Движение Яли
Движе́ние Я́ли (карго-культ Яли, движение Яли-Летуб), одно из наиболее массовых и продолжительных движений, первоначально неправильно называвшихся карго-культами, распространённое на Берегу Миклухо-Маклая и к северу от него в провинции Рай-Кост в 1940–1970-е гг. Устойчивость движения можно связать с его последовательно антиколониальным характером.
Биография Яли
Центральной фигурой движения был Яли Сингина (или Яли, сын Сингины; около 1912–1975), родившийся в деревне Сор на Берегу Миклухо-Маклая к востоку от Маданга, расположенной в глубине острова за меланезийской деревней Билиау (Телята в дневниках Н. Н. Миклухо-Маклая). Судьба Яли радикально отличается от типичной судьбы обычного папуаса Берега Миклухо-Маклая гораздо более плотным контактом с колониальной культурой. Эти факты оказали непосредственное влияние как на его доктрину, так и на степень вовлечённости его последователей в движение.
В молодости Яли работал в европейских поселениях. В 1920-е гг. он был официантом в отеле в г. Вау. В 1931 г. вернулся в Сор и выполнял обязанности тултула (деревенского старосты). После смерти жены в 1937 г. Яли вступил в ряды киап (местной полиции) и был отправлен в Рабаул для обучения. В начале боевых действий на Новой Гвинее, в 1942 г. он служил в Лаэ, где организовывал эвакуацию населения. Затем был переведён на Новую Британию, где его отряд участвовал в боях с японцами. За хорошую службу был отправлен в Квинсленд для прохождения шестимесячных курсов по ведению боевых действий в джунглях. С 1943 г. служил в Союзном разведывательном бюро, работал на Берегу Миклухо-Маклая и в окрестностях Финшхафена, сообщая начальству о перемещениях японцев. В 1944 г. в чине сержанта во главе десанта из 12 человек был высажен недалеко от Голландии (Джаяпура) для подготовки к предстоящей высадке американского десанта. Отряд попал в засаду, а Яли один из немногих смог лесами бежать в сторону Берега Миклухо-Маклая и пешком дошёл до г. Айтапе.
После окончания войны встал во главе антиколониального движения Летуб, именовавшегося в 1950-е гг. карго-культом Яли или культом Яли-Летуб, в рамках которого приобрёл широкую известность как пророк. В 1950–1955 гг. был заключён в тюрьму по обвинению в попытке изнасилования. После освобождения вновь возглавил движение, которое существенно расширилось географически, охватывая почти весь округ Маданг. В 1960-е гг. Яли был намного меньше вовлечён именно в культовую сторону движения, но более активно участвовал в политической жизни. В 1964–1966 гг. был президентом Совета провинции Рай-Кост [Территория Папуа и Новая Гвинея, с 1975 провинция Маданг (Папуа-Новая Гвинея)]. В 1964 и 1968 гг. он дважды неудачно баллотировался в качестве депутата от своей провинции в Палату собраний (Нижняя палата Парламента Территории Папуа и Новой Гвинеи). Скончался 26 сентября 1975 г., дожив до получения Папуа-Новой Гвинеей независимости.
Идеология движения
Центральной идеей доктрины Яли стало объяснение жителям Берега Миклухо-Маклая основ европейской жизни. По словам антрополога П. Уорсли, «движение Яли – последнее звено в длинной цепи событий, ведущей нас назад к дням Миклухо-Маклая. <…> В 1945 г. он [Яли – А. Т.] шёл к обычной политической деятельности, а не к милленаризму» (Уорсли. 1963. С. 271–272). Яли объяснял своим последователям, что они должны требовать с европейцев оплату за свой труд; сами организовывать «советы босс-боев» (ток-писин: bosboi konsel), которые смогут принимать решения по ключевым вопросам собственной жизни; что необходимо селиться в более крупных деревнях и соблюдать санитарные нормы; необходимо создание школ, обучающих европейскому образу жизни.
Одной из причин широкой популярности движения П. Лоуренс считает умение Яли скрывать свои истинные намерения. Например, общаясь с представителями колониальной администрации он делал акцент именно на гигиенической и политической составляющей (самоуправление) своего движения, что приводило к тому, что его поддерживали даже некоторые колониальные служащие (Берег Маклая…. 2021. С. 147).
Однако одновременно с ростом популярности Яли как пророка и политического лидера он постепенно утрачивал веру в европейскую культуру в целом. Одним из ключевых моментов в этом развороте к местным традициям стало знакомство с европейской теорией эволюции в Порт-Морсби в 1947 г. На её основании Яли сделал вывод о том, что рассказы об Адаме и Еве были обманом миссии, а по-настоящему европейцы верили в происхождение от обезьяны (Берег Маклая… 2021. С. 136). Постепенно полностью он отказался от христианских мифов, в частности о том, что папуасы являются потомками Хама. С 1947 г. все христианские элементы были вытеснены рассказами о Манупе и Килибобе, которые, по его мнению, на самом деле владели европейскими товарами. «Советы босс-боев» из органов принятия решения стали трансформироваться в альтернативные локальные полицейские силы, подконтрольные только Яли, а не колониальной администрации. На сингсингах (церемониях) в честь Яли уничтожалось большое количество продуктов, а во время празднеств происходили оргии. Все эти черты свидетельствовали об усилении мифологизации и милленаризации учения.
Сторонники движения Летуб воспринимали Яли как «Чёрного короля» – истинного властителя, который сбросит власть европейцев. Как «чёрному королю» ему приводили молодых девушек из разных селений, которые проживали в деревне Билиау. Эта практика была названа представителями австралийских властей организацией публичных домов, а сам Яли был обвинён в попытке изнасилования. Однако после заключения лидера движение не утратило своей силы. Сторонники ждали возвращения Яли из тюрьмы с оружием, после чего должна была произойти «война чёрных против белых». Многие организационные элементы движения Яли (советы босс-боев, необходимость соблюдения гигиенических норм, сингсинги с оргиями и уничтожением как пищи, так и кокосовых пальм и др.) проникли в другие движения на побережье (например, в движение Ку в Бонгу). После возвращения из заключения Яли по-прежнему сохранял свой авторитет, однако стал менее активно участвовать в низовых движениях и стал ориентироваться на официальную политическую борьбу.
У Яли брали интервью антрополог Питер Лоуренс (Берег Маклая… 2021. С. 111–151), зоолог Джаред Даймонд. В 1971 г. участники советской экспедиции на судне «Дмитрий Менделеев» зафиксировали наличие сторонников Яли в Бонгу (На берегу Маклая. Москва, 1975.). В 2010 г. участниками этнографической экспедиции МГУ имени М. В. Ломоносова записаны воспоминания жителей Бонгу о Яли (Берег Маклая… 2021. С. 309–312).