Банаро
Ба́наро (варан), папуасская этническая общность на северо-востоке Папуа-Новой Гвинеи (провинции Маданг и Ист-Сепик). Численность 4 тыс. человек (2021, оценка). Занимают 20 деревень (Яр, Бугарам, Кевим, Ангиси, Тогвик, Могум, Комтинг, Ниниас, Конгрум, Того, Могас, Кендай, Ябис, Ренол, Бутен, Кектен, Мунийтен, Пушитен, Ронгвик, Унам), образующих несколько групп, или кластеров, по обе стороны среднего течения реки Керам, притока реки Сепик. По преданию мигрировали в современную местность на каноэ, в том числе с отдалённого острова Манам. Язык банаро относится к группе раму папуасских языков. Говорят также на ток-писине (государственный язык). Большая часть верующих – католики и протестанты (с 1960-х гг.). Процесс христианизации был приостановлен во время 2-й мировой войны, т. к. земли банаро были завоеваны японской армией. В 2019 г. закончен перевод Нового Завета на язык банаро.
Основное занятие – земледелие (саго, таро, ямс, сахарный тростник, банан), свиноводство, рыболовство, охота на диких свиней. Знают гончарство. Каждая деревня состоит из 3–8 домов, в центре её традиционно находился мужской дом [буек (Турнвальд), пук (Жуйера)]. У каждого мужского дома было своё название. При смене места деревни мужские дома сохраняли свои старые названия. Имеются спаренные деревни, где один мужской дом располагается вниз по течению реки от другого. В деревне Унам было три мужских дома. Мужские дома были поделены на правую (тан) и левую (бон) половины, отражающие древнее фратриальное деление. В основе социальной организации – локализованные в деревнях патрилинейные кланы (в идеале экзогамные, но на практике нет), субкланы и большие братские семьи. Банаро управляются бигменами (киегре), которые регулируют отношения своего клана с другими и организуют военные экспедиции. Уважением пользовались основатели мужских домов (буек меноа, пук меноа), которые заложили центральный столб дома или перевезли его с предыдущего местонахождения клана. Власть бигмена держится на ораторстве и вере людей в его магические способности. Существует характерная для разных групп раму тотемическая система, не связанная с кланами (гора «птица», или писин, на ток-писин), наследуемая по полу (мальчики получают тотем отца, а девочки – тотем матери). Известны тотемы крокодила, солнца, казуара, дикой свиньи.
Предпочтительным браком является обмен сёстрами; между некоторыми субкланами сформировался устойчивый альянс: он заключается в экономической и военной взаимопомощи, межпоколенном брачном обмене (мужчина берёт в жёны женщину другого субклана, но той же фратрии или половины мужского дома, к которым принадлежит сам) и одновременной инициации мальчиков. Брак с представителем своего тотема или тотема родителя противоположного пола запрещён. Практикуется брачный выкуп (особенно в случае редких браков между отдаленными деревнями). Брачное поселение патрилокальное. Особые отношения ритуального побратимства (мунду) существуют между мужчиной одного субклана и мужчиной другого. Старшие мунду совместно организуют браки и инициации молодёжи. Инициация мальчиков проводится на протяжении нескольких месяцев и сопровождается изоляцией в мужском доме, испытаниями (кровопускание посредством внедрения стеблей в уретральный канал), показом священных гуделок (вирмуп) и исполнением мелодий на священных флейтах. Наряду с отцом особую роль в обряде инициации играет брат матери. Мужчина имеет санкционированный сексуальный доступ к своей жене, к жёнам своих мунду и невесте сына своего мунду. Широко распространена адопция как средство регулирования количества мальчиков и девочек для брачного обмена.
Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Генерационный скос и слияние альтернативных поколений отсутствуют; кросс-кузены и супруги терминологически не отождествляются, зато отождествляются с супругами деды и бабки. В обращении термины родства употребляются без префиксов грамматического лица. После брака женщина называет своего отца новым, специальным термином родства, а её дети зовут его отцом.
Развиты магия, культ предков, анимизм (вера в мужских духов мором, заключенных в деревянных фигурках, которые первые банаро привезли с собой на каноэ, и образующие свою иерархию). Музыкальные инструменты – флейты (пепот), бамбуковые трубы. Традиционная патриархальная система (тамбаран на ток-писин), состоявшая из кланов, мужских духов мором (которыми запугивали женщин), мужских домов, инициаций мальчиков и прочего постепенно исчезала на протяжении 20 в. Под влиянием католичества мужские дома исчезли к 1950-м гг. После изъятия мужских святынь католическими монахами в 1930-х гг. многие крещёные банаро бросили свои священные флейты в реку. В 1987 г. мужчины деревни Того впервые сыграли на священных мужских флейтах при женщинах.
В 1913–1915 гг. банаро изучал немецкий этнограф Р. Турнвальд. В своём исследовании он ориентировался на американо-британскую традицию, обращая внимания на функциональные особенности культуры и традиций, а также на структуры социальных отношений. Большая часть материалов была утеряна учёным во время 1-й мировой войны, свои статьи о народности банаро он издавал в значительной степени по памяти. В 1989 г. по следам Турнвальда к банаро отправился французский этнограф Б. Жюйера, описавший их культуру после христианизации и отказа от «системы тамбаран».