Бигмен
Бигме́н (англ. big man – большой человек), в первобытных обществах лидер с ненаследственной властью, основанной на личном авторитете и престиже. Бигменами становились исключительно мужчины, обладавшие незаурядными личными качествами (физическая сила, интеллект, ораторское искусство, организаторские или магические способности). Как правило, бигмены выполняли функции третейского судьи, военного предводителя, руководителя хозяйственной деятельностью своего коллектива. По мнению М. Салинза, американского исследователя М. Фрида, российских этнологов Н. А. Бутинова, Л. Е. Куббеля и других, институт бигмена характерен для начальной стадии выделения политических лидеров, связан со специализацией функции руководства хозяйственной, социальной и идеологической сферами жизни первобытного общества. Изучался у народов Меланезии (Новая Гвинея, Тробриан, Соломоновы острова и др.) и Юго-Восточной Азии, известен в Африке и Северной Америке. В Меланезии влияние бигменов основывалось прежде всего на возможности распоряжения избыточным продуктом и использования накопленных личных ценностей в церемониальном обмене (например, кула, мока), т. е. раздаче богатств в целях приобретения престижа (например, потлач). Часто им приписывалась особая связь с духами предков, что обусловливало исполнение бигменами роли ритуальных лидеров. Статус бигмена отличался нестабильностью и служил предметом соперничества.
Впервые понятие «большой человек» (tamo-boro на языке бонгу) встречается в дневниках русского исследователя Н. Н. Миклухо-Маклая (Миклухо-Маклай. 1956. С. 215–216). Концептуализация понятия была предпринята американским антропологом М. Салинзом, который противопоставил бигмена как лидера, чей статус основывается на личных достижениях (его признают те, «кого он может одарить»), вождю, чей статус основывается на сакральном происхождении (вождь тот, «кому надо приносить подарки-подношения»). М. Годелье рассматривал бигменов как разновидность грейтменов.