 г. Согласно мифологии движения, скорое прибытие «белых» должно было означать наступление конца света. Папуасы стали закалывать всех своих свиней. Убийство всех животных должно было привести к тому, что после трёх дней темноты «великие свиньи» появятся с неба. Чтобы пережить «великую ночь» нужно было собрать в одном месте дрова и пищу. Также необходимо было заранее построить склады для хранения «карго», которое появится с небес после тьмы. Кроме того, туземцы строили антенны из бамбука, соединённые верёвками-проводами для заблаговременного приёма новостей тысячелетия. Движение было описано патрульным офицером Н. Бладом. Мифы о прибытии «белых» проникли туда из долины реки Маркем (залив Хьюон). Представляет собой редкий вариант движения, последователи которого почти полностью уничтожили собственные хозяйства.
История
1
2
3