Абелам
Aбе́лам (abelam; амбулас), папуасская этническая общность на северо-западе Папуа-Новой Гвинеи, на равнинах к северу от среднего течения реки Сепик и в горах Принца Александра. Численность 70 тыс. человек (2021, оценка). Выделяются субэтнические группы: самукунди (южные, горные), камукунди (северные, равнинные) и мамукунди. Говорят на языке абелам подгруппы нду среднесепикской группы семьи сепик-раму. Диалекты: маприк, возера и вингей. Распространены также ток-писин, английский языки. Генетический профиль типичен для популяций бассейна реки Сепик: митохондриальная ДНК относится к гаплогруппам Q (65–70%) и P. Абелам играли ключевую роль в интенсификации выращивания ямса в регионе. Это, а также тесные военные и экономические контакты абелам с арапешами и кванга, привели к значительному росту численности населения в постконтактное время.
Абелам – христиане (католики и протестанты). Первые контакты с европейцами состоялись в 1920-х гг., когда местные землевладельцы стали периодически (и порой насильственно) задействовать абелам для работ на плантациях. В 1930-х гг. в горах было найдено золото, построен первый аэродром. В 1938 г. основаны первые католические миссии, однако массовое распространение христианства началось только в 1960-х гг.
Основа хозяйства – ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, в частности его гигантская разновидность – Dioscorea alata, таро, бананы, кокосовая и саговая пальмы, сахарный тростник), разведение свиней и кур. Широко распространена охота на диких свиней, древесных кенгуру, казуаров, летучих собак и птиц, а также собирательство. Основное оружие – копьё, лук. Развиты плетение, изготовление тапы, керамики, резьба по дереву и кости.
Мужчины носили фаллокрипты, женщины ходили обнажёнными. Праздничная мужская одежда – юбочка из окрашенных и неокрашенных растительных волокон, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), серьги, гребни. Головные украшения с перьями казуара, ожерелья из цветов, плодов, раковин; распространено раскрашивание лица и тела. Праздничная женская одежда – кусок белой тапы и плетёная сумка, крепящаяся ко лбу и носимая на спине, расшитая кольцами из раковин.
В повседневном рационе преобладает растительная пища. Мясные блюда связаны с празднествами.
Деревни (нгай) северных абелам располагаются на вершинах холмов, вытянуты вдоль главной улицы. Дома наземные, каркасно-столбовой конструкции, с крышами до земли из листьев саговой пальмы. Южные абелам живут на равнинах в свайных домах. Общественный и культовый центр поселения – мужской дом (корамбо на языке абелам, хаус тамберан на языке ток-писин) и площадь перед ним (амей). Треугольный фасад коромбо, иногда достигающий 30 м высоты, украшен панно, расписанным минеральными красками (жёлтая, красная, чёрная и белая) на прогрунтованных глиной листьях саговой пальмы. Балки и столбы мужского дома представляют резные многофигурные композиции, изображающие предков.
Деревни абелам являются самоуправляющимися. Обладают культурными и языковыми особенностями. Они делятся на две половины (ара), играющие роль в ритуальном обмене гигантским ямсом и свиньями, но не регулирующие браки. Мужчины одной ара производят инициации подростков другой ара. Половины распадаются на патрилинейные кланы (кум, гем), имеющие растительные, животные или птичьи тотемы (джамбу) и владеющие ритуальными предметами (нгваланду). Кланы не имеют наследственных вождей, и лидерство определяется личными достоинствами и успехами в выращивании гигантского ямса. Имеются возрастные классы (нагуру тембу), члены которых называют друг друга терминами родства и свойства. Семья моногамная. Допускается полигиния. Брак патрилокальный, местами распространены патрилатеральные кросскузенные браки, практикуется выкуп. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту, относительному полу и полу говорящего. Родственники поколений дедов и прадедов связаны с внуками и правнуками взаимной терминологией.
В основе мифоритуальной жизни – выращивание гигантского ямса, ритуальная резьба по дереву и изложение мифов о культурном герое Вапикене, который был воплощением духа ямса и научил абелам земледелию. Если женщины растят мелкий ямс для повседневного поедания, то мужчины соревнуются в выращивании гигантского ямса (до 2,3 м в длину) на специальных огородах.
В сезон выращивания ямса (с конца июля по начало февраля) мужчины приостанавливают военные действия и сексуальные отношения, начинают избегать менструирующих женщин и перестают шутить на половые темы из-за страха, что это напугает дух ямса и случится неурожай. На ежегодном празднике ямса наиболее крупный корнеплод украшается и выставляется напоказ. Старейшины магическими средствами стараются увеличить урожай и размер корнеплодов своей деревни. Члены разных половин (ара) обмениваются выращенным урожаем. Отдельные мужчины дарят свой ямс своему злейшему врагу, который должен в следующем году превзойти его ямс своим по размеру, чтобы повысить свой статус среди абелам. Во время фестиваля ямса женщины носят плетёные маски.
Особая система верований связана со свиньями. Они выращиваются женщинами и считаются связующим звеном между этим и загробным миром. Свинья сопровождает умершего в мир духов. Космогоническая мифология не развита, мифы не интегрированы с ритуальным искусством.