Мелпа
Ме́лпа (melpa; медлпа, метлпа; самоназвание мбовамб «свои люди»; также известны как хагенцы), папуасский народ, проживающий в Папуа – Новой Гвинее (провинция Западное Нагорье). Численность около 60 тыс. человек (2020, оценка). Говорят на языках медлпа (хаген) чимбу-вахгийской семьи трансновогвинейской макросемьи папуасских языков (общая численность говорящих 130 тыс. человек), ток-писине (государственный язык) и английском. Кроме того, имеются так называемые тайные языки, например «язык пандануса», используемые во время ритуалов сбора урожая карука (вид пандануса, Pandanus julianettii). Свыше 80% верующих – протестанты-лютеране и католики (христианство распространяется с 1930-х гг.), остальные 20% – адвентисты седьмого дня, баптисты, апостолики), частично сохраняются традиционные верования, поддерживаемые растущим туризмом.
По географическому принципу мелпа делятся на три территориальные группы: cеверных, центральных и восточных. Эти группы сходятся на ежегодные праздники, на которых за каждой из них закреплены свои обязанности. В каждой территориальной группе выделяются племена – мботенда, буквально – один корень (например, минемби, типука, укини, кавелка, копа среди северных мелпа; кумнди, ненгка, мундика, римнди среди западных мелпа, кули среди восточных мелпа). Племена, насчитывающие от 60 до 5 тыс. человек, связаны между собой мифом об общем происхождении. Они, в свою очередь, делятся на секции (часто со вторичными вкраплениями родов, принадлежащих другим племенам) и локализованные патрилинейные роды (андаканг, буквально – дед и внук). У каждого рода есть свой тотем (ми), происходящий, по преданию, из определённого места на родовой земле (кона). Роды дробятся на патрилиниджи (тепам кангемадл, буквально – отец и сын), которые являются землевладельцами. Система терминов родства бифуркативного типа. Термины родства делятся на референтивные и вокативные; среди референтивных терминов выделяются термины обозначения в узком кругу родственников и термины публичного обозначения. Сиблинги делятся по относительному полу. Брак патрилокальный, моногамный (75%), полигинный (25%); жёны в полигинных семьях происходят из разных родов (мужчина называет «братьями» мужчин рода, в который вышла замуж сестра его жены). Практикуются левират, брачный выкуп.
Группы родов связаны между собой обобщённым брачным и материальным обменом (мока), который приводит к накоплению власти и богатства у родовых вождей-бигменов. Бигмен раздаёт подарки на большом потлачевидном празднике, на который сходятся представители племён и даже территориальных групп мелпа. На таких праздниках северные, центральные и восточные мелпа выполняют свои ритуальные обязанности. Основным традиционным типом подарка являлись свинья и морские (жемчужные) раковины, однако во второй половине 20 в. раздаривались также продукты земледелия, европейские вещи (даже автомобили) и деньги. В случае если бигмен не может раздать больше, чем организатор предыдущей моки, то новая мока не проводится.
Освоение центральных гор Новой Гвинеи австралийцами стало возможным благодаря развитию самолётостроения. Впервые мелпа вступили в контакт с европейцами в 1933 г., во время продвижения вверх по реке Вахги группы золотоискателей под руководством братьев Лихи, которые незадолго до этого совершили рекогносцировку местности на самолёте. В том же году здесь была построена взлётно-посадочная полоса, рядом с которой возник город Маунт-Хаген. Первым миссионером среди мелпа и соседних групп стал католический монах У. Росс в 1934 г. В 1951–1952 гг. лютеранские миссионеры основали станцию Котна, которая стала основой одноимённого города.
Традиционное доконтактное занятие – ручное земледелие. Основная сельскохозяйственная культура – батат, также выращивается таро, среди дикорастущих растений используются «кунай» (обобщающее название зелени, листьев) и «питпит» (дикий сахарный тростник). Мужчины занимаются возделыванием новых участков и строительством изгородей, защищающих огороды от свиней, женщины возделывают растения-клубнеплоды, мужчины – те растения, плоды которых растут над землёй, – бананы, карука. Развито свиноводство, уход за свиньями традиционно считался женской обязанностью.
В доконтактное время у мелпа существовало два типа домов. Мужские дома, обычно круглые в плане, в которых жили мужчины (мальчики переселялись сюда примерно в 8–9 лет). Женские хижины, в которых жили взрослые женщины, маленькие дети обоих полов и дочери до замужества. Это прямоугольные удлинённые постройки, часто со специальным отсеком для свиней. Дома имеют столбовую конструкцию, обшитую корой, плетёным тростником и листьями. По указанию миссионеров в ряде деревень распространилась линейная планировка с семейными домами.
Модель мира – бинарная, которой соответствует редкая в мировом масштабе бинарная система счёта. В ней присутствуют только числительные 1 и 2, а более крупные числа являются их комбинацией. Основной культурный контраст – между дикими (роми) и домашними (мбо) животными и растениями, между своими людьми (мбо вамб) и чужаками (вамб елпа); эти категории также кодируются как связанные отношениями сиблингства (онгин онгин).
В 21 в. значительный доход мелпа приносят театрализованные постановки «традиционных» танцев. Маунт-Хаген считается центром этнографического туризма Папуа – Новой Гвинеи. Здесь ежегодно устраивается Маунт-хагенский фестиваль, где кроме мелпа активно участвуют в качестве актёров представители папуасских народов хули, асаро («люди из грязи») и чимбу («люди-скелеты»).
В 1960–1970–х гг. у мелпа работали антропологи Эндрю и Мэрилин Стратерн. Э. Стратерн детально описал обмен мока в книге «Верёвка мока» («The Rope of Moka», 1971), а впоследствии стал научным консультантом фильма «Большая мока Онгки» («Ongka’s big moka», 1974, режиссёр Ч. Нэрн). М. Стратерн на основании полученных материалов развила чрезвычайно важные для современной социальной антропологии концепции «дивидуума», «частичных связей», «великих людей» (в противоположность бигменам), а также использовала их для критики европоцентричности понятия «общество».
На основании любительских кадров M. Лихи, снятых в 1930-х гг., и съёмок 1980-х гг. режиссёрами Б. Коннолли и Р. Андерсон были смонтированы фильмы «Хайлендской трилогии»: «Первый контакт» (1983), «Соседи Джо Лихи» (1989) и «Чёрная жатва» (1992). В них рассказывается о проникновении австралийских золотоискателей на высокогорья Новой Гвинеи, начале колонизации и капиталистической эксплуатации региона, о жизни М. Лихи, его сыне-полукровке и о его тяжбах с местными папуасами по поводу земли, на которой он основал две свои плантации.