Киваи
Киваи́ (kiwai), группа родственных папуасских народов численностью около 30 тыс. человек: аригиби (700 человек), баму (6,3 тыс. человек), вабуда (2,75 тыс. человек), гибаио (700 человек), копе или гопе (1,3 тыс. человек), дару (1 тыс. человек), доумори (400 человек), керево (2,2 тыс. человек), мориги (700 человек), урама (1,7 тыс. человек) и др. на побережье в районе дельты реки Флай, в прилегающих внутриматериковых (районы Баму, Гама, Турама, Омари, Кикори, Эра) и островных областях Юго-Западной части Папуа-Новой Гвинеи. Говорят на шести языках языковой семьи киваи: баму киваи, северо-восточный киваи, южный киваи, вабуда, керево, мориги. Распространён ток-писин. Киваи – христиане-протестанты (прeсвитериане).
Основа хозяйства – ручное мотыжное земледелие (батат, таро, кокосовая пальма) и добыча саго. Экономически подсобную, но семиотически значимую роль играют гарпунная охота на дюгоней, охота на морских черепах (обряд нигори-гамо направлен на повышение количества морских животных), рыболовство, охота на диких свиней, грызунов и сумчатых. Изготовляют и широко потребляют каву (гамода). Основное оружие – лук, нож из бамбука, копье, кинжал из кости казуара (ваги, соке) и дубина с каменным наконечником (габагаба). Киваи славились изготовлением крупных лодок с двухсторонними балансирами.
Деревня состоит из одного или нескольких длинных домов (в среднем 40–80 м в длину) на двухметровых сваях; в центре мужской дом (даримо); для беременных женщин сооружались хижины за пределами деревни. Коньки крыш убирались магическими досками (гопе) для предохранения жителей от болезней. Женская традиционная одежда – травяная юбка или набедренная повязка; мужчины – обнажённые, иногда с фаллокриптами из раковин. Ритуальные маски изготовлялись из дерева или черепашьего панциря. Практиковалась охота за головами: головы врагов оттаскивались с поля боя на специальные веревках (гара оро) и хранились в мужском доме.
Киваи подразделяются на тотемные патрилинейные роды (Крокодил, Казуар, Краб, Собака, Морской Змей и др.). Распространена полигиния, брачный обмен переходного типа (фиксируется как обмен сёстрами, так и брачный выкуп), кросскузенные браки запрещены, разводы – обычное дело. Проводятся инициации мальчиков (могуру), сопровождающиеся умерщвлением дикого кабана, и девочек (омовение). Система терминов родства бифуркативного типа во всех поколениях; сиблинги родителей делятся по относительному возрасту. Кросскузены и супруги не отождествляются. Поколения дедов и внуков связаны взаимной терминологией. Генерационный скос отсутствует. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу.
Управляются советом из старейшин кланов. Великие охотники и воины, красноречивые ораторы пользуются всеобщим уважением, но социальноe расслоение в доконтактное время (до начала 20 в.) не сложилось. Женщины пользуются всеми правами в общественной жизни (но не допускаются в мужские ритуалы) и владеют имуществом (но не землёй). Во время ежегодных обрядов плодородия (гаэра) устраивались обряды, связанные аграрной магией. Мужчины выстраивались в овал, символически изображавший гуделку, вращали своими гуделками (мадубу) над головой. В этот период разрешались внебрачные связи. Из этого обычая в современную эпоху развилась субкультура дешёвой и повсеместной кивайской проституции (ту-кина бус).
Богатый фольклор, состоящий из исторических преданий о переселениях кланов, основании деревень, заселении островов; бытовых притчей о браке и семейной жизни; и мифов «смена кожи и бессмертие», «зубастое лоно», «собака – проводник в мире мёртвых», «начало сожительства мужчин и женщин», «приготовление пищи на солнце до обретения огня», «женщины как первые хранительницы святынь (гуделок, огня и прочего)», «пятна на луне», «женщины как насильницы или убийцы мужчин», «реки-змеи», «говорящая собака наказана за болтовню», «щепки при рубке растущего в небо дерева превращаются в рыб», «водяная женщина», «пресмыкающееся как любовник женщины» и прочее). Распространены циклы мифов о женщине демиурге Уа-огрере, культурных героях Меседе, Маруногере, Сидо и его прекрасной жене Сагару. После смерти душа умершего идет долгим путём в загробный мир (адири), следуя по стопам Сидо, гибель которого в битве принесла смерть человечеству. В сказаниях встречаются такие персонажи, как абере, аромо-руби, Виобари, Гануми, иваи-абере, обоуби, Ориогорусо, утуму, эбихаре, Эрумиа, этенгена, Этерари, которые знакомы русским читателям по изданию «Сказки и мифы папуасов киваи».
Развита танцевальная и музыкально-песенная культура (барабаны, трубы из раковин, трещотки, клапперы, флейты, ламеллофон [бамбуковый аналог варгана народов Сибири, или сусап, на ток-писине]). Популярным в Папуа-Новой Гвинее и Меланезии стал танец под названием «киваийская пляска».
Традиционное погребение – на специально сооружённом помосте. Распространены промысловая и сексуальная магия.