Годелье Морис
Годелье́ Мори́с (Maurice Godelier) (род. 28.02.1934, Камбре), французский антрополог, представитель марксистского направления в антропологии. Родился в небогатой семье на севере Франции. Окончил (1959) Высшую нормальную школу в Сен-Клу, где получил классическое философское образование, а затем год обучался экономике. В 1960–1962 гг. сотрудничал с Ф. Броделем. В 1963–1966 гг. был ассистентом К. Леви-Строса в Лаборатории социальной антропологии Коллеж де Франс, где одним из первых во Франции организовал преподавание экономической антропологии. С декабря 1966 г. по декабрь 1969 г., будучи уже сотрудником Национального центра научных исследований Франции, провел своё первое трёхлетнее полевое исследование среди баруйя Папуа-Новой Гвинеи. В 1970-е гг. читал курс экономической антропологии в Высшей школе социальных исследований. В 1982–1986 гг. – инициатор создания и руководитель Департамента наук о человеке и обществе Национального центра научных исследований Франции. В 1989–1991 гг. – член Берлинского института перспективных исследований. В 1995–1999 гг. – создатель и директор Центра исследований Океании (Марсель, Франция). В 1997–2000 гг. – научный руководитель проекта создания Музея на набережной Бранли. C 2000 г. – ведущий преподаватель-эмерит Высшей школы социальных исследований (Париж). В 2001–2016 гг. президент, с 2016 г. по настоящее время вице-президент и член административного совета Французского общества океанистов. Доктор Honoris Causa Лёвенского католического университета (Бельгия, 1981) и Университета Монреаля (2019). Почётный член Ассоциации социальной антропологии Океании (ASAO, 1997). Лауреат международной премии Александра фон Гумбольдта в области социальных наук (1990), Золотой медали Национального центра научных исследований Франции за вклад в науку (2001). Офицер ордена Почётного легиона (1998).
Научные интересы Годелье во многом объясняются его философско-политическими взглядами. В студенческие годы испытал влияние Э. Гуссерля, Л. Альтюссера, позже увлёкся К. Марксом. Член Французской коммунистической партии (1952–1968). Свои первые работы посвятил структуре метода «Капитала», что предопределило дальнейшие попытки сближения структуралистского и марксистского подходов. Работая с Ф. Броделем, пришёл к выводу об ограниченности исторического метода и о важности изучения современных обществ, организованных в соответствии с иными, нежели на Западе, социальными и культурными логиками. По мысли Годелье, анализ форм производства и обмена в таких обществах способствует пониманию причин и механизмов смены экономических формаций. Это предопределило его поворот к антропологии и сотрудничество с К. Леви-Стросом, также прошедшим через увлечение марксизмом. В период работы в Коллеж де Франс пытался выявить соответствия между экономическими, религиозными структурами и структурами родства и распространить категории и законы политэкономии на антропологию («Rationalité et irrationalité en économie» (1966; Рациональность и иррациональность в экономике). Позже признал, что эта «марксистская гипотеза» не нашла подтверждения.
В течение 20 лет, вплоть до 1988 гг. проводил регулярные длительные полевые исследования среди баруйя, в ходе которых зафиксировал и проанализировал процессы перехода от каменных орудий к металлическим и от племенной социальной организации к государственной, реконструировал прежний образ жизни и проследил его трансформации под влиянием колониализма, принесшего с собой товарно-денежные отношения и христианизацию населения. Особое внимание Годелье уделил гендерному неравенству, в частности мужскому доминированию, а также ритуалам, на которых основана внутренняя иерархия общества баруйя. Он показал, что, помимо известных в этнографической литературе «больших людей» – бигменов, чья власть основывалась на контроле даров и обмена, в некоторых меланезийских обществах был признан авторитет «великих людей», прославившихся своими военными подвигами, шаманскими практиками, а также осуществлявших инициацию молодых мужчин. Монография «La production des grands hommes : pouvoir et domination masculine chez les Baruya de Nouvelle-Guinée» (1982; Производство великих людей. Власть и мужское доминирование у баруйя Новой Гвинеи), получившая премию Французской академии, переведена на многие языки и признана этнографической классикой.
Широкая философская эрудиция в сочетании с богатым длительным опытом полевых этнографических исследований предопределили заметное влияние Годелье на развитие теоретической антропологии. Обобщив наблюдения над структурами и системами родства более чем в 160 различных обществах, он выявил их базовые элементы и инварианты. Углублённое изучение различия между воображаемым и символическим, роли мышления в социальной организации позволили ему пересмотреть некоторые марксистские схемы и сделать вывод о том, что не семейно-родственные, а политико-религиозные отношения были и являются фундаментом человеческих обществ («L'idéel et le matériel: pensée, économies, sociétés», 1984; «L’Énigme du don», 1996; «L’imaginé, l’imaginaire et le symbolique», 2015; Идеальное и материальное; Загадка дара; Воображенное, воображаемое и символическое). В более поздних работах, посвящённых формам и функциям власти, а также социальным иерархиям, основанным на гендерных отношениях и сексуальности, Годелье сформулировал оригинальные идеи в сфере физической антропологии и психоанализа («Suivre Jésus et faire du business : une petite société tribale dans la mondialisation», 2017; «Fondamentaux de la vie sociale», 2019; Идти за Христом и делать бизнес. Маленькое племя в условиях глобализации; Основы социальной жизни). Центральной для его исследований стала также тема роли антропологии как ведущей дисциплины для познания окружающего мира и её места в ряду других наук («Au fondement des sociétés humaines : сe que nous apprend l’anthropologie», 2007; У основания человеческих обществ. Чему нас учит антропология); премия Французской академии. Фундаментальный труд Годелье посвятил фигуре К. Леви-Строса и критическому анализу его теории («Lévi-Strauss», 2013). Осмысление разностороннего теоретического наследия Годелье не раз становилось предметом научных конференций и публикаций.
Научные взгляды Годелье неотделимы от его гуманистической морально-нравственной позиции, неравнодушия к судьбе так называемых периферийных обществ, страдающих от воздействия мирового капитализма, к проблемам социального неравенства в целом. Он покинул пост куратора проекта Музея на набережной Бранли в знак протеста против возобладавшего крена в сторону экзотизации и эстетизации «первобытных» культур, не позволившего воплотить замысел о создании антропологического музея нового типа, совмещающего эстетическую и просветительскую функции. Открыто занял позицию сторонника легализации «брака для всех», опубликовав несколько статей в СМИ и выступив в Национальной ассамблее с экспертным докладом о трансформациях систем родства в человеческих обществах.