Скарификация
Скарифика́ция (шрамирование; от англ. scarification), один из наиболее распространённых видов соматических модификаций, заключающийся в нанесении шрамов на кожные покровы в рамках эстетических, ритуальных или социальных норм. Скарификация не имеет чёткой гендерной привязки и фиксируется как у мужчин, так и у женщин. Методы нанесения шрамов значительно различаются: от небольших насечек до глубоких или специально приподнятых шрамов. Иногда для придания шрамам дополнительного объёма применялись разнообразные наполнители (натуральные красители, сажа, пепел, пух, тёртая кость).
Для нанесения шрамов использовались разнообразные орудия из камня, кости, рога, дерева, зачастую специально изготовленные и носящие ритуальный характер. Образцы подобных орудий хранятся в этнографических музеях (например, в Музее Питт Риверса). В 20 в. социальные антропологи наблюдали, что в традиционных обществах для нанесения шрамов использовались лезвия для безопасной бритвы.
Шрамы могли наноситься практически на всё тело: лицо, грудь, спину, плечи, живот, ягодицы. Зачастую, например у аборигенов Австралии, шрамы наносились на различные части тела (подбородок, плечи, живот) одновременно. Подобную операцию описывал африканист А. Т. Брайант, который зафиксировал скарификацию у девушек зулу: «Для нанесения таких меток применялся особый способ надрезывания (ukuQakaqa). Если прихватить кожу острым шипом и надрезать её ножом, то по заживлении ранки остаётся желвак величиной с горошину. «Художник» делал такие желваки на разных частях тела – на груди, плечах, животе, боках и даже на икрах и располагал их в виде определённого рисунка, который служил отличительным знаком каждой возрастной группы» (Брайант. 1953. С. 116). У андаманцев во время инициации на спину наносится 3 рваных пореза в виде расходящихся линий – от поясницы к плечам и шее, которые затем посыпаются солью, чтобы при затягивании порезов образовались бугристые шрамы. Они считаются неотъемлемым атрибутом взрослого мужчины. У народов Бенина скарификация связана с разнообразными магическими процедурами, призванными исцелить ребёнка, облегчить мучения будущей роженицы, способствовать успеху в любовных делах.
В ряде регионов (Западная и Южная Африка, остров Новая Гвинея) скарификация тесно связана с тотемическими культами, и шрамы символически интерпретируются как следы от зубов тотемных животных. Иногда для наполнения шрамов используется толчёная кость этих животных (например, у сан Калахари).
История возникновения традиции скарификации диcкуссионна. Данные физической антропологии позволяют рассматривать символические трепанации как вид культурных модификаций тела, предшествовавших скарификации. Косвенно древность происхождения скарификации подтверждается её включением в мифологические системы. Так, согласно мифологии народа бамбара, шрамирование лица было придумано женщиной-первопредком Мусо Корони, «чтобы узнавать друг друга» (Котляр. 1975. С. 89).
В письменных источниках скарификация отмечается уже в середине I тыс. до н. э., например в «Истории» Геродота. Вероятнее всего, появление шрамирования изначально было связано с ритуальными кровопусканиями, невозможными без повреждения кожных покровов. Отрывок из ветхозаветной книги Левит, который чаще всего трактуют как библейский запрет на татуировки, по всей вероятности, описывает именно вариант ритуальной скарификации: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев 19:28). Аналоги можно обнаружить в Австралии: обычай наносить вдовам в знак траура шрамы на лицо был зафиксирован у аборигенов, проживавших на берегах реки Муррей (Дарк. 1876. С. 403).
Существует ещё несколько гипотез о причинах возникновения шрамирования. Отдельные исследователи считают, что шрамы должны были ритуально воспроизводить увечья в результате трудовой деятельности (Столяр. 1976. С. 20–21). Эта гипотеза частично подтверждается европейскими практиками 19 в., когда искусственные шрамы имитировали раны, полученные на дуэли. Противоположностью является теория, в рамках которой скарификация и ряд других соматических модификаций рассматриваются как имитация действий, совершающихся над телом умершего (Элькин. 1952). В отечественной и зарубежной историографии встречается точка зрения (Львова. 1984; DeMello. 2007), что скарификация возникает как альтернатива татуировке у народов с более тёмной пигментацией кожи. Как и ряд других соматических модификаций, скарификация может рассматриваться в рамках «теории гандикапа». Согласно этой биологической теории гены самцов могут сохранять ненужные для выживания признаки: грива у львов, хвост у павлинов (Zahavi. 1999). Скарификации, с такой точки зрения, подчеркивают выносливость, способность выдержать опасную болезненную операцию, а соответственно, способны привлекать представителей противоположного пола.
Функции скарификации в целом аналогичны другим соматическим модификациям: в первую очередь это маркировка и формирование идентичности, т. е. визуальное обозначение принадлежности к определённой возрастной, социальной или этнической группе, семейного статуса и т. д. Британский антрополог Э. Э. Эванс-Причард, описывая ритуальные шрамирования у нуэров, сформулировал это следующим образом: «Ритуалы инициации – более чем что бы то ни было – отличают культуру нуэров и придают нуэрам… чувство превосходства…» (Эванс-Причард. 1985. С. 225).
Кроме этого, шрамирования могут иметь функции оберега, эстетические и ритуальные функции, являясь частью обрядов перехода. Последняя функция является наиболее распространённой, в связи с чем возраст, когда люди подвергаются скарификации, может широко варьировать. Так, у некоторых этнических групп (календжин) скарификацию начинают делать уже в 5–6 лет. Однако чаще всего шрамы в рамках возрастных инициаций наносят в подростковом (11–16) и юношеском возрасте (16–20 лет) (масаи, нуэры).
Несмотря на древность традиции скарифкации, она до сих пор широко распространена, особенно в Африке южнее Сахары (нилоты, сара, куба), а также у аэта Филиппин. При этом шрамирование характерно не только для традиционных обществ, в 21 в. оно является эстетической процедурой по модификации тела наравне с татуировкой и пирсингом.