Энга
Э́нга, крупнейший папуасский народ Папуа-Новой Гвинеи. Живут в нагорьях на высоте 2–4 км над уровнем моря, в основном на востоке провинции Энга, от г. Маунт-Хаген на запад до Поргеры в долинах рек Амбум, Лай, Сау, верховьях Марамуни, Лагаип и Тари. Предки энга археологически прослеживаются с первых веков нашей эры. Доминируют группы крови О и А. Делятся на несколько культурных и географических групп (мае, тата, или тайата, кайна, кандепе, капона, лалагам, лапална, лаяпо, марамуни, сари, сае, яндапо). Численность 230 тыс. человек (2000, перепись). Говорят на языках энга и кьяка энганской семьи трансновогвинейских языков (с диалектами, соответствующими вышеуказанным культурно-географическим группам); письменность на основе латинской графики. Распространены также ток-писин, английский язык и особый язык жестов.
Первые контакты с западным миром произошли в 1930 г., когда на энга вышла группа золотоискателей компании «Акмана». К 1938 г. относятся первые контакты с австралийским правительством, а к 1948 г. – первое знакомство с миссионерами. Современные верующие в основном христиане (лютеране и католики).
Занимаются ручным оседлым земледелием с использованием методики пара. Мужчины расчищали землю, строили заборы и засеивали землю, а женщины ухаживали за растениями и собирали урожай. Основные земледельческие культуры – батат, таро, банан, сахарный тростник, панданус, а также кофе, пиретрум, орхидеи (в основном на продажу). Традиционно занимались свиноводством (женский труд). Скотоводство (разведение азиатских быков) получило развитие под воздействием правительства Австралии. Охота не развита из-за отсутствия дичи.
Плотность населения энга более 100 человек на квадратный километр, что является высоким показателем для Папуа-Новой Гвинеи. Поселения разбросанные. Дома одноэтажные, дощатые с плетёными крышами. В основе социальной организации – система неэкзогамных фратрий (до 6 тыс. человек), локализованных, экзогамных патрилинейных кланов (от 100 до 1,5 тыс. человек), субкланов и линиджей, постоянно находящихся в процессе разделения и слияния. Степень молекулярно-генетического расхождения между кланами соответствует данным устных преданий. Из-за веры в ритуальную нечистоту женщин взрослые женщины с дочерьми и малолетними сыновьями живут отдельно от мужчин, проживавших группами из нескольких родственников. Мальчики переходят жить к мужчинам с 6–7-летнего возраста. Среди мужчин поощряется добрачная девственность. Обязательных форм брака, за исключением левирата, не зафиксировано. Послебрачное поселение патривирилокальное. Система терминов родства бифуркативного типа; поколения дедов и внуков, братья матери и дети сестры, сёстры отца и дети братьев связаны взаимной терминологией. Сиблинги делятся по относительному полу. Термины родства делятся на референтивные и вокативные.
Управленческие функции принадлежат бигменам, среди которых распространена полигиния. Наследственной власти не существует. Характерен церемониальный обмен (тее) такими ценностями, как свиньи (тее пинги), жемчуг, раковины, топоры, украшения из перьев. Энга славятся среди соседей своей искушённостью в накоплении богатств. Распространены парики из человеческих волос, раскраска лица и тела.
Для фольклора характерен миф о Солнце-отце и Луне-матери – создателях бессмертных небесных людей, ставших предками земных людей. Представления о душе партитивные: новорождённый получает душу-дыхание из мира патрилинейных предков, а душу-тень и тело от матери и её женских предков. Практикуются магия и колдовство. С 1970-х гг. развивается самобытная школа живописи. Развито ораторское искусство.
Серию книг и статей о маэ энга опубликовал австралийский антрополог М. Меггитт, который вёл исследования в Папуа-Новой Гвинее в 1955–1961 гг.