Бенабена
Бенабе́на, (Bena Bena; экзоэтноним, данный первыми европейцами в 1930-х гг.; самоназвание лаванга бонай), папуасскaя этническая общность в Папуа-Новой Гвинее. Населяют провинцию Истерн-Хайлендс. Генетически гомогенны и типичны для региона. Численность 45 тыс. человек (2021, оценка). Говорят на языке бенабена (с диалектами нижний бена, верхний бена и конабена) подгруппы горока трансновогвинейской семьи. Широкое распространение получил ток-писин – основной повседневный язык бенабена младше 40 лет. Бенабена одними из первых вошли в контакт с первооткрывателями этого региона, братьями Майклом и Дэниелом Лихи, в 1932 г. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие – христиане-протестанты.
Основа хозяйства – ручное земледелие на семейных огородах: женщины выращивают батат (основная культура), маниок, кукурузу и овощи, мужчины – сахарный тростник, бананы, кофе и ямс. В последние десятилетия закрепилось выращивание тыквы, брокколи и бобов. Женщины занимаются свиноводством; мужчины – охотой. Распространено подсобное собирательство (майские жуки, грибы, плоды тропических деревьев). Мужчины играют ключевую роль в региональном дарообмене продуктами домашнего производства (особенно свиньями), домостроительстве, в политической жизни, в военных действиях и в магических ритуалах. Свиньи являются основным предметом дарообмена (хетпе нa языке ток-писин), источником богатства и «разменной монетой», которой расплачиваются за долги и расходы по образованию детей, а также центром ежегодного праздника свиней, на котором мужчины играют на священных флейтах-нама, табуированных для женщин и детей.
Материальная культура типична для папуасов провинции Истерн-Хайлендс. Заметную роль играют красочные плетёные сумки (гуй, или билум на ток-писине), которые используют как в быту – для переноски продуктов питания, так и в качестве части церемониального наряда и предмета межгруппового дарообмена. Основное оружие – лук и стрелы (без оперенья), тяжёлые деревянные щиты (хеле гуй). Традиционный женский костюм – плетёный, как билум, и увешанный украшениями (раковины, перья). Мужчины носят длинную, по щиколотку, плетёную накидку (гуталафа), плетёную накидку покороче (балатуфа) и наплечную накидку (гефей) из древесной коры-тапы. В настоящее время этот костюм одевают только по праздникам.
Поселение состоит из мужского дома и окружающих его домов замужних женщин с детьми. Вокруг дома расположены огород и кораль для свиней. Жилища каркасного типа с плетёными стенами и крышей из травы питпит (Setaria palmifolia). Бенабена подразделяются на 60 региональных групп («племён»), объединённых под эгидой выборного совета Бене (Напамогона, Катагу, Кенемаро и др.). Каждая группа делится на 3–5 именных, локализованных, патрилинейных кланов (численностью до 350 человек), с безымянными субкланами и линиджами. Кланы владеют землёй, обладают устной традицией, являются самоуправляющимися единицами и отвечают за военные действия, свиные праздники и инициации. Последние масштабные межклановые стычки произошли в 2006 г. Отчасти группа выполняет те же функции, что и клан. Определённой автономией обладают все звенья социальной организации бенабена (известны случаи примыкания линиджей к враждебным кланам и привлечение вождями крупных групп инородцев), так как они вовлечены в отношения дарообмена. Развита система адопционного родства как между линиджами, кланами и группами бенабена, так и между бенабена и враждующими с ними этническими группами (усыновление военнопленных). Проникновение христианства и капитализма подрывает основы традиционной социальной организации и повышает автономию женщин по отношению к мужчинам и линиджей и семей по отношению к кланам и племенам.
Брак патрилокальный. Традиционно распространена полигиния с брачным выкупом (свиньи и раковины) и низкой частотностью разводов. В последние десятилетия традиционная модель брака сменяется серийными браками, когда супруги живут вместе по нескольку лет, а затем сменяют партнёра. Семья (лаламехи) моногамная. Система терминов родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту, относительному полу и полу говорящего. Присутствуют элементы скользящего счёта поколений, в соответствии с которым братья по отцу и сёстры по матери называются, соответственно, старшими братьями и старшими сёстрами. Одним термином называются родители матери мужчины и дети дочери женщины; другим – родители отца мужчины и дети сына женщины. Имянаречение новорождённого производится родственниками. Если родственник нарекает ребёнка своим именем, то между тезками возникают пожизненные ритуализованные отношения (апатнигаси). В прошлом имело место детоубийство: например, одну из девочек-близнецов убивали, чтобы упростить уход и увеличить мобильность семьи в случае военных действий.
В доконтактное время были распространены инициации мальчиков (нехея или зухуве) и девочек (кифиве или хокаве). В инициацию мальчиков входили тайный показ священных флейт (нама) и гуделок, проникание тростником в желудок инициируемого с целью очищения его от слабостей детского характера, протыкание ноздрей и внедрение в них палочки (мелемеле), обучение боевому мастерству и искусству приготовления раскалённых камней. Инициация девочек начиналась с первой менструацией и включала в себя курс обучения правилам табу, приготовления пищи, разведения и умерщвления свиней, заканчивавшийся общим пиром. По-прежнему развиты представления о множественности души человека: гуфаа – тело, мехаа – личность (у детей отсутствует), ногойаа – жизненная сила (прирождённая душа, происходящая от душ родителей), сиклафуй – душа-дыхание. В процессе дарообмена-хетпе происходит обмен душами-ногойаа. После смерти человека душа-мехаа становится феле – душой предка. Когда человек умирал, проводился поминальный обряд (зби нохи), на котором женщины – родственницы умершего – рыдали, вымазавшись в грязи и одевшись в порванную одежду. Бытовали типичные для региона Истерн-Хайлендс представления о мифической птице, чей крик передаётся флейтами-нама.