Культ таро
Культ та́ро (движение таро), карго-движение, существовавшее в 1910–1920-х гг. на северо-восточном побережье Новой Гвинеи. Наибольшее распространение получил у папуасского народа орокаива. Подобно многочисленным аналогичным карго-движениям (движение Джона Фрума, движение «Великие свиньи») за ним было закреплено название «культа», хотя использование этого слова не совсем корректно по отношению к его ритуальным практикам. Характерными чертами движения стали одержимость духом таро (основной сельскохозяйственной культуры данной местности), припадки падучей (как в движении «безумие Ваилалы»), запрет на поедание определённых видов животных и растений, распространение практик исцеления (касамба на языке орокаива). Все они не являются элементами культа или ритуала в строгом смысле слова.
Корни движения уходят в два движения: «культ» Кава-кева и «культ» Кекеси, впервые описанные антропологами Э. У. П. Чиннери и А. К. Хэддоном в 1917 г. в селении Манау. Впоследствии оба движения были объединены под руководством меланезийца Буниниа (Бониниа). Согласно легенде, рассказанной им самим исследователям, однажды (до 1914) в него вселился дух таро, который рассказал ему о необходимости отказаться от старых традиций возделывания (увеличение посевных площадей, объединение семейных огородов) этой культуры. Буниниа установил новые церемонии, которые необходимо исполнять на огородах при посадке таро, сочинил (услышал от духов?) гимны, которые необходимо исполнять, а также жёсткие правила хранения урожая. С 1914 г. он пытался активно распространять новый ритуал среди жителей окрестных деревень, однако не добился успеха. К 1917 г., однако, всё больше и больше людей стали прислушиваться к его словам. Наиболее активными участниками движения оказывались молодые девушки, которые оказывались одержимы духом таро, начинали в припадке воспроизводить гимны таро и которых Буниниа затем исцелял от припадка.
Эрнест Чиннери так описывает процессию участников движения, которую он наблюдал 25 ноября 1924 г. Группа молодых людей шла по деревне с барабанным боем. Во главе двигался Буниниа, которые распевал свои гимны, содержавшие большое количество иностранных слов. Периодически различные участники процессии падали в припадке падучей с крепко сжатыми кулаками и дёргались в конвульсиях. Приступы назывались «джипари» (на языке орокаива буквально – раскручивание пращи). Часто они были массовыми, причем сам Буниниа участвовал в них. Во время приступов одержимые выкрикивали новые правила посадки и хранения таро, кроме того, считалось, что конвульсии per se влияют на повышение плодородия.
Другим важным элементом движения были пиры касамба на огородах. Для угощения умерших сооружались специальные помосты, на которых выкладывались клубни таро, бетель, табак европейского производства. Все подношения оставлялись гнить на помостах. Рядом устраивалось угощение живых людей, которое сопровождалось непрерывным боем барабанов. Традиционные пиры орокаива назывались «пона», в то время как слово «касамба» обозначало исцеление. Во время пиршества люди также впадали в транс, а Буниниа исцелял их. Исцеление (начало новой жизни), новые традиции огородничества, новые слова в гимнах, – все это означало наступление нового века, «века Таро». Введение культурных, хозяйственных и лингвистических новшеств свидетельствует о милленаристской направленности культа. Схожие черты демонстрируют движения таро с движением Джона Фрума и Яли.
Для идеологии движения таро имела значение «доктрина дружбы»: идея о том, что необходимо избегать конфликтов с европейцами, а также дружелюбно относиться к сторонникам своего движения. Наиболее ярким обычаем доктрины стало распространение среди сторонников движения обычая рукопожатия («мода на рукопожатия»: Williams. 1928. P. 46), чуждого меланезийской культуре. Доктрина дружбы также включала представление о всеплеменном характере духа таро, который мог сплачивать различные этнические группы. Знакомый, обративший человека к «культу таро» считался его старшим родственником. Таким образом, внутри движения складывалась своеобразная социальная иерархия, что по мнению П. Уорсли, свидетельствует о большей степени развития антиколониального начала в движении.
Движение таро было широко распространено в 1920-е гг. в бассейнах рек Мамбаре и Кумуси, вплоть до высокогорной деревни Кокода. В отдельных местностях «культ таро» и близкие ему движения сохраняли значимость вплоть до 1940-х гг.