Демиург
Демиу́рг (греч. δημιουργός – ремесленник, мастер), 1) мифологический персонаж, основной герой космогонических мифов, создатель космических и культурных объектов и людей. Процесс создания обычно изображается как ремесленное изготовление, демиург предстаёт как кузнец (древнегреческий Гефест, финский Ильмаринен, грузинский Пиркуши, германский Вёлунд и др.), гончар (древнеегипетский Хнум и др.) или ткач; с мифами о демиурге обычно связан религиозный статус этих ремесленных профессий. Часто демиург выступает как помощник верховного божества. В древних мифологиях образ демиурга развивается в представление о Боге-творце, создающем мир через магическое превращение или называние; часто подчёркивается неучастие творца в последующих судьбах мира (т. н. deus otiosus – отдыхающий бог), его недоступность для контактов с людьми (эту роль в таких случаях исполняют низшие боги). См. также Культурный герой.
2) Термин древнегреческой философии. Введён Платоном в диалоге «Тимей». Демиург – «творец и отец этой Вселенной», создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души, он творит Космос из со-вечной ему материи («кормилицы», «восприемницы», «пластической массы»), наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз-парадигму – эйдос. В этом его отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего: ни материя, ни первообраз от демиурга не зависят. Кроме того, он не всесилен: стремлению Ума-демиурга устроить всё «как можно лучше» противостоит сопротивление материи в виде детерминистической «необходимости» (ананке). Демиург «Тимея», очевидно, тождествен «причине соединения» предела и беспредельного (формы и материи) – прообразу «действующей причины» Аристотеля – в платоновском «Филебе». Аристотель подчёркнуто игнорировал демиурга «Тимея» при изложении платоновского учения и употреблял термин «демиург» только в прямом значении «ремесленник, мастер» (единственное возможное исключение – ранний диалог «О философии»). Филон Александрийский отождествляет демиурга с логосом, Нумений – с умом-нусом, называя его «вторым богом» (ср. также Герметический корпус 1,9: «Ум породил другой ум – демиурга»). Радикальный дуализм гностицизма, полагающий материю абсолютным злом, завершается признанием некогда «благого» платоновского демиурга источником мирового зла: у Валентина демиург помещается не только ниже плеромы эонов, но и ниже низшей Софии-Ахамот, в «психической» сфере, и творит мир, не зная эйдосов. Идея «злого демиурга» была объектом полемики Плотина в его споре с гностиками («Эннеады» II 9, 6).